Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2002 г. N 85-О02-24
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.
судей Ламинцевой С.А. и Батхиева Р.X. рассмотрела в судебном заседании 21 августа 2002 года кассационные жалобы осужденного Борисова А.И. и адвоката Абрамова В.В. на приговор Калужского областного суда от 7 июня 2002 года, которым
Борисов А.И., судимый 5 июня 2000 года по ст.ст. 30 ч. 3, 105 ч. 1 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы, освобожден 27 сентября 2000 года по амнистии -
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "н" УК РФ с применением ст. 68 ч. 2 УК РФ к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
На основании ст.ст. 97 ч. 1 п. "г", 99 УК РФ к Борисову А.И. применены принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра от алкоголизма.
Заслушав доклад судьи Ермилова В.М., объяснение адвоката Абрамова В.В., поддержавшего свою кассационную жалобу, и выступление прокурора Крюковой Н.С, полагавшей оставить приговор без изменения, судебная коллегия установила:
Борисов признан виновным в убийстве Л., совершенном неоднократно.
Преступление совершено 5 февраля 2000 года при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденный Борисов вину признал частично.
В кассационных жалобах:
осужденный Борисов излагает обстоятельства совершенного преступления и указывает, что не согласен с приговором, так как считает свои действия самообороной. Утверждает, что если бы Л. не применил топор, то у них бы получилась обычная очередная драка. Просит приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение;
адвокат Абрамов (в основной и дополнительной) в защиту осужденного Борисова считает, что приговор является незаконным и несправедливым. Полагает, что судебно-психиатрическая экспертиза, положенная в основу приговора, проведена формально и не отвечает требованиям закона в части обоснования и полноты её выводов. Утверждает, что Борисов осужден по обвинению, от которого прокурор фактически отказался, а в саму сущность обвинения судом внесены изменения, которые выходят за пределы предъявленного Борисову обвинения. Считает, что имело место нападение со стороны Л. с применением топора, а все последующие действия Борисова были связаны с отражением этого нападения, то есть необходимая оборона. В обоснование своих доводов ссылается на показания Борисова, что он был в шоковом состоянии после того, как Л. напал на него с топором, и на показания свидетелей о том, в каком состоянии они видели Борисова. Утверждает, что Борисов взял нож для собственной защиты и указывает на отрицательные данные о личности Л. Полагает, что суд дал оценку доказательствам с обвинительным уклоном, что приговор не соответствует требованиям ст. 301 УПК РСФСР. Просит приговор отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение.
В возражении на кассационные жалобы государственный обвинитель считает, что суд правильно установил фактические обстоятельства совершенного преступления и правильно квалифицировал действия осужденного Борисова, просит приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, и обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Выводы суда о доказанности вины осужденного Борисова в совершенном преступлении основаны на собранных по делу доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании.
С доводами осужденного Борисова и его защитника о том, что Борисов совершил убийство в состоянии необходимой обороны нельзя согласиться, поскольку они опровергаются как показаниями самого Борисова, так и свидетелей Б., Б. и другими доказательствами, полно изложенными в приговоре.
Из показаний Борисова усматривается, что после того, как замахнулся на него топором, он сам ударил Л., отчего тот упал и выронил топор. Не удержавшись на ногах, он оказался на Л., и возмущенный тем, что тот пытался ударить его топором, он достал имевшийся у него нож и ударил им в левую часть груди Л. в область сердца. После этого он выбросил нож и зашел в дом Л., где взял кухонный нож и вернулся к Л. Увидев, что тот ещё жив, он нанес ему ещё один удар ножом в грудь, чтобы добить его. От удара нож погнулся, и он его выбросил.
Из показаний свидетеля Б., признанных судом достоверными, видно, что когда Б. пошел к Л., то сказал, что лучше бы ему не ходить к ним, так как он убьёт Л., и взял с собой нож. Из заключения судебно-медицинской экспертизы усматривается, что Л. причинены проникающее колото-резаное ранение грудной клетки слева с повреждением верхней доли левого легкого и других органов, повлекшее смерть потерпевшего, и непроникающее колото-резаное ранение грудной клетки по центру.
Вина Борисова в совершенном преступлении подтверждается также показаниями потерпевшей Л., свидетелей Б., протоколом осмотра места происшествия, заключением медикокриминалистической экспертизы и другими доказательствами.
Помимо доводов о том, что Борисов действовал в состоянии необходимой обороны, суд тщательно исследовал и доводы в защиту Борисову о том, что у него не было умысла на убийство Л., что Борисов находился в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного действиями потерпевшего.
Проанализировав и оценив доказательства по делу, в том числе заключение судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой Борисов вменяем, в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, преступление им совершено вне какоголибо временного психического расстройства, а в состоянии простого алкогольного опьянения, суд обоснованно признал указанные доводы в защиту осужденного Борисова несостоятельными и, учитывая, что Борисов имеет судимость за покушение на убийство, правильно квалифицировал его действия по ст. 105 ч. 2 п. "н" УК РФ, как убийство, совершенное неоднократно.
Оценка доказательствам, полно изложенным в приговоре, в том числе заключению судебно-психиатрической экспертизы, дана судом в соответствии с требованиями ст. 71 УПК РСФСР, поэтому не вызывает сомнений.
Суд первой инстанции дал как оценку доказательствам, на которых основаны его выводы о виновности Борисова в убийстве, так и привел мотивы, по которым отвергнуты доказательства в его защиту, на которые осужденный и его защитник ссылаются в кассационных жалобах.
Доводы кассационной жалобы адвоката о том, что судебнопсихиатрическая экспертиза проведена формально и не отвечает требованиям закона, не на чем не основаны.
Из акта экспертизы видно, что заключение экспертов мотивировано и научно обосновано.
При таких обстоятельствах утверждение в кассационной жалобе о том, что оценка доказательствам дана судом с обвинительным уклоном, является неосновательной, как и утверждение о нарушении судом требований ст. 301 УПК РСФСР.
Доводы кассационной жалобы адвоката о том, что прокурор в судебном заседании фактически отказался от обвинения опровергаются как речью государственного обвинителя в судебных прениях, так и возражениями государственного обвинителя на кассационные жалобы.
Необоснованным является и утверждение в жалобе о том, что суд вышел за пределы предъявленного Борисову обвинения. Из содержания приговора и постановления о привлечении Борисова в качестве обвиняемого видно, что нарушение требований ст. 254 УПК РСФСР, то есть пределов судебного разбирательства, судом не допущено.
Обсуждая вопрос о мере наказания осужденному Борисову, судебная коллегия считает, что назначенное ему судом наказание соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и обстоятельствам дела. Судом учтены обстоятельства смягчающие его наказание, в том числе неправомерное поведение потерпевшего.
Вместе с тем, суд обоснованно признал рецидив преступлений Савицкого особо опасным и применил положения п. 2 ст. 68 УК РФ.
Находя приговор законным и обоснованным, руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Калужского областного суда от 7 июня 2002 года в отношении Борисова А.И. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ермилов В.М. |
Судьи |
Ламинцева С.А. |
|
Батхиев Р.X. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 21 августа 2002 г. N 85-О02-24
Текст определения официально опубликован не был