Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 5-Г09-80
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.П. Меркулова
судей Л.А. Калининой и О.А. Ксенофонтовой
при секретаре Н.В. Росляковой
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора города Москвы об оспаривании Положения о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 18.09.2000 г. N 993-РМ по кассационной жалобе Мэра Москвы на решение Московского городского суда от 29 июня 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителя Мэра Москвы Расторгуева А.Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор города Москвы обратился в суд с заявлением о признании недействующим Положения о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы, утвержденного п. 1 распоряжения Мэра Москвы от 18 сентября 2000 г N 993-РМ с последующими изменениями, ссылаясь на то, что оно противоречит части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации порядок предоставления по договорам социального найма иным определенным законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях должен быть предусмотрен законом субъекта Российской Федерации, а не актом высшего должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Московского городского суда от 29 июня 2009 года постановлено: заявление Прокурора города Москвы об оспаривании Положения о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы, утвержденного распоряжением Мэра Москвы от 18.09.2000 г. N 993-РМ, удовлетворить.
Признать пункт 1 распоряжения Мэра Москвы от 18.09.2000 г. N 993-РМ "О порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы" и Положение о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы (приложение к данному распоряжению) недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Мэр Москвы подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Суд проанализировал нормы Положения о порядке постановки на учет по улучшению жилищных условий и предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы в совокупности с положениями ст.ст. 40, 41 Устава города Москвы и сделал правильный вывод, что оспариваемый акт регулирует вопросы, относящиеся к сфере жилищного законодательства. Положением в нарушение требований федерального закона с 1 марта 2005 года порядок предоставления жилых помещений государственным служащим города Москвы установлен не законом города Москвы, а распоряжением Мэра Москвы.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленных требований сделан правильно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда.
Так, ссылку на то, что оспариваемое Положение не противоречит действующему Федеральному закону от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы", поскольку Мэр Москвы уполномочен определять порядок и условия реализации жилищной гарантии государственным служащим, нельзя признать обоснованной.
В силу ст. 4 ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Категории граждан и основания их нуждаемости в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, как указано выше, устанавливаются на основании закона.
Более того, нормами ст. 5 Закона города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" к компетенции и полномочиям органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения не отнесены вопросы по принятию положений о порядке постановке на учет по улучшению жилищных условий.
Принципы обеспечения государственных служащих жилыми помещениями определены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" согласно пункту 4 статьи 53 которого гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 08.05.2009) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, нормы ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" не могут применяться для регулирования названных правоотношений.
Более того, минимальный размер площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой, которая на основании ч. 5 ст. 50 ЖК РФ установлена Законом города Москвы от 14.06.2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Правовой статус лиц, нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст. 3 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения"
Оспариваемое положение, являясь подзаконным нормативным правовым актом, изменяет вышеназванный минимальный размер жилой площади и основания постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установленный законами.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих выводов, которые Судебная коллегия считает правильными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского городского суда от 29 июня 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мэра Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N 5-Г09-80
Текст определения официально опубликован не был