Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2002 г. N 47-О02-10
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего - Колесникова Н.А.
судей - Хинкина B.C. и Мезенцева А.К.
рассмотрела в судебном заседании от 21 марта 2002 года дело по кассационным жалобам осужденного Митцева Д.Ю., адвоката Писаренко А.П. на приговор Оренбургского областного суда от 19 декабря 2001 года, которым осужден
Митцев Д.Ю. несудимый,
по ст. 105 ч. 2 п. "и" УК РФ к 12 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По ст. 167 ч. 2 УК РФ оправдан.
На основании ст. 97 УК РФ применены принудительные меры медицинского характера.
Этим же приговором осуждены Курносенко В.Н., Стрельцов В.А., Сергеев А.Н., в отношении которых приговор не обжалован и не опротестован.
Заслушав доклад судьи Хинкина B.C. и заключение прокурора Ерохина И.И. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Митцев признан виновным в убийстве из хулиганских побуждений Е., совершенном 1 июня 2001 года в при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Вину Митцев признал частично.
В кассационных жалобах:
осужденный Митцев просит о переквалификации его действий на ст. 111 ч. 4 УК РФ, смягчении наказания, а также об отмене принудительных мер по лечению от алкоголизма, утверждает, что не хотел смерти потерпевшего и к ее наступлению относился неосторожно; не согласен с применением к нему принудительного лечения;
адвокат Писаренко А.П. просит об отмене приговора и направлении дела на новое судебное рассмотрение, так как полагает, что вывод суда о том, что смертельные повреждения потерпевшему причинил Митцев, являются необоснованными, что действия осужденного следовало квалифицировать по ч. 1 ст. 105 УК РФ, поскольку общественный порядок нарушен не был; назначенное Митцеву наказание считает чрезмерно суровым.
В возражениях на жалобы представители потерпевших К. и адвокат Резанцева Л.А. просят оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Как видно из заключения судебно-медицинской экспертизы, смерть потерпевшего Е наступила от закрытой тупой черепно-мозговой травмы левой лобно-височной области. Кроме того, на теле трупа, на необгоревших его участках обнаружены телесные повреждения в виде ссадин, участков осаднения и кровоизлияний в мягкие ткани, которые были причинены в срок незадолго до наступления смерти.
Из заключения дополнительной экспертизы трупа следует, что возможность получения повреждений в виде закрытой тупой черепно-мозговой травмы путем удара головой о железобетонный столб не исключена.
Согласно протокола осмотра места происшествия, проведенного с участием Митцева, на железобетонном столбе на высоте 1,5 метра от грунта обнаружена группа пятен бурого цвета, похожих на кровь в виде помарок, которая по заключению экспертизы является кровью человека может принадлежал Е.
Все осужденные, кроме Курносенко, в суде признали, что участвовали в избиении потерпевшего.
Осужденный Сергеев показал также, что после избиения и нанесения ударов потерпевшему всеми осужденными Митцев и Курносенко повели потерпевшего к столбу, а они со Стрельцовым остались на углу, потом ушли домой.
Свидетель Б. пояснил, что они с Е. пришли за самогоном и повстречали группу парней, которые стали выяснять, кто они и откуда, что тут делают. Первым начали бить Е., и его тоже ударили сзади в ухо. Потом подвели под руки Е. и сказали, чтобы они уходили, но уйти им не дали. Е. снова начали бить, он упал в лужу, говорили, что увезут на реку. Стрельцов запрыгнул на (Е.), прыгал у него на спине; потом ему сказали уходить и чтобы он никому ничего не говорил. С. отвели к столбу и один из осужденных, Д., ударил его головой о столб. С. был при этом в полусидящем положении и, скорее всего, его ударили правой стороной лица, держа за волосы. Уходя, он видел, что С. лежал боком возле столба.
Осужденный Сергеев в суде подтвердил свои показания, данные на следствии, о том, что все осужденные били потерпевшего, что к железобетонному столбу его повели Митцев и Курносенко, а они с Стрельцовым ушли домой.
Осужденный Курносенко подтвердил, что после избиения потерпевшего он подошел к нему, пощупал пульс. Потерпевший не дышал. По предложению Митцева он потащили Е. к садовому домику, чтобы спрятать тело, а потом Митцев предложил сжечь его.
Таким образом, приведенные и другие обстоятельства, указанные в приговоре, подтверждают правильность выводов суда о доказанности вины Митцева и правильности квалификации его действий как убийства, совершенного из хулиганских побуждений, поскольку для избиения и убийства потерпевшего был использован незначительный повод.
Отсутствие других лиц, ночное время, безлюдное место не свидетельствуют о том, что действиями осужденного не были нарушены общественный порядок и общественная безопасность.
Способ убийства: причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть путем ударения головой о железобетонный столб, подтверждает направленность умысла на лишение жизни потерпевшего.
Назначенное осужденному наказание соответствует требованиям ст. 60 УК РФ и является справедливым, и достаточных оснований для его смягчения судебная коллегия не находит.
Обоснованно к Митцеву применено и принудительное лечение от алкоголизма, поскольку преступление им совершено в состоянии алкогольного опьянения и по заключению медицинской комиссии признан страдающим хроническим алкоголизмом, нуждающемся в применении принудительных мер медицинского характера и не имеющим противопоказаний для лечения.
Оснований для отмены приговора в части назначенного лечения судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 339 УПК РСФСР, судебная коллегия определила:
приговор Оренбургского областного суда от 19 декабря 2001 года в отношении Митцева Д.Ю. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Колесников Н.А. |
Судьи |
Хинкин B.C. |
|
Мезенцев А.К. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2002 г. N 47-О02-10
Текст определения официально опубликован не был