Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи М.В. Борзыкина
судей: В.А. Долгашевой, Р.Р. Латыповой
при участии в заседании:
от заявителя - Открытое акционерное общество "Белозерский порт": Примеров А.В,
- генеральный директор, протокол от 20.05.2010 N 3; Харламова Н.А, - доверенность от 30.12.2010;
от заинтересованных лиц - Федеральное государственное учреждение "Российский Речной Регистр": Преснов С.В, - доверенность от 08.10.2010 N 4; Зенин А.Ю., - доверенность от 01.07.2010 N 1; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта: Курицын А.Е, - доверенность от 24.02.2011 N АК-10/7-570; Федеральное агентство морского и речного транспорта: представитель не явился,
рассмотрев 24 марта 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Белозерский порт" (заявитель) на решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2010 года, принятое судьей Л.А.Дранко, на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2010 года, принятое судьями В.И. Поповым, Д.Е. Лепихиным, И.Б. Цымбаренко, по заявлению Открытого акционерного общества "Белозерский порт" о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Российский Речной Регистр", связанных с ограничением районов плавания по трассам Онежского и Ладожского озёр для принадлежащих обществу судов проекта 576 и 11; другие заинтересованные лица - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, установил:
Открытое акционерное общество "Белозерский порт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федерального государственного учреждения "Российский Речной Регистр" (далее - ФГУ "Российский Речной Регистр"), связанных с ограничением районов плавания по трассам Онежского и Ладожского озер для принадлежащих обществу судов проекта 576 и 11, а также о признании недействительными письма Федерального агентства морского и речного транспорта от 19.03.2010 N Щ-22/2227, письма Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.04.2010 N ГК-10/8-1211, письма ФГУ "Российский Речной Регистр" от 25.02.2010 N 07-09-398.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу общество отказалось от требования в части, касающейся признания недействительными названных писем. Отказ судом принят.
Решением от 24.08.2010 в удовлетворении предъявленного требования отказано. В остальной части производство по делу прекращено на о сновании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2011 решение оставлено без изменения.
Требования о проверке законности решения от 24.08.2010, постановления от 29.11.2010 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции, апелляционным судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы права.
В отзыве на кассационную жалобу ФГУ "Российский Речной Регистр" возражало против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, ссылаясь на законность решения, постановления.
Отзывы на кассационную жалобу другими лицами, участвующими в деле, не направлены.
В судебное заседание суда кассационной инстанции по рассмотрению кассационной жалобы, состоявшееся 24.03.2011 в 12 часов 05 минут, явились представитель общества, представитель ФГУ "Российский Речной Регистр", представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Каждый из них в отдельности заявил, что не возражает против рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие представителя Федерального агентства морского и речного транспорта.
Поскольку Федеральное агентство морского и речного транспорта было надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в данном судебном заседании не имелось.
Относительно кассационной жалобы даны следующие объяснения:
- представитель общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;
- представитель ФГУ "Российский Речной Регистр", представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, каждый в отдельности, объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.
Законность решения от 24.08.2010, постановления от 29.11.2010 проверена в пределах, установленных для рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, а также объяснений относительно кассационной жалобы.
Общество, как установлено судом первой инстанции, апелляционным судом, является владельцем сухогрузных теплоходов "Отрадный", "Оленегорск", "Иван Малоземов", "Северодвинск", "Нефтегорск", проекта 576, имеющие класс "О", которые с момента постройки эксплуатируются в течение 45-46 лет. На эти суда обществу 09.06.2010 выданы квалификационные свидетельства, разрешающие плавание в бассейнах разряда "О" при высоте волны 1% обеспеченности не более 2,0 м. за исключением Ладожского и Онежского озер. Это обстоятельство обусловило обращение общества в суд с требованием об оспаривании действий ФГУ "Российский Речной Регистр".
Отказывая в удовлетворении предъявленного требования, суд первой инстанции, апелляционный суд исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.07.1994 N 780 ФГУ "Российский Речной Регистр" является государственным учреждением классификации и технического надзора за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
Органы технического надзора и классификации судов Российской Федерации издают утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта правила о проектировании, постройке, ремонте и об эксплуатации судов, за которыми должен осуществляться технический надзор, и правила об изготовлении материалов и изделий для установки на судах. Эти органы вправе при невыполнении указанных в пункте 4 настоящей статьи правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и технических средств, а также не выдавать или аннулировать ранее выданные ими разрешающие эксплуатацию судов документы.
На основании пункта 1 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.11.2002 N 136, классификация судов и технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания осуществляется ФГУ "Российский Речной Регистр".
В своей классификационной деятельности названное государственное учреждение руководствуется упомянутым Положением, разрабатываемыми и издаваемыми им правилами, содержащими требования к судам при их проектировании, постройке, ремонте и эксплуатации, а также к материалам и изделиям, предназначенным для установки на судах, и иными нормативно- техническими актами. Целью классификационной деятельности Речного Регистра является выполнение работ (оказание услуг), направленных на обеспечение технической безопасности плавания судов, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения, в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, сохранности перевозимых на судах грузов, предотвращения загрязнения с судов. Для достижения цели, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения, классификационная деятельность включает в себя разработку и издание правил, рассмотрение и согласование технической документации, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, постройкой судов с присвоением им класса, а также подтверждение, возобновление и восстановление класса на основании результатов предписанных правилами освидетельствований за весь период эксплуатации каждого судна до его списания с оформлением и выдачей соответствующих документов.
Объектами классификационной деятельности Речного Регистра являются самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 т, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река-море) плавания (пункт 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).
Распоряжениями Министерства транспорта Российской Федерации от 29.11.2002 N НС-148-р, от 11.11.2002 N НС-137-р в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации утверждены Правила освидетельствования судов в эксплуатации (ПОСЭ) и Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания, соответственно.
Согласно пункту 7.3 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.11.2002 N 136, суда, имеющее класс "О2,0", могут быть допущены в морские районы плавания, в том числе имеет право выхода в районы Ладожского и Онежского озер.
Согласно пункту 7.4. Положения основными символами в формуле класса судов внутреннего плавания являются буквы "Л", "Р", "О" и "М", определяющие конструктивные особенности судна и разряд водного бассейна, в котором оно может эксплуатироваться.
Принадлежащие обществу суда, имеющие класс "О2,0", в период эксплуатации имели ограничения по району плавания - внутренние водные пути разрядов "О", также позволяющее эпизодический выход в районы Ладожского и Онежского озер, в соответствии с пунктом 7.9 Положения.
После 31.12.2008 Ладожское и Онежское озера, в соответствии с Перечнем водных бассейнов из разряда "М" переведены в разряд "О", который по своим ветрово-волновым характеристикам относится к разрядам более высокого значения, в связи с чем суда класса "О" получили возможность постоянной эксплуатации в указанных озерах (западные и южные трассы).
Согласно пункту 2.5 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, если конструкция судна, его элементов или примененные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, Речной Регистр может предложить проведение специальных испытаний, сократить сроки между периодическими освидетельствованиями, увеличить объем этих освидетельствований или наложить ограничения на условия эксплуатации судна.
Учитывая возраст принадлежащих обществу судов, их техническое состояние и отсутствие опыта их постоянной эксплуатации в Ладожском и Онежском озерах, а также в целях обеспечения технической безопасности плавания судов внутреннего плавания, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, ФГУ "Российский Речной Регистр", воспользовавшись правами, предусмотренными в пункте 2.5 Положения, правомерно и обоснованно принял решение об ограничении районов плавания судов.
При принятии постановления суд кассационной инстанции исходил из следующего.
Судебные разбирательства по делу судом первой инстанции, апелляционным судом произведены в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции, апелляционным судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. Оснований полагать, что выводы суда первой инстанции, апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является о снованием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2010 года по делу N А40-73849/10-79-406 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Белозерский порт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.В. Борзыкин |
Судьи |
В.А. Долгашева |
|
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принадлежащие обществу суда, имеющие класс "О2,0", в период эксплуатации имели ограничения по району плавания - внутренние водные пути разрядов "О", также позволяющее эпизодический выход в районы Ладожского и Онежского озер, в соответствии с пунктом 7.9 Положения.
...
Согласно пункту 2.5 Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, если конструкция судна, его элементов или примененные материалы не могут быть признаны достаточно проверенными в эксплуатации, Речной Регистр может предложить проведение специальных испытаний, сократить сроки между периодическими освидетельствованиями, увеличить объем этих освидетельствований или наложить ограничения на условия эксплуатации судна.
Учитывая возраст принадлежащих обществу судов, их техническое состояние и отсутствие опыта их постоянной эксплуатации в Ладожском и Онежском озерах, а также в целях обеспечения технической безопасности плавания судов внутреннего плавания, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей, ФГУ "Российский Речной Регистр", воспользовавшись правами, предусмотренными в пункте 2.5 Положения, правомерно и обоснованно принял решение об ограничении районов плавания судов.
...
решение Арбитражного суда города Москвы от 24 августа 2010 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2010 года по делу N А40-73849/10-79-406 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Белозерский порт" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 марта 2011 г. N КА-А40/2260-11 по делу N А40-73849/10-79-406
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/2260-11