Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2010 г. N 46-Г10-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.П.,
судей Калининой Л.А., Еременко Г.И.,
при секретаре Проскуриной Т.Л.
рассмотрела в открытом судебном - заседании дело по кассационным жалобам Самарской Губернской Думы, правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 12 января 2010 г., которым признана недействующей часть 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" с даты вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителей Губернатора Самарской правительства Попова С.С, Платоновой Н.Б., просивших решение отменить, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
исполняющий обязанности прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд заявлением о признании недействующей часть 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой отечественной войны тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", изложенной в следующей редакции:
"3. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом и предоставляемые в натуральной форме, а также в виде ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются ветеранам Великой Отечественной войны - труженикам тыла, ветеранам труда, гражданам, приравненным к ветеранам груда, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, получающим ежемесячные денежные выплаты, установленные настоящим Законом".
В обоснование заявления сослался на противоречие этой нормы абзацу 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 3 статьи 13 Федерального закона от 21 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Самарская Губернская Дума, правительство Самарской области с заявлением не согласилась.
Решением Самарского областного суда от 12 января 2010 г. заявление удовлетворено.
В кассационных жалобах Самарская Губернская Дума, правительство Самарской области просят об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права.
Изучив доводы кассационных жалоб, проверив материалы дела, Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене как основанного па неправильном истолковании норм материального Закона, регулирующего спорное правоотношение.
В силу абзаца 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" указанной категории граждан предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
В силу части 3 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Аналогичное положение содержится в части 3 статьи 31 Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Федерального закона "О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации" имеется в виду "Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, жертв политических репрессий осуществляется самостоятельно субъектом Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что оспариваемое им положение снижает уровень правовых гарантий в области социальной поддержки названным категориям граждан, поскольку исключает предоставление мер социальной поддержки льготникам, одновременно имеющих статус федерального и регионального льготополучателя по одному основанию, которые выбрали получение единовременной денежной выплаты из федерального бюджета. Такой вывод нельзя признать обоснованным.
Как видно, оспариваемое правовое регулирование установлено в целях реализации положений Федеральных законов "О ветеранах","О реабилитации жертв политических репрессий".
Сопоставив региональное правовое регулирование с поименованными федеральными нормами, на противоречие которым поставлен вопрос, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что определяя меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Самарской области, законодатель Самарской области действовал в рамках нормотворческой компетенции субъекта Российской Федерации по данному вопросу.
Что же касается указания в оспариваемом Законе на то, что меры социальной поддержки, предоставляются лицам, получающим ежемесячные денежные выплаты, то само по себе оно не свидетельствует о снижении уровня правовых гарантий, предоставляемых этим лицам до 31 января 2004 года, к чему сводятся доводы прокурора; и тем более не предполагает ограничения права ветерана на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям по выбору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Не основано на Законе и суждение суда, сводящееся к тому, что субъект в оспариваемом прокурором положении установил классификацию льготополучателей в зависимости от территориального критерия. Во всяком случае, из текста регионального закона этого не следует.
Поскольку выводы суда о несоответствии федеральному законодательству оспариваемой региональной нормы в контексте заявленных требований прокурора основаны на неправильном истолковании норм материального закона, подлежащего применению по данному делу, решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору в удовлетворении его заявления.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Самарского областного суда от 12 января 2010 г. отменить, вынести новое решение, которым прокурору Самарской области в удовлетворении его заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей часть 3 статьи 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2004 г. N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий отказать.
Председательствующий: |
Пирожков В.П. |
Судьи: |
Калинина Л.А. |
|
Еременко Г.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 апреля 2010 г. N 46-Г10-6
Текст определения официально опубликован не был