Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Денисовой Н.Д., Петровой В.В.,
при участии в заседании:
от истца: Акименко Д.Г., доверенность N 14 от 02.09.2010 г.;
от ответчиков: представители не явились, извещены;
от третьих лиц: от ТУ Росимущества в городе Москве: Николаев В.С., доверенность N Д-221 от 08.07.2010 г.; от Управления Росреестра по Москве: представитель не явился, извещен,
рассмотрев 15 февраля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента имущества города Москвы на решение от 25 августа 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Акименко О.А., и на постановление от 17 ноября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Расторгуевым Е.Б., Валиевым В.Р., Лаврецкой Н.В., по делу N А40-14319/10-89-107 по иску ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы, признании права хозяйственного ведения и самостоятельные требования ТУ Росимущества в городе Москве о признании права федеральной собственности к Департаменту имущества города Москвы, ОАО "Московская дирекция театрально - концертных и спортивно-зрелищных касс", с участием третьего лица, заявляющего самостоятельные требования - ТУ Росимущества в городе Москве, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управление Росреестра по Москве, установил:
ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту имущества города Москвы, ОАО "Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс" о признании права хозяйственного ведения ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" на нежилые помещения общей площадью 109,4 кв.м. (1 этаж помещение IV комнаты 1-4; антресоль 1 помещение III комнаты 1-3, 3а, 4-5), расположенные по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 70; признании недействительным зарегистрированного права собственности города Москвы на нежилые помещения в здании по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 70, общей площадью 46,6 кв. м. (антресоль 1, помещение III, комнаты 1-3, 3а, 4-5) - запись в Едином государственном реестре прав N 77-77-11/063/2008-635 от 26.05.2008 г.; признании недействительным зарегистрированного права собственности ОАО "Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс" на нежилые помещения в здании по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 70, общей площадью 62,8 кв.м. (1 этаж помещение IV комнаты 1-4) - запись в Едином государственном реестре прав N 03/026/2010-99 от 16.07.2010 г. (с учетом уточнения исковых требований).
В части заявленных требований об истребовании из чужого незаконного владения города Москвы указанных нежилых помещений, истец отказался от иска.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Москве.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20 июля 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями привлечено ТУ Росимущества в городе Москве. С учетом уточнения исковых требований ТУ Росимущества в городе Москве обратилось в суд с требованием о признании права федеральной собственности на данные нежилые помещения.
Решением от 25 августа 2010 года суд принял отказ от иска в части требований об истребовании указанного имущества из чужого незаконного владения города Москвы, производство по делу в данной части прекратил. Суд признал право хозяйственного ведения ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" на данные нежилые помещения, в остальной части требований ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" отказал, а требования ТУ Росимущества в городе Москве удовлетворил в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что спорное недвижимое имущество в установленном порядке из федеральной собственности в собственность города Москвы передано не было, а на основании указания МПС РФ от 13.01.2000 г. N Ш-37у спорный объект, являющийся федеральной собственностью, в составе имущественного комплекса закреплен на праве хозяйственного ведения за ГУП "Ремонтно-эксплуатационное объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации" в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 г. N 696, внесен в реестр федерального имущества, реестровый номер 07700163, что подтверждается свидетельством от 21.12.1999 г.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2010 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Департамент имущества города Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. При этом податель жалобы считает обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, вынесенными при несоответствии выводов, изложенных в актах, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.
ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" был представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просило в удовлетворении жалобы отказать, принятые по делу судебные акты оставить без изменения. Истец указал, что доводы кассационной жалобы являются ошибочными и не основанными на доказательствах, представленных в дело.
Департамент имущества города Москвы, ОАО "Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс" и Управление Росреестра по Москве, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, просил решение и постановление оставить без изменения.
Представитель ТУ Росимущества в городе Москве поддержал доводы ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение", против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить решение и постановление без изменения.
Оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованных судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с Приложением N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорное недвижимое имущество как находившееся на момент разграничения государственной собственности в ведении предприятия, относящегося к ведомственной подчиненности Министерства путей сообщения СССР, относилось к исключительно к федеральной собственности, что сторонами не оспаривается.
Приказом Министерства путей сообщения СССР от 03.01.1989 г. N 2-у создано Ремонтно-эксплуатационное объединение Хозяйственного Управления МПС СССР.
Согласно п. 2 данного Приказа, в состав РЭО включено домоуправление N 2 города Москвы.
При этом в соответствии с инвентарной карточкой N 74 учета основных средств домоуправления N 2, а также актом приема-передачи от 15.03.1989 г. жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 70, находился на балансе домоуправления N 2 и передан Ремонтно-эксплуатационному объединению Хозяйственного управления МПС СССР.
Указанием МПС РФ от 13.01.2000 г. N Ш-37у спорные объекты недвижимости закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП "Ремонтно -эксплуатационное объединение Министерства путей сообщения Российской Федерации".
Государственная регистрация права хозяйственного ведения ФГП "Ремонтно - эксплуатационное объединение" на закрепленное за ним спорное недвижимое имущество подтверждается свидетельством от 21.12.1999 г. N 056326 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 09.10.2009 г. N 19/150/2009-832.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела пришли к обоснованному выводу о том, что спорные нежилые помещения из владения ФГП "Ремонтно-эксплуатационное объединение", которому они были переданы на праве хозяйственного ведения, не выбывали, иным лицам не отчуждались.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов подлежали передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Однако, как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, порядок передачи спорного имущества, установленный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", не был соблюден, поскольку отсутствуют перечни объектов, подлежащих передаче в собственность города Москвы, доказательства их направления Правительству Российской Федерации для принятия соответствующего решения и доказательства соблюдения процедуры обязательного согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации объектов, которые могут быть переданы в собственность города Москвы.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что спорное имущество по-прежнему является федеральной собственностью, в связи с чем требование о признании права хозяйственного ведения ФГП "Ремонтно-эксплуатационное Объединение" на нежилые помещения, общей площадью 109,4 кв.м (1 этаж помещение IV комнаты 1-4; антресоль 1 помещение III комнаты 1-3, 3а, 4-5), расположенные по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 70, и требование ТУ Росимущества по городу Москве о признании права федеральной собственности на данные нежилые помещения были удовлетворены правомерно.
Несоответствий выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, на которые ссылается заявитель в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции не установлено.
Исходя из изложенного, а также, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2010 года по делу N А40-14319/10-89-107 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
|
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащих приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, и в ведении казенных заводов подлежали передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Однако, как правильно установили суды первой и апелляционной инстанций, порядок передачи спорного имущества, установленный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", не был соблюден, поскольку отсутствуют перечни объектов, подлежащих передаче в собственность города Москвы, доказательства их направления Правительству Российской Федерации для принятия соответствующего решения и доказательства соблюдения процедуры обязательного согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации объектов, которые могут быть переданы в собственность города Москвы.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 25 августа 2010 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 ноября 2010 года по делу N А40-14319/10-89-107 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 февраля 2011 г. N КГ-А40/292-11 по делу N А40-14319/10-89-107
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/292-11