Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2011 г. N 51-О10-23
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кочина В.В.,
судей Климова А.Н. и Каменева Н.Д.
рассмотрела в судебном заседании от 14 апреля 2010 г. кассационные жалобы адвоката Сысоевой О.В. и потерпевшего К. на приговор Алтайского краевого суда от 29 января 2010 года, которым
Кузин В.Ф., ...,
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ к 18 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Кузина В.Ф.:
в пользу М. в счет возмещения материального ущерба ... рублей, в счет компенсации морального вреда ... рублей; в пользу М. в счет компенсации морального вреда ... рублей;
в пользу К. в счет возмещения материального ущерба ... рублей; в счет компенсации морального вреда ... рублей;
в пользу К. в счет возмещения материального ущерба ... рублей, в счет компенсации морального вреда ... рублей.
Заслушав доклад судьи Кочина В.В. объяснения адвоката Артеменко Л.H. по доводам кассационной жалобы адвоката Сысоевой О.В. мнение прокурора Погореловой В.Ю. об оставлении приговора без изменения, Судебная коллегия установила:
по приговору суда Кузин В.Ф. осужден за убийство трех лиц.
В кассационной жалобе адвокат Сысоева О.В. в защиту Кузина В.Ф. приводит доводы в том, что Кузин в момент убийства находился в состоянии сильного душевного волнения, вызванного тем, что его сестра и М. самовольно передвинули забор, а М. пообещал после судебного решения "отобрать все имущество". До этого отношения между Кузиным и убитыми были крайне напряженными, существовала длительная психотравмирующая ситуация. О состоянии аффекта свидетельствует неадекватность поведения, он был совершенно спокоен. Позже пояснил, что ничего не помнит.
Эти обстоятельства были установлены только в суде при допросе новых свидетелей. Поэтому было заявлено ходатайство о проведении повторной психолого-психиатрической экспертизы, но суд в этом необоснованно отказал.
С учетом этого защитник просит переквалифицировать действия Кузина В.Ф. на ст. 107 УК РФ и с учетом смягчающих наказание обстоятельств, способствования раскрытию убийства применить ст. 62 УК РФ.
Потерпевший К. в кассационной жалобе излагает возражения на кассационную жалобу адвоката Сысоевой О.В., указывает, что Кузин совершил убийство из мести. Ранее он угрожал сестрам убийством. До убийства никто из потерпевших ему не угрожал и не оскорблял его, они уходили от Кузина, однако он сходил за ружьем и расстрелял потерпевших, несколько раз перезарядив ружье.
Потерпевшие К., М., и государственный обвинитель в своих возражениях на кассационную жалобу адвоката Сысоевой О.В. просят оставить приговор без изменения, считают доводы жалобы необоснованными.
Проверив доводы кассационных жалоб по материалам уголовного дела, Судебная коллегия находит приговор суда в отношении Кузина В.Ф. законным и обоснованным.
Вина Кузина В.Ф. в убийстве трех лиц на почве личных неприязненных отношений подтверждена рассмотренными в суде доказательствами, получившими правильную оценку в их совокупности.
Юридическая оценка действиям Кузина В.Ф. судом дана правильно.
Фактические обстоятельства убийства Кузиным В.Ф. потерпевших С., К. и М. в кассационной жалобе не оспариваются, судом они установлены правильно.
Что касается доводов кассационной жалобы адвоката Сысоевой О.В. о наличии у Кузина В.Ф. состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения в момент убийства, лишившего его возможности контролировать свои действия, то с этими доводами согласиться нельзя, поскольку они не основаны на материалах дела.
Судом установлено, что между осужденным Кузиным В.Ф. и потерпевшими длительное время были неприязненные отношения, возникшие по поводу пользования земельным участком.
Согласно показаниям свидетелей И., М., К. непосредственно перед убийством Кузин В.Ф. потребовал от сестер и М. воздержаться от монтажа изгороди до судебного решения по делу. Они согласились с Кузиным В.Ф. и стали собирать инструмент. Кузин В.Ф. в это время сходил домой, вооружился ружьем и боеприпасами, вернулся во двор и стал стрелять в потерпевших М., а затем в сестер К. и С.
Из показаний сотрудников милиции Ш. и Б. видно, что Кузин В.Ф. при их появлении на месте преступления был спокоен, сказал, где находится ружье и что "он сдается добровольно". При этом он назвал свою фамилию, имя, отчество.
Изложенные свидетелями обстоятельства, а также показания самого Кузина В.Ф. по обстоятельствам дела при допросах на предварительном следствии не свидетельствуют о том, что он был лишен возможности контролировать свои действия вследствие сильного душевного волнения.
Об этом же свидетельствует и заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, согласно которой Кузин В.Ф. в момент преступления не находился в болезненном состоянии, не обнаруживал признаков временного болезненного расстройства психической деятельности, в том числе, патологического аффекта.
Об этом свидетельствовало его эмоциональное состояние, отсутствие признаков нарушения сознания, целенаправленность и последовательность действий.
Заключение экспертов никаких сомнений не вызывает.
Оснований для назначения повторной психолого-психиатрической экспертизы у суда не было.
Оснований для изменения юридической квалификации содеянного Кузиным В.Ф. нет.
Мера наказания Кузину назначена соразмерно содеянному, с учетом обстоятельств, смягчающих наказание.
Для смягчения наказания оснований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Алтайского краевого суда от 29 января 2010 года в отношении Кузина В.Ф. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Кочин |
Судьи |
А.Н. Климов |
|
Н.Д. Каменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2011 г. N 51-О10-23
Текст определения официально опубликован не был