• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2010 г. N КА-А40/15077-10 по делу N А40-21876/10-107-117

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суд кассационной инстанции, оценив доводы кассационной жалобы, установил, что правовых оснований для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации только за сам факт неуплаты налога у Инспекции не имелось. Статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Согласно нормам Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). Пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган уточненную декларацию в случае обнаружения в поданной им ранее (первоначальной) декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Налогоплательщик, представивший такую декларацию после срока уплаты налога, освобождается от ответственности в случае представления этой уточненной декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неполноты отражения сведений или ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога (дата составления акта камеральной налоговой проверки по первоначальной декларации) либо о назначении выездной проверке по этому налогу за данный период, при условии уплаты недостающей суммы налога и пеней до подачи уточненной декларации. Для привлечения к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных (с нарушением положений налогового законодательства) деяний (операций), повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое в свою очередь повлекло неуплату этого налога за соответствующий период. При этом, в случае, если налоговый орган, выявив нарушение, повлекшее занижение налоговой базы и неуплату налога, установил, что налогоплательщик до составления соответствующего акта по камеральной проверке или до принятия решения о проведении выездной проверки исправил нарушение самостоятельно, представив уточненную декларацию с отражением правильной суммы налоговой базы и налога к уплате в бюджет, а также уплатил недостающую сумму налога и пени, то такой налогоплательщик привлечению к ответственности не подлежит. В спорной налоговой ситуации Инспекция проводила камеральную проверку не первоначально представленной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2006 год, а уточненной декларации, в которой общество уже исправило самостоятельно обнаруженные ошибки. Обстоятельств свидетельствующих о занижении налоговой базы именно по уточненной декларации налоговый орган при проведении камеральной проверки не устанавливал, налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности при отсутствии доказательств занижения налоговой базы, незаконных действий или бездействия, повлекших неуплату налога. Оснований для привлечения к ответственности лишь за неуплату налога, отраженного в первоначальной и уточненной декларациях по налогу на прибыль у налогового органа не имелось, поскольку в таком случае применяются меры по принудительному взысканию неуплаченного налога в бесспорном порядке, предусмотренные статьями 45, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно нормам Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 предусмотрено, что если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога. Суд оценил расчеты, подтвержденные представленными налоговыми декларациями за 2004 - 2006 годы, платежными поручениями, актами сверки расчетов и иными документами, в том числе и данными налогового органа (т. 3 л.д. 11 - 150, т. 4, т. 5 л.д. 1 - 47) по состоянию на 28 марта 2007 год (срок уплаты налога за 2006 год) у налогоплательщика имелась переплата по налогу, подлежащему уплату в федеральный бюджет и в бюджет субъекта Российской Федерации, что перекрывало сумму недоимки по налогу, отраженную в решении Инспекции.

...

решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 мая 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2010 года по делу N А40-21876/10-107-117 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения."


Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 декабря 2010 г. N КА-А40/15077-10 по делу N А40-21876/10-107-117


Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве


Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника