Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
от заявителя: Паникаровская В.Н., доверенность от 26.10.2010 г.; Тарасова И.Е., доверенность от 26.10.2010 г.;
от ответчика: Артемова Р.С., доверенность N 20/130-СВ от 21.09.2010 г.;
от третьего лица: Перминов В.А., доверенность от 10.12.2008 г.,
рассмотрев 14 февраля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" на постановление от 2 ноября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В., Гончаровым В.Я., по делу N А40-175188/09-139-1242 по заявлению ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" о признании незаконными действий к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, третье лицо: ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат, установил:
ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 г. N 01/001/2009-052 о регистрации за ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" права собственности на предприятие как имущественный комплекс (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество "Лузский лесопромышленный комбинат", назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г. Луза, пл. Труда, д. 1 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 19 июля 2010 года суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемые по делу действия регистрирующего органа являются незаконными, не соответствуют Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), нарушают права и законные интересы заявителя.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2010 года решение было отменено, в признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по внесению в ЕГРП записи от 17.06.2009 г. N 01/001/2009-052 о регистрации за ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" права собственности на предприятие как имущественный комплекс отказано.
Не согласившись постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда города Москвы от 19 июля 2010 года. При этом податель жалобы считает обжалуемый судебный акт незаконным и необоснованным, вынесенными при несоответствии выводов, изложенных в актах, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии был представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление суда апелляционной инстанции оставить в силе. Росреестр указал, что судом апелляционной инстанции вынесено законное и обоснованное постановление, полно исследованы обстоятельства дела и правильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил постановление отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
Представитель Росреестра поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить постановление без изменения.
Представитель третьего лица поддержал доводы Росреестра, против удовлетворения жалобы возражал, просил оставить постановление без изменения.
Оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалованного судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2006 г. по делу N А28-413/2005-375/24 ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
16.08.2006 г. собранием кредиторов ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" принято решение о создании на базе имущества ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" и внесении в уставной капитал вновь создаваемого общества имущества должника по утвержденному перечню имущества, в том числе 25 спорных объектов недвижимости.
07.09.2006 г. между ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" и ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" подписан акт приемки-передачи имущества и имущественных прав, вносимых в уставный капитал ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" и передачи имущества.
12.09.2006 г. ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица и впоследствии реорганизовано в ООО "Лузский лесопромышленный комплекс".
22.09.2009 г. ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" из письма Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области стало известно о том, что ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" зарегистрировало право собственности на предприятие (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество "Лузский лесопромышленный комбинат", назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г. Луза, пл. Труда, д. 1) как имущественный комплекс.
Как следует из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.09.2009 г. за N 01/001/2009-049, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии за правообладателем ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" зарегистрировано право собственности на предприятие как имущественный комплекс, условный номер: 00-00-01-001/2009-052, в состав которого вошло 25 объектов недвижимости, переданных 07.09.2009 г. по акту приема -передачи имущества и имущественных прав ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" в качестве вклада в уставной капитал вновь созданного общества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона о регистрации оснований для государственной регистрации, подтверждающих наличие, возникновение прав на недвижимое имущество у ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" не имеется.
Данный вывод суда первой инстанции обоснованно был признан судом апелляционной инстанции неправомерным.
В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 35-4 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. N 219 (далее - Правила ведения ЕГРП) документами-основаниями для предприятия указываются документы, удостоверяющие его состав и стоимость, в том числе акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что право собственности ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" на предприятие как имущественный комплекс ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" было зарегистрировано на основании аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию о составе и балансовой стоимости основных средств ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" по состоянию на 15.05.2009 г. от 20.05.2009 г. N 29, промежуточного ликвидационного баланса от 12.05.2009 г., инвентаризационной описи основных средств N 001 от 08.05.2009 г.
Как следует из положений п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 13, а также абз. 2 п. 2 ст. 22 Закона о регистрации, до государственной регистрации права на предприятие обязательной государственной регистрации подлежит:
- право на входящий в состав предприятия объект недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на который оформлены после введения в действие Закона о регистрации;
- право на данный объект недвижимого имущества, возникшее до введения в действие Закона о регистрации, при проведении государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права на предприятие;
его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона о регистрации сделки с предприятием.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о регистрации права на объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном Законом о регистрации.
В связи с указанным, если предприятие отвечает признакам, указанным в ст. 132 ГК РФ, наличие либо отсутствие признаков недвижимости у отдельных объектов, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, само по себе не влияет на установленную Законом о регистрации обязанность государственной регистрации права собственности на предприятие.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о регистрации.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области, в ЕГРП содержатся сведения о государственной регистрации права собственности ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" на 25 объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса.
Как следует из пункта 35-2 Правил ведения ЕГРП, в графе "Состав" для предприятия как имущественного комплекса указываются сведения только об объектах недвижимого имущества, входящих в состав данного предприятия.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела было установлено, что заявления о государственной регистрации договора, перехода и права собственности на предприятие как имущественный комплекс ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" в Росреестр не поступало.
Следовательно, при государственной регистрации права собственности на предприятие как имущественный комплекс ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" сведения относительно имущества, в том числе зарегистрированных имущественных прав, входящих в состав предприятия, представлены заявителем в полном объеме, государственная регистрация произведена на законных основаниях.
При этом основания для внесения записей в ЕГРП о прекращении прав без соответствующих заявлений сторон Законом о регистрации и Правилами ведения ЕГРП не предусмотрены.
В соответствии с абзацами 4 и 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если, не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом, для государственной регистрации прав.
Указанный в статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае заявителем представлены на государственную регистрацию права собственности общества все необходимые и надлежащие документы, в соответствии с требованиями Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество не имелось, обратного заявителем не доказано и из материалов дела не усматривается.
Прочие доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции не принимаются как ненашедшие документального подтверждения в материалах дела и основанные на неверном толковании закона.
Исходя из изложенного, а также, принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела и доводы кассационной жалобы, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2010 года по делу N А40-175188/09-139-1242 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Зверева |
|
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацами 4 и 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если, не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом, для государственной регистрации прав.
Указанный в статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае заявителем представлены на государственную регистрацию права собственности общества все необходимые и надлежащие документы, в соответствии с требованиями Закона о регистрации, в связи с чем у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество не имелось, обратного заявителем не доказано и из материалов дела не усматривается.
...
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2010 года по делу N А40-175188/09-139-1242 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 февраля 2011 г. N КГ-А40/193-11 по делу N А40-175188/09-139-1242
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/193-11