Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N 51-Г09-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.П.,
судей Калининой Л.А., Макарова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления ветеринарии Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 14 мая 2009 года, которым удовлетворено заявление прокурора Алтайского края о признании недействующими отдельных положений Административного регламента по предоставлению управлением ветеринарии Алтайского края государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Алтайский край и вывоз из Алтайского края животных, продукции, сырья животного происхождения и кормов, утвержденного приказом управления ветеринарии Алтайского края от 16 октября 2008 года N 196-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшего решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом управления ветеринарии Алтайского края от 16 октября 2008 года N 196-п утвержден Административный регламент по предоставлению управлением ветеринарии Алтайского края государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Алтайский край и вывоз из Алтайского края животных, продукции, сырья животного происхождения и кормов (далее по тексту Административный регламент).
Пунктами 1, 2, 4 Административного регламента предусмотрено оказание управлением ветеринарии Алтайского края юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее - заявитель) государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз из Алтайского края животных, продукции, сырья животного происхождения.
В соответствии с абз. 1 пункта 16 Административного регламента для получения указанного разрешения заявитель после согласования с главным государственным ветеринарным инспектором района (города) направляет в управление ветеринарии Алтайского края запрос о ввозе (вывозе) подконтрольного груза.
В запросе на ввоз (вывоз) водных биологических ресурсов указывается их вид и районы вылова (добычи), кроме того, номер разрешения территориального органа Россельхознадзора на право добычи (вылова) продукции из водных биологических ресурсов, в регионе деятельности которых осуществлялась их заготовка, с указанием конкретного предприятия (пункт 17 Административного регламента).
Пунктом 18 Административного регламента установлено, что заявители (или уполномоченные ими лица) представляют в Управление вместе с запросом наряду с другими документами копию ветеринарного регистрационного удостоверения (при заготовке, переработке, хранении, перевозке и реализации продуктов животного происхождения).
Согласно абз. 1, 4 п. 24 Административного регламента одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввоз (вывоз) подконтрольных грузов является несоответствие заявленного к ввозу (вывозу) объема продуктов животного происхождения (сырья животного происхождения) производственным мощностям заявленных предприятий.
В силу абз. 3, 5 п. 32 Административного регламента конечным результатом предоставления заявителю государственной услуги является направление (выдача) письменного разрешения на вывоз из Алтайского края подконтрольных грузов либо направление копии уведомления об отказе в выдаче данного разрешения.
Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 1 в части слов "и вывоз из Алтайского края", п. 4 в части слов "и вывоз из Алтайского края", абз. 1 п. 16 в части слов "(вывозе"), п. 17 в части слов "(вывоз)", абз. 4 п. 18 в части слов "заготовке, переработке, хранении, перевозке и", абз. 1 п. 24 в части слов "(вывоз)", абз. 4 п. 24 в части слов "(вывозу)", абз. 3, 5 п. 32 в части слов "вывоз из Алтайского края" Административного регламента.
В обоснование заявления сослался на противоречие опариваемых положений нормам Закона РФ "О ветеринарии" от 14.05.1993 года N 4979-1, Закона Алтайского края "О ветеринарии" от 13.11.1998 года N 59-ЗС, приказа Минсельхоза от 16.11.2006 года N 422 "Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов" (далее по тексту Правила), Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановления Правительства РФ от 13.08.97 года N 1013, постановления Госстандарта РФ от 28.04.99 года N 21 "Об утверждении Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья"; полагал, что оспариваемое правовое регулирование субъектом РФ установлено с превышением компетенции, предоставленной управлению ветеринарии Алтайского края вышеуказанными нормативными правовыми актами; не соответствует принципу определенности правовой нормы.
Управление ветеринарии Алтайского края, считая, что действовало в пределах полномочий, с заявлением прокурора не согласилось.
Решением Алтайского краевого суда от 14 мая 2009 года заявление прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и направлении дела на новое рассмотрение. Суть доводов сводится к неправильному истолкованию судом норм материального Закона, подлежащего применению по данному делу. Отмечается, что выдача разрешения на вывоз из Алтайского края живтоных, продукции, сырья животного происхождения является государственной услугой, предоставление которой вытекает из толкования пункта 2.4 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (утв. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16 ноября 2006 года N 422, на которую суд ссылается в своем решении), с учетом формулировок, используемых в утвержденной форме ветеринарного свидетельства формы N 2. Выдача разрешений не является мероприятием государственного ветеринарного надзора. Административный регламент, разработан в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 года N 1789-р и постановлением администрации Алтайского края от 9 апреля 2008 года N 142 "Об утверждении в Алтайском крае в 2008-2010 года" в рамках проведения административной реформы.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия, не находит подлежащими удовлетворению.
