Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 мая 2008 г. N КА-А40/3773-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2008 г.
ОАО "Самаранефтегаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения N 52/846 от 03.07.2006 г. Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в части доначисления налогов в сумме 140.914.243 руб., пени в сумме 33.835.178 руб., а также суммы штрафов в размере 27.953.983 руб., признании частично незаконными требования об уплате налога, пени N 288-313, N 240, N 241-253, N 254-277, N 279-281, N 282-291, N 292 об уплате налога, пени по состоянию на 12.07.2006 г. в части уплаты налогов в сумме 140.914.243 руб., пени в сумме 33.835.178 руб., признании незаконными требования об уплате штрафных санкций N 75-101, N 58, N 59-89, N 87 от 12.07.2006 г. в части уплаты налоговых санкций в виде штрафа в сумме 27.953.983 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.10.07 г. оспариваемое решение Инспекции признано недействительным в части привлечения ОАО "Самаранефтегаз" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, за неполную уплату налогов в сумме 103.082.486 руб., пени в сумме 19.179.726 руб., а также суммы штрафов в размере 25.820.032 руб.
Также были признаны недействительными требования МИФНС по КН N 1 N 288-313, N 240, N 241-253, N 254-277, N 279-281, N 282-291, N 292 об уплате налога, пени по состоянию на 12.07.2006 г. в части уплаты налогов в сумме 103.082.486 руб., пени в сумме 19.179.726 руб. и требования МИ ФНС по КН N 1 об уплате штрафных санкций N 75-101, N 58, N 59-89, N 87 от 12.07.2006 г. в части уплаты налоговых санкций в виде штрафа в сумме 25.820.032 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных ОАО "Самаранефтегаз" требований было отказано.
Постановлением Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 24.01.2008 г. решение первой инстанции от 08.10.2007 г. отменено в части доначисления налогов в сумме 3.867.325 руб., пени в сумме 741.066 руб., а также суммы штрафов в размере 773.465 руб., а также в части отказа признания недействительными требования МИ ФНС по КН N 1 N 293-313, N 240, N 251, N 254-277, N 279-281, об уплате налога, пени по состоянию на 12.07.2006 г. в части уплаты налогов в сумме 3.867.325 руб., пени в сумме 741.066 руб. и требования МИ ФНС по КН N 1 об уплате штрафных санкций N 58, N 59-74 от 12.07.2006 г. в части уплаты налоговых санкций в виде штрафа в сумме 773.465 руб.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене постановления суда, ссылаясь на то, что оно не соответствует закону.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя Общества, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенными в судебном акте и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления суда.
Признавая недействительным п. 1.9 решения Инспекции, в котором налоговый орган посчитал, что Обществом занижена налоговая база на прибыль за 2004 г. на 2.221.734 руб., апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму обоснованных и документально подтвержденных расходов. Под обоснованными расходами принимаются любые затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами принимаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. Следовательно, любые расходы должны быть связаны с производственной деятельностью.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу, что приобретение программного продукта БИТ 2000 и услуг по его обслуживанию, было направлено на обеспечение организации бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства в целях предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности.
Расходы по договорам с ООО "ИК "Сибинтек" на оказание информационных и консультационных услуг по информационному сопровождению и вычислительному обслуживанию программного продукта БИТ 2000 признаны судом экономически обоснованными, документально подтвержденными.
Эти услуги приобретались заявителем для использования в собственной производственной деятельности.
Проанализировав представленные сторонами доказательства: договоры, отчеты, акты приема-передачи услуг, суд пришел к обоснованному выводу о том, что затраты по соответствующим договорам с ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие Бизнес Систем" правомерно учитывались заявителем в 2004 г. в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Кроме того, судом принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.07 по делу N А40-34053/07-117-221, вступившим в законную силу, признано недействительным решение той же Инспекции N 52/563 от 05.04.07, которым заявитель привлекался к налоговой ответственности за аналогичное правонарушение (по услугам с ЗАО АКГ "Развитие Бизнес Систем" и ООО "ИК "Сибинтек", приобретаемым в 2005 г.).
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с 21 главой НК РФ.
Так как судом установлено, что информационные и консультационные услуги использованы в деятельности Общества, имеются оформленные должным образом акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные документы, ОАО "Самаранефтегаз" правомерно приняло к вычету НДС по информационным и консультационным услугам по контрагентам ЗАО АКГ "Развитие Бизнес Систем" и ООО "ИК "Сибинтек" в размере 1.645.591 руб.
В связи с этим суд обоснованно удовлетворил требования в части признания недействительным п. 2.8 решения Инспекции.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены постановления у суда не имеется.
В кассационной жалобе налоговый орган повторяет свои возражения по существу заявленных требований, которые были предметом оценки суда при разрешении спора, и с которой суд кассационной инстанции согласен.
Переоценка доказательств не входит в полномочия кассационной инстанции в силу ст. 287 АПК РФ.
По остальным эпизодам судебный акт не обжалуется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.08 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (одну тысячу) руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 мая 2008 г. N КА-А40/3773-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании