Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2010 г. N 88-О10-8
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Тонконоженко А.И. и Ситникова Ю.В.,
при секретаре Прохоровой Е.А.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Могильного Е.В. приговор Томского областного суда от 28 декабря 2009 года, которым
Могильный Е.В., ранее судимый:
09.12.2005 года по ст. 158 ч. 1; 73 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год. Постановлением Октябрьского районного суда г. Томска от 10.04.2006 года условное осуждение отменено и назначено 1 год лишения свободы в колонии-поселении. Освобожден по отбытию срока наказания 07.02.2007 года,
- осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на пятнадцать лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По настоящему делу также осужден Карбышев А.Ю., приговор в отношении которого не обжалован.
Заслушав доклад судьи Тонконоженко А.И., объяснения осужденного Могильного Е.В., адвоката Шадрина А.Ю., поддержавших жалобу, мнение прокурора Филимоновой С.Р., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Могильный признан виновным в убийстве потерпевшего Х. совершенном группой лиц ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Могильный просит об отмене приговора, направлении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд не учел провокационные действия самого потерпевшего в отношении осужденных, в связи с чем назначил суровое наказание. Конфликтное поведение самого потерпевшего стало причиной совершенного преступления.
В дополнительной кассационной жалобе осужденный Могильный просит возвратить уголовное дело в суд для надлежащего ознакомления его с протоколом судебного заседания. Считает, что судья необоснованно ограничил его во времени для ознакомления с протоколом судебного заседания. Он заплатил ... руб. за изготовление копии протокола, однако такая копия ему не была предоставлена.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Паницкий И.А. просит жалобу осужденного оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что судом дана правильная оценка доказательствам, действия осужденного квалифицированы правильно, а мера наказания назначена справедливая.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Вина Могильного в совершенном преступлении подтверждена не только уличающими показаниями самого осужденного, данными им на предварительном следствии, но и показаниями свидетелей, протоколом осмотра места происшествия, заключениями экспертиз, другими исследованными в суде и приведенными в приговоре доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы осужденного о его непричастности к убийству потерпевшего, о том, что он по просьбе Карбышева оговорил себя, судом были тщательно проверены и обоснованно признаны несостоятельными.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом, признавая уличающие показания Карбышева и Могильного на предварительном следствии допустимыми доказательствами, суд исходил из того, что в части описания совершенного деяния, показания осужденных существенных противоречий не содержат, эти показания последовательны и логичны, получены с соблюдением уголовно-процессуального закона.
Об объективности этих показаний свидетельствует и то, что они полностью согласуются с другими исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так, из показаний свидетеля Г. следует, что она находилась с осужденными и потерпевшим, в ходе распития спиртного в комнате Х. обозвал Карбышева и Могильного. Они сбили его на пол и стали избивать, потом взяв за руки и за ноги, утащили на кухню. Через некоторое время в комнату вернулся Могильный с ножом в руках, а следом за ним Карбышев, который сказал, что они убили потерпевшего.
Свидетель С. подтвердил, что Карбышев и Могильный рассказали о происшедшем, Карбышев говорил, что они "зарезали" парня, по разговору было понятно, что он подразумевает себя и Могильного. В квартире было два кухонных ножа. После происшедшего Могильный вымыл ножи.
Уличающие показания осужденных о характере и последовательности действий каждого из них, связанных с убийством потерпевшего подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому смерть X. наступила от четырех колото-резаных проникающих ранений передней поверхности грудной клетки с повреждением левого легкого, аорты, легочного ствола, осложнившихся массивной кровопотерей.
Пять колото-резаных ранений возникли от пяти воздействий колюще-режущего орудия типа ножа.
Раны на трупе могли быть причинены двумя изъятыми ножами, причем одна рана грудной клетки и ранение лопаточной области, одним ножом. Локализация, направление раневых каналов на трупе соответствуют показаниям осужденных, данных на предварительном следствии.
С достаточной полнотой судом проверена и версия о самообороне.
По делу с достоверностью установлено, что никакого посягательства, опасного для жизни или здоровья Могильного или Карбышева со стороны потерпевшего не было.
Приведенными доказательствами установлено, что осужденные сами начали избивать потерпевшего, в ответ на оскорбительное, по их мнению, высказывание потерпевшего, а потом они нанесли потерпевшему ножевые ранения.
Ранение бедра Могильного сами осужденные объяснили, тем, что Могильный нанес его себе сам уже после совершения убийства.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу, что Могильный искусственно создавал подтверждение посягательства на него со стороны потерпевшего.
Отсутствие телесных повреждений у осужденных за исключением ранения бедра у Могильного, причиненного самому себе, также подтверждает, что своими действиями потерпевший Х. ни жизни, ни здоровью осужденных не угрожал.
При таких данных действия Могильного правильно квалифицированы по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ как умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное группой лиц.
Нарушений уголовно-процессуального закона влекущих отмену или изменение приговора по делу не допущено.
Доводы Могильного о ненадлежащем ознакомлении его с протоколом судебного заседания, являются несостоятельными.
Как видно из материалов дела, Могильный, будучи этапированным в здание областного суда для ознакомления с протоколом судебного заседания, неоднократно отказывался от продолжения ознакомления с протоколом, за что предупреждался. Исходя и незначительно объема протокола судебного заседания, количества дней, предоставленных ему для ознакомления, судья обоснованно установил Могильному конкретное время для завершения ознакомления, однако Могильный вообще отказался от ознакомления. С заявлением о предоставлении копии протокола судебного заседания Могильный не обращался, а факт оплаты изготовления копии протокола материалами дела не подтвержден.
При назначении наказания Могильному суд в полной мере учел, как общественную опасность содеянного, так и данные о личности осужденного, все смягчающие его наказание обстоятельства.
Назначенное наказание является справедливым и оснований для его снижения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Томского областного суда от 28 декабря 2009 года в отношении Могильного Е.В. оставить без изменения, его кассационную жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Свиридов |
Судьи |
А.И. Тонконоженко |
|
Ю.В. Ситников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19 марта 2010 г. N 88-О10-8
Текст определения официально опубликован не был