Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю. и Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Смоленской таможни Ситина М.В. по доверенности от 20.01.2009 г. N 12-12/1, Гараева А.А. по доверенности от 24.12.2008 г. N 12-31/1232
от ответчика ФГУП "ГосНИИОХТ" Щенниковой Н.П. по доверенности N 2403 от 29.12.2008 г.
от третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Моторной И.В. по доверенности от 10.11.2008 г. N ПД-УС-44,
рассмотрев 9-16 февраля 2009 г. в судебном заседании кассационную жалобу заявителя Смоленской таможни на решение от 12 сентября 2008 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Твердохлебовой Л.Д., на постановление от 21 ноября 2008 г. N 09АП-14179/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Якутовым Э.В., Веклич Б.С., Пронниковой Е.В., по делу N А40-26835/08-154-314 по заявлению Смоленской таможни об оспаривании отказа от процедуры уничтожения вещественных доказательств к ФГУП "ГосНИИОХТ", третьи лица Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, установил:
Смоленская таможня обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа ФГУП "ГосНИИОХТ" от процедуры уничтожения вещественных доказательств, в отношении которых вынесены постановления по делам об административных правонарушениях NN 10113000-1240/2006, 10113000-1589, 10113000-1796/2006.
В качестве третьих лиц по делу привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды пришли к выводу, что ответчик не имеет лицензии на уничтожение заявленных таможенным органом конфискованных товаров.
В кассационной жалобе Смоленская таможня просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таможенный орган утверждает, что судами не применен закон, подлежащий применению - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", которым не предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с уничтожением товаров, входящих в перечень прекурсоров - Список IV, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
В отзыве на кассационную жалобу ФГУП "ГосНИИОХТ" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Смоленской таможни поддержали доводы и требования кассационной жалобы, а представители ФГУП "ГосНИИОХТ" и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации возражали против ее удовлетворения.
Представитель Министерства экономического развития Российской Федерации, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 9 февраля 2009 года до 16 февраля 2009 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, в связи с неприменением судами норм материального права, подлежащих применению, и не полным исследованием всех обстоятельств дела.
Арбитражные суды установили, что Смоленской таможней в ходе осуществления таможенного контроля за перемещаемыми на территорию Российской Федерации товарами и транспортными средствами было установлено, что в ряде транспортных средств перемещаются партии товаров, входящие в перечень прекурсоров - Список IV, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681 транзит через территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в указанный Перечень, запрещается.
По данным фактам Смоленской таможней были возбуждены дела об административных правонарушениях N 10113000-1240/2006 от 4 августа 2006 года, N 10113000-1769/2006 от 20 октября 2006 года, N 1013000-1589/2006 от 26 сентября 2006 года.
Товар, перемещаемый в транспортных средствах, а также сами транспортные средства были изъяты в соответствии с протоколами изъятия вещей и документов.
В ходе проведения административного расследования по вышеуказанным делам Смоленской таможней были вынесены постановления, в которых было принято решение об уничтожении товара, изъятого в рамках дел об административных правонарушениях, в соответствии со статьей 29.10 КоАП РФ:
по делу об административном правонарушении N 10113000-1240/2006 товара - раствор серной кислоты в количестве 6 канистр общим весом 194,8 кг, 2 полиэтиленовых бутылки по 0,5 литра каждая, согласно протоколу изъятия от 4 августа 2006 года;
по делу об административном правонарушении N 10113000-1598/2006 товара - 24 литровых бутылки кислотного электролита, согласно протоколу изъятия от 26 сентября 2006 года;
по делу об административном правонарушении N 10113000-1769/2006 товара - 24 бутылки ацетона 0,5 литра каждая, согласно протоколу изъятия от 20 октября 2006 года.
После вынесения вышеуказанных постановлений в соответствии со статьей 29 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", статьей 29.10 КоАП РФ в адрес ФГУП "ГосНИИОХТ" были направлены уведомления, в которых Смоленская таможня просила принять для уничтожения изъятый в рамках дел об административных правонарушениях товар, подлежащий уничтожению.
В ответ на направленные Смоленской таможней уведомления исх. N 29-19/21746 от 6 декабря 2007 года, N 29-19/21747 от 6 декабря 2007 года, N 29-19/5191 от 26 марта 2007 года были получены ответы, согласно которым ФГУП "ГосНИИОХТ" отказалось принять изъятый товар к уничтожению, поскольку не имеет возможности уничтожить прекурсоры указанные в Списке IV, так как, по мнению ответчика, в соответствии с Приказом Министерства экономики Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 468 и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 1999 года N 350 на ФГУП "ГосНИИОХТ" возложены задачи по уничтожению или переработке таких прекурсоров, как эргометрин, эрготамин и эфедрин.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что товар, в отношении которого Смоленской таможней приняты постановления об уничтожении, указаны в Списке IV, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 года N 647 "О порядке дальнейшего использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным" уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется государственными унитарными предприятиями при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности.
Согласно Приложению N 1 к Приказу Министерства экономики Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 468 ФГУП "ГосНИИОХТ" включен в перечень данных государственных унитарных предприятий.
Вместе с тем, ФГУП "ГосНИИОХТ", как учреждение, уполномоченное государством осуществлять переработку и уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, не имеет лицензии на уничтожение вышеуказанных конфискованных товаров, включенных в список IV. Данные обстоятельства подтверждаются лицензией от 18 июня 2003 года N 21/000115, которая разрешает ФГУП "ГосНИИОХТ" деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах".
В связи с этим суды пришли к выводу о правомерности отказа ФГУП "ГосНИИОХТ" от процедуры уничтожения вещественных доказательств, входящих в перечень прекурсоров - Список IV.
Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом судов по следующим основаниям.
Порядок лицензирования в Российской Федерации определен Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подпунктам 52, 53, 54 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит:
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Таким образом, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с уничтожением товаров, входящих в перечень прекурсоров - Список IV, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681. Поэтому в данном случае ФГУП "ГосНИИОХТ" в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Министерства экономики Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 468 является организацией, которая вправе заниматься уничтожением товаров, входящих в перечень прекурсоров - список IV.
В связи с этим, вышеуказанный вывод судов о том, что ответчик должен иметь лицензию на уничтожение заявленных таможенным органом конфискованных товаров, сделан с не применением положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежащих применению.
Однако суд кассационной инстанции, отменяя обжалуемые судебные акты, в данном случае не может принять новое решение об удовлетворении заявленных таможенным органом требований, поскольку судами неполно исследованы все обстоятельства дела.
Так, суды в своих судебных актах не указали, относятся ли все представленные таможенным органом для уничтожения товары, а именно по делу об административном правонарушении N 10113000-1598/2006 товар - 24 литровых бутылки кислотного электролита, к товарам, входящих в перечень прекурсоров - список IV.
Суды также не дали надлежащей оценки утверждениям ответчика о том, что он не имеет технической возможности уничтожить прекурсоры указанные в списке IV, так как, на ФГУП "ГосНИИОХТ" возложены задачи по уничтожению или переработке таких прекурсоров, как эргометрин, эрготамин и эфедрин.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора, судами не учтено, что аналогичные требования об уничтожении вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях NN 10113000-1240/2006, 10113000-1589, 10113000-1796/2006 заявлены Смоленской таможней к иным организациям, указанным в Приложении N 1 к Приказу Министерства экономики Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 468, в частности к ФГУП "Московский эндокринный завод".
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду первой инстанции с учетом изложенного следует всесторонне, полно и объективно исследовав все представленные лицами, участвующими в деле доказательства и доводы, разрешить спор, правильно применив нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 сентября 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2008 года по делу N А40-26835/08-154-314 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
|
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах".
Таким образом, Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусмотрено лицензирование деятельности, связанной с уничтожением товаров, входящих в перечень прекурсоров - Список IV, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681. Поэтому в данном случае ФГУП "ГосНИИОХТ" в соответствии с Приложением N 1 к Приказу Министерства экономики Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 468 является организацией, которая вправе заниматься уничтожением товаров, входящих в перечень прекурсоров - список IV.
В связи с этим, вышеуказанный вывод судов о том, что ответчик должен иметь лицензию на уничтожение заявленных таможенным органом конфискованных товаров, сделан с не применением положений Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", подлежащих применению.
Однако суд кассационной инстанции, отменяя обжалуемые судебные акты, в данном случае не может принять новое решение об удовлетворении заявленных таможенным органом требований, поскольку судами неполно исследованы все обстоятельства дела.
Так, суды в своих судебных актах не указали, относятся ли все представленные таможенным органом для уничтожения товары, а именно по делу об административном правонарушении N 10113000-1598/2006 товар - 24 литровых бутылки кислотного электролита, к товарам, входящих в перечень прекурсоров - список IV.
Суды также не дали надлежащей оценки утверждениям ответчика о том, что он не имеет технической возможности уничтожить прекурсоры указанные в списке IV, так как, на ФГУП "ГосНИИОХТ" возложены задачи по уничтожению или переработке таких прекурсоров, как эргометрин, эрготамин и эфедрин.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора, судами не учтено, что аналогичные требования об уничтожении вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях NN 10113000-1240/2006, 10113000-1589, 10113000-1796/2006 заявлены Смоленской таможней к иным организациям, указанным в Приложении N 1 к Приказу Министерства экономики Российской Федерации от 21 октября 1999 года N 468, в частности к ФГУП "Московский эндокринный завод".
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, а дело передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 февраля 2009 г. N КА-А40/195-09 по делу N А40-26835/08-154-314
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника