Резолютивная часть постановления объявлена 3 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.
судей Ворониной Е. Ю., Латыповой Р. Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - ИП Бизиков В.Б. - паспорт 4204 146614 выдан 29.12.2004 г.,
от ответчика - не явился (извещен надлежаще),
от третьего лица - Шорин С.С. - дов. от 03.02.2011 г. N Д-03/02/11,
рассмотрев 3 марта 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Бизикова Виктора Борисовича; Гузун Ивана Игнатьевича; Овциново Татьяны Александровны; Ворошилиной Нины Петровны; Журавлевой Любови Викторовны; Дувановой Нины Александровны; Пожидаева Сергея Николаевича; Новиковой Рахат Акрамовны на решение от 27 октября 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Папелишвили Г.Н., на постановление от 27 декабря 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Якутовым Э.В., Векличем Б.С., Поташовой Ж.В. по делу N А40-77494/10-144-417, по заявлению индивидуальных предпринимателей Бизикова Виктора Борисовича; Гузун Ивана Игнатьевича; Овциново Татьяны Александровны; Ворошилиной Нины Петровны; Журавлевой Любови Викторовны; Дувановой Нины Александровны; Пожидаева Сергея Николаевича; Новиковой Рахат Акрамовны к Федеральному дорожному агентству (Росавтодор) о признании незаконными действий третье лицо: ГК "Российские автомобильные дороги" установил:
индивидуальные предприниматели Бизиков В.Б.. Гузун И.И., Овцинова Т.А., Ворошилина Н.П,; Журавлева Л.В., Дуванова Н.А., Пожидаев С.Н., Новикова Р.А. (далее - индивидуальные предприниматели) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального дорожного агентства (далее - Росавтодор), выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка под размещение объектов дорожного сервиса в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-4 "Дон" на км 458 +100 (слева) площадью 11 340 _266 кв.м с кадастровым номером 48:17:003 03 00:0003/004, и обязании Росавтодора предоставить данный земельный участок.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.10.2010 г., оставленным без изменения постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, индивидуальные предприниматели обратились в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просят их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель индивидуальных предпринимателей в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Росавтодора в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную кассационную жалобу в отсутствие данного представителя.
Представитель третьего лица, участвующего в деле, в судебном заседании против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах и отзыве, в котором выражается несогласие с изложенной предпринимателями позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей сторон явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, индивидуальные предприниматели обратились в Администрацию Хлевенского района Липецкой области с заявлениями о разрешении строительства в Хлевенском районе на участке автодороги М-4 "Дон" комплекса объектов придорожного сервиса, состоящего из 7 кафе и автомастерской.
25 октября 2005 г. Администрация письмом N 90 направила в адрес ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" заявку на согласование земельного участка в придорожной полосе автодороги М-4 "Дон" 457 км для проектирования и строительства площадки объектов придорожного сервиса, что последним и было сделано.
Комиссия при Администрации Липецкой области по вопросам размещения объектов дорожного сервиса в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования 17.03.2006 г. приняла решение, согласно которому согласилась с местом размещения индивидуальными предпринимателями комплекса дорожного сервиса.
10 апреля 2006 г. между индивидуальными предпринимателями и ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" заключены договоры на инженерно-техническое сопровождение работ по размещению объектов дорожного сервиса и иных сооружений в полосе отвода и придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования, в соответствии с условиями которого последним на платной основе оказываются услуги по проверке соответствия документов, предоставляемых владельцами объектов сервиса для получения согласований и технических условий на размещение комплекса дорожного сервиса требованиям законодательства России в области соблюдения безопасности дорожного движения.
14 апреля 2006 г. ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" письмом N 15/13-1030 (с учетом дополнений, изложенных в письме от 08.06.2006 N 15/13-2488) сообщило предпринимателям о согласовании размещения комплекса дорожного сервиса на 458 км +100 (влево) автодороги М-4 "Дон" и выдало технические условия.
2 октября 2006 г. предприниматели провели работы по установлению и закреплению границ земельного участка с кадастровым номером 48:17:003:03:00:0003/004.
8 декабря 2006 г. Администрацией Хлевенского района предпринимателям выдано разрешение на строительство комплекса дорожного сервиса в полосе отвода автодороги М-4 "Дон" 458 км.
Решением от 13.12.2006 г. N 4162-04 Территориальное управление Росимущества по Липецкой области согласовало строительство объектов комплекса дорожного сервиса, а 23.01.2007 г. был разработан и согласован рабочий проект придорожного комплекса объектов быстрого питания и автосервиса.