Признавая недействующим в оспариваемой части региональный нормативный акт, суд обоснованно исходил из того, что управление ветеринарии Алтайского края не вправе принимать нормативные правовые актов, действие которых распространяется на граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими перевозки животных, продукции, сырья животного происхождения и кормов за пределы территории Алтайского края.
По смыслу законодательства, на нормы которого суд ссылается в своем решении, принятие нормативных правовых актов органами исполнительной власти, в том числе в области ветеринарии, осуществляется в пределах нормотворческой компетенции, предоставленной им законодательством, имеющим большую юридическую силу
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно.
Согласно п. 4 ст. 78 "Устава (Основного закона) Алтайского края" система органов исполнительной власти Алтайского края устанавливается законами Алтайского края.
В силу ст. 1, п. 3 ст. 3 Закона Алтайского края "О системе органов исполнительной власти Алтайского края" систему органов исполнительной власти составляет Администрация Алтайского края и иные органы исполнительной власти Алтайского края, образуемые администрацией Алтайского края; Положение об органах исполнительной власти Алтайского края утверждается главой администрации края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 7 ноября 2006 года N 449 утверждено Положение об управлении ветеринарии Алтайского края (далее по тексту Положение), которое согласно п. 1.1 Положения является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции надзора и контроля в области предупреждения болезней животных и их лечения, выпуска полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека. В перечне полномочий Управления ветеринарии Алтайского края и начальника этого Управления, предусмотренном п. 2.1 и 3.5.13 Положения, отсутствуют полномочия на принятие нормативных правовых актов.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О ветеринарии" (далее по тексту закон N 4979-1) ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3 Закона N 4979-1 к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии отнесено решение только тех вопросов, решение которых не отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно пп. 49, 49.1 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию, по оказанию государственных услуг в сфере агропромышленного комплекса. В компетенцию указанного Министерства входят полномочия по принятию нормативных правовых актов, в том числе правил ветеринарии.
Так, Приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов. Пунктом 2.4 этих Правил установлено, что при перевозке грузов между субъектами Российской Федерации в графе "особые отметки" ветеринарного свидетельства указывают номер и дату разрешения руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, из формы N 2 Приложения N 2 к Правилам также следует, что в особых отметках ветеринарного свидетельства следует указать дату и номер разрешения на вывоз продукции за пределы территории.
Указанные документы предназначены удостоверять безопасность в ветеринарном отношении сопровождаемых продуктов животноводства, выдаются в целях предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, что относится к функциям государственного ветеринарного надзора.
В соответствии со ст. 8 Закона N 4979-1 государственный ветеринарный надзор направлен на разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 настоящего закона, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 года N 706 (далее по тексту Положение), государственный ветеринарный надзор в Российской Федерации представляет собой систему контроля за соблюдением, в том числе, требований ветеринарный правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы по безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов и продовольственного сырья животного происхождения, условий их заготовки, подготовки к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок.
В силу п. 8 Положения государственный ветеринарный надзор на объектах, указанных в пункте 5 Положения, осуществляется в виде проверок поднадзорных объектов, осуществляемых государственными ветеринарными инспекторами. Цели, объем и периодичность проверок, порядок оформления по их результатам соответствующих документов и принятие решений, а также порядок осуществления мер по пресечению выявленных нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации определяются правилами, инструкциями и другими нормативными документами, издаваемыми и утверждаемыми в установленном порядке Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации на основе действующего законодательства (пункт 8).
Права и обязанности должностных лиц Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, в том числе главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктом 12 Положения и среди них отсутствуют полномочия по нормативному правовому регулированию вопросов в установленной сфере деятельности.
Таким образом, выводы суда являются законными и обоснованными, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права судом истолкованы верно, вследствие чего суд правильно пришел к выводу о несоответствии оспариваемых положений законодательству, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия определила:
решение Алтайского краевого суда от 14 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления ветеринарии Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Хаменков |
Судьи |
Л.А. Калинина |
|
Г.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2009 г. N 51-Г09-13
Текст определения официально опубликован не был