В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (далее - Федеральный закон).
По представленному законопроекту имеется ряд замечаний.
Определение понятий, содержащихся в статье 3 законопроекта, необходимо привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с нормами других статей законопроекта.
Законопроектом (часть 4 статьи 8, часть 1 статьи 43) предусмотрено, что государственная регистрация кредитного потребительского кооператива граждан (далее - кредитный кооператив) осуществляется после получения письменного заключения уполномоченного федерального органа, выдаваемого в соответствии с установленным им порядком. При этом законопроект не содержит положений, регламентирующих содержание указанного заключения. В этой связи неясна правовая природа данного заключения и его правовые последствия.
Статья 10 законопроекта в части регулирования процедуры ликвидации кредитного кооператива противоречит порядку ликвидации юридического лица, установленному статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной статьей промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Кроме того, в законопроекте не учтены обстоятельства, касающиеся ликвидации кредитного кооператива вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В законопроекте нечетко определен статус личных сбережений членов кредитного кооператива (статья 5). В отличие от действующей редакции Федерального закона указанные средства не исключены из собственного имущества кредитного кооператива, при этом не ясно, кто является собственником этих средств и их судьба при обращении взыскания на имущество кооператива при банкротстве или ликвидации.
Из редакции части 1 статьи 9 законопроекта следует, что реорганизация кредитного кооператива в любой форме может быть осуществлена по решению суда. Вместе с тем в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению суда в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица осуществляется в форме разделения или выделения.
Требуют уточнения полномочия органов управления кредитным кооперативом по обжалованию решений, принятых правлением кредитного кооператива, установленные в части 8 статьи 17 законопроекта.
Согласно части 9 статьи 17 законопроекта в случае, если в установленный срок правлением кредитного кооператива не принято решение о созыве внеочередного общего собрания членов кооператива, такое собрание может быть созвано органами или лицами, требующими его созыва, при этом указанные органы или лица будут обладать полномочиями, необходимыми для созыва и проведения собрания. Представляется неправомерным наделение неуполномоченных лиц и органов функциями, которые уставом кредитного кооператива закреплены за правлением кредитного кооператива.
Статьей 25 законопроекта недостаточно четко определен статус комитета по займам в структуре органов управления кредитного кооператива. В связи с этим целесообразно определить полномочия комитета по займам, в том числе определить как будут приниматься решения о представлении займов членам кредитного кооператива в случае, если число членов кредитного кооператива составляет менее 1000.
Требует дополнительной проработки вопрос об установлении обязанности кредитного кооператива страховать риски невозврата займов в связи со смертью и (или) потерей трудоспособности заемщика-члена кредитного кооператива и невозврата личных сбережений членов кредитных кооперативов (статья 34), так как в действующей редакции Федерального закона страхование является не обязанностью, а правом кредитного кооператива.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 35 законопроекта
Кроме того, законопроектом определено, что страхование может осуществляться, в том числе в обществах взаимного страхования. При этом страховой фонд общества взаимного страхования должен составлять не менее 5000 МРОТ и быть сформирован не позднее одного года с даты государственной регистрации общества взаимного страхования.
При этом необходимо учитывать что согласно статье 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Таким образом, регламентация правоотношений, касающихся деятельности обществ взаимного страхования кредитных кооперативов, до принятия соответствующего федерального закона является преждевременной.
Положения статьи 36 законопроекта позволяют создавать региональные и федеральные кооперативы, представляющие собой, по сути, объединения кооперативов. Возможность формирования объединений кредитных кооперативов в союзы (ассоциации) предусмотрена статьей 49 законопроекта. Требует уточнения правовой статус указанных объединений кредитных кооперативов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 40 законопроекта
Нуждаются в уточнении вводимые законопроектом нормы о государственном регулировании, контроле и надзоре за деятельностью кредитных кооперативов (статьи 42, 43) с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Законопроектом устанавливается, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе передавать часть своих функций федеральным кредитным кооперативам на основании соответствующего соглашения (часть 1 статьи 43). Указанное положение противоречит статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой данные полномочия могут быть переданы этим органом только исключительно на основании его специального поручения.
При рассмотрении статьи 45 законопроекта необходимо иметь в виду, что исходя из смысла статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, проекты законодательных актов, регламентирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, касающиеся отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Из законопроекта необходимо исключить статью 47, поскольку порядок предоставления информации для информирования бюро кредитных историй урегулирован Федеральным законом "О кредитных историях".
Представляется целесообразным осуществлять доработку законопроекта одновременно с проектом федерального закона "О кредитной кооперации", внесенного Правительством Российской Федерации и принятого Государственной Думой в первом чтении 24 апреля 2001 г.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации поддерживает указанный законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 11 марта 2008 г. N 1088п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 434794-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных потребительских кооперативах граждан", внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Губкиным"
Текст письма официально опубликован не был