Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2003 г. N 16-О02-86
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Валюшкина В.А.
судей Колышницына A.C., Ахметова Р.Ф.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Куртова Р.Б., Покрасина Н.В., Покрасина Г.А., Покрасина М.В., адвокатов Иванова В.И., Салимовой Т.Н., Ромашовой Л.И., на приговор Волгоградского областного суда от 12 июля 2002 года, по которому
Куртов Р.Б.,
судимый 29 апреля 2002 года по ст.ст. 213 ч. 2 п.п. "а, б", 158 ч. 3 п. "в" УК РФ к 6 годам лишения свободы,
осужден к лишению свободы по ст. 105 ч. 2 п.п. "б, з" УК РФ на 13 лет; по ст. 162 ч. 3 п.п. "а, б, в" УК РФ на 11 лет с конфискацией имущества; ст. 222 ч. 3 УК РФ на 7 лет.
На основании ст. 69 ч.ч. 3, 5 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 20 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества;
Покрасин Н.В.,
судимый 3 февраля 1994 года по ст.ст. 93.1, 144 ч. 2, 208 ч. 3, 247 п. "а" УК РСФСР к 5 годам лишения свободы (освобожден 25 декабря 1996 года условно-досрочно на 7 месяцев 10 дней),
осужден по ст. 162 ч. 3 п.п. "а, б" УК РФ к 12 годам лишения свободы с конфискацией имущества в исправительной колонии особого режима;
Покрасин Г.А.,
не имеющий судимости,
осужден к лишению свободы по ст. 162 ч. 3 п.п. "а, б" УК РФ на 9 лет с конфискацией имущества; по ст. 222 ч. 3 УК РФ на 5 лет.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества;
Покрасин М.В., со средним образованием, несудимый,
осужден по ст. 162 ч. 3 п.п. "а, б" УК РФ к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества.
Заслушав доклад судьи Колышницына A.C., объяснения осужденных Покрасина Н.В., Покрасина Г.А., Покрасина М.В., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Сафонова Г.П., полагавшего приговор отменить и дело направить на новое судебное; рассмотрение, судебная коллегия установила:
Куртов и все Покрасины осуждены за разбойное нападение организованной группой. Куртов также осужден за убийство потерпевшего Щ. Кроме этого, Покрасин Г. и Куртов признаны виновными в незаконном приобретении, ношении и передаче огнестрельного оружия организованной группой. Преступления совершены 27 октября 2000 года.
В судебном заседании Куртов и Покрасин М. вину признали частично, Покрасин Н., Покрасин Г. вину не признали.
В кассационных жалобах:
осужденный Покрасин М. указывает, что у него с другими осужденными была договоренность на совершение кражи; о наличии оружия у других участников преступления он не знал; от продолжения кражи они отказались, узнав о смерти потерпевшего. Просит учесть, что он молод, не судим, положительно характеризуется, раскаивается в содеянном, и отменить приговор в отношении него, а дело производством прекратить;
адвокат Ромашова высказывает такую же просьбу, ссылаясь на то, что нет доказательств сговора осужденных на разбой; суд не учел показания осужденных о совершении ими кражи, от доведения которой до конца они отказались;
осужденный Куртов, не отрицая, что он нанес удар потерпевшему по голове, отмечает, что умысла на убийство он не имел; также не имел умысла и на разбойное нападение; он болен, раскаялся в содеянном. Просит о снисхождении;
адвокат Салимова просит приговор в отношении Куртова отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение, обращая внимание на отсутствие доказательств, что организатором преступления был осужденный, его причастности к убийству потерпевшего и разбойному нападению; поскольку Куртов добровольно отказался от доведения кражи до конца, он подлежит освобождению от уголовной ответственности; суд не учел тяжелое заболевание осужденного;
осужденный Покрасин Г. указывает, что первоначальные показания он дал под воздействием работников милиции; Куртов оговорил его; у них была договоренность о краже; о наличии оружия он не знал; не учел суд, что он положительно характеризуется, не судим, молод, раскаялся в содеянном. Просит объективно и всесторонне рассмотреть дело;
осужденный Покрасин Н. отмечает, что Куртов давал противоречивые показания; они договорились о краже; обрез он передал Куртову, чтобы припугнуть заказчика кражи, а не для совершения разбоя; от доведения кражи до конца они отказались; обвинение по ст. 162 УК РФ построено на показаниях, полученных путем насилия; у него малолетний ребенок, он положительно характеризуется, болен, раскаялся в содеянном. Просит переквалифицировать его действия на ст. 158 УК РФ;
адвокат Иванов просит приговор в отношении Покрасина Н. и Покрасина Г. отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение, ссылаясь на то, что нет доказательств сговора осужденных на разбойное нападение; судом проигнорированы показания всех осужденных об организационной роли Куртова; в действиях Покрасина Г. отсутствует состав ст. 222 УК РФ; действия осужденных следует квалифицировать по ст. 158 УК РФ.
В возражениях на кассационные жалобы прокурор Москаленко и потерпевшая Щ. просят жалобы отклонить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит, что приговор суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 69 УК РФ при совершении совокупности преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких окончательное наказание назначается путем частичного или полного сложения наказаний.
В части 5 этой же статьи указывается, что по этим же правилам назначается наказание, если после вынесения судом приговора по делу будет установлено, что осужденный виновен еще и в другом преступлении, совершенном им до вынесения приговора по первому делу.
Следовательно, в случае вынесения приговора за преступление совершенное до предыдущего приговора, наказание вначале назначается по правилам части 3 статьи 69 УК РФ по совокупности преступлений, а затем отдельно назначается наказание по совокупности приговоров.
Данное требование закона судом нарушено.
Как видно из резолютивной части приговора суд назначил осужденному Куртову наказание за каждое преступление, совершенное 27 октября 2000 года, а затем, суд, как указано в приговоре: "На основании ч. 3 и ч. 5 ст. 69 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, назначить 20 лишения свободы с конфискацией имущества".
Таким образом, суд не выполнил требования уголовного закона в части назначения наказания Куртову.
Согласно ст. 230 УПК РСФСР в постановлении судьи о назначении судебного заседания должно содержать указание уголовного закона, подлежащего применению. Такое же требование содержится и в ст. 231 УПК РФ.
Вместе с тем, как видно из материалов дела, 30 ноября 2001 года судьей Волгоградского областного суда было вынесено постановление о назначении судебного заседания по настоящему уголовному делу.
Однако в постановительной части данного определения не указан уголовный закон, подлежащий применению ко всем подсудимым, что нарушило право указанных лиц на защиту и явилось существенным нарушением уголовно-процессуального закона.
Поскольку судом допущены нарушения, как уголовного, так и уголовно-процессуального закона, приговор подлежит отмене, а дело направлению на новое судебное рассмотрение, в ходе которого необходимо устранить указанные нарушения закона и принять меры для рассмотрения дела в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Волгоградского областного суда от 12 июля 2002 года в отношении Куртова Р.Б., Покрасина Н.В., Покрасина Г.А., Покрасина М.В. отменить и дело направить на новое судебное разбирательство в тот же суд, но в ином составе судей со стадии назначения судебного заседания.
Председательствующий |
Валюшкин B.A. |
Судьи |
Колышницын A.C. |
|
Ахметов Р.Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 января 2003 г. N 16-О02-86
Текст определения официально опубликован не был