2 мая 2007 г. ТУ ФАУГИ по Липецкой области письмом N 2279-04 сообщило предпринимателям, что земельные участки, занятые полосой отвода федеральной автодороги М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов на Дону, Краснодар до Новороссийска, в том числе по Хлевенскому району (в обход Хлевное) включены в план на землеустроительные работы, включающие работы по межеванию и постановке на кадастровый учет с дальнейшей государственной регистрацией права собственности Российской Федерации, после чего может быть осуществлено предоставление истребуемого земельного участка.
Письмом от 08.10.2008 г. N 15/13-3848 ГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" сообщило предпринимателям, что на основании распоряжения ТУ Росимущества по Воронежской области от 26.08.2008 г. N 278-р участок автодороги М-4 "Дон" 414 км + 700 - 464 км +300 передается в оперативное управление ФГУ "Дороги России".
15 января 2009 г. ФГУ "Дороги России" направило в адрес предпринимателей письмо N ДДР-01-13/23, в котором сообщило, что для заключения договора аренды на вышеуказанный земельный участок необходимо внести изменения в рабочий проект по устройству перехода от скоростных полос и примыканий к площадке дорожного сервиса, внести изменения в схему освещения, и представить заявление с приложением документов, необходимых для оформления в аренду земельных участков.
Письмом от 20.03.2009 г. N ДДР-01-10/411 ФГУ "Дороги России" направило представленный предпринимателями пакет документов в Росавтодор, который письмами от 19.02.2010 г. отказал в предоставлении земельного участка, указав на неуполномоченность по принятию решений об образовании земельных участков под размещение объектов дорожного сервиса в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения индивидуальных предпринимателей в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из законности действия Росавтодора, а также указали на то, что совершенные им действия не нарушают прав и законных интересов заявителей в предпринимательской сфере.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 2133-р, вынесенного в соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 17.07.2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в доверительное управление передана автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска.
Факт передачи подтвержден передаточным актом от 30.04.2010 N 2-ГК/2-ПА, что было установлено судами.
Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.2009 г. N 145-ФЗ "Российские автомобильные дороги" имеет право заключать договоры о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам Компании; давать согласие в письменной форме на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) содержание подъездов к автомобильным дорогам Компании, съездов с них и примыканий таких автомобильных дорог к объектам дорожного сервиса, размещаемым в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Компании; давать согласие в письменной форме на размещение объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Компании, размещать указанные объекты, организовывать площадки для размещения указанных объектов.
Статьей 6 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ к деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", отнесено, в том числе, и предоставление в субаренду земельных участков Компании.
Таким образом, как правильно указали суды, действующим законодательством предусмотрено, что деятельность по размещению объектов дорожного сервиса, иных объектов в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог осуществляется исключительно Государственной компанией "Российские автомобильные дороги".
Суды установили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 48:17:003:03:00:0003/004 в соответствии с п. 300 приложения N 6 к распоряжению Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 г. N 250-р передан в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в связи с чем пришли к обоснованному выводу, что данная Компания в силу закона является распорядителем-арендодателем земель и именно она, а не Росавтодор, как ошибочно полагают предприниматели, может выделить спорный земельный участок и передать его в субаренду.
При данных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Московского округа не имеет оснований для отмены принятых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителями установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27 октября 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2010 г. по делу N А40-77494/10-144-417 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
|
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 5 Федерального закона от 17.07.2009 г. N 145-ФЗ "Российские автомобильные дороги" имеет право заключать договоры о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам Компании; давать согласие в письменной форме на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и (или) содержание подъездов к автомобильным дорогам Компании, съездов с них и примыканий таких автомобильных дорог к объектам дорожного сервиса, размещаемым в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Компании; давать согласие в письменной форме на размещение объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог Компании, размещать указанные объекты, организовывать площадки для размещения указанных объектов.
Статьей 6 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ к деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги", отнесено, в том числе, и предоставление в субаренду земельных участков Компании.
...
Суды установили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 48:17:003:03:00:0003/004 в соответствии с п. 300 приложения N 6 к распоряжению Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 г. N 250-р передан в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги", в связи с чем пришли к обоснованному выводу, что данная Компания в силу закона является распорядителем-арендодателем земель и именно она, а не Росавтодор, как ошибочно полагают предприниматели, может выделить спорный земельный участок и передать его в субаренду."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 марта 2011 г. N КА-А40/1258-11 по делу N А40-77494/10-144-417
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/1258-11