Изменения в ПБУ "Информация по сегментам"
Начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год (т.е. начиная с отчетности за I кв. 2011 г.) коммерческие предприятия (за исключением кредитных) могут раскрывать информацию по сегментам, руководствуясь новым ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам".
Новое Положение заменяет ранее действующее ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам"?*(1) и содержит правила, по которым нужно будет формировать сегменты и определять оценочные показатели. Отметим, что данное ПБУ не касается формирования отчетности для госстатнаблюдения и отчетной информации для специальных целей (например, предоставляемой кредитной организации по ее требованию).
В новом ПБУ нет деления информации отчетного сегмента на первичную и вторичную, а есть установленный список показателей, которые отражаются в пояснительной записке к отчетности. Есть и другие изменения, они представлены в сравнительной таблице.
Критерий сравнения | ||
Какие организации обязаны применять ПБУ | Все организации, у которых есть дочерние и зависимые общества, а также организации, на которые учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности | Организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг |
Отчетность, в составе которой раскрывается информация по сегментам | Сводная бухгалтерская отчетность организации, имеющей дочерние и зависимые общества | Бухгалтерская отчетность организации |
Информация, на основании которой формируются сегменты | Не определена | Информация, используемая полномочными лицами организации; сведения, размещаемые в средствах массовой информации; иная доступная информация, в частности управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на интернет-сайте организации, и т.д. |
Основа выделения в сегмент | а) географический сегмент - географические регионы, в которых осуществляется деятельность; б) операционный сегмент - производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги или однородные группы товаров, работ, услуг | а) производимая продукция, закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги; б) основные покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; в) географические регионы, в которых осуществляется деятельность; г) структурные подразделения организации |
Характеристики, позволяющие объединять информацию в сегмент (по каким факторам информация должна совпадать) | а) назначение товаров, работ, услуг; б) процесс производства товаров, выполнения работ; в) оказание услуг; г) потребители (покупатели) товаров, работ, услуг; д) методы продажи товаров и распространения работ, услуг; е) системы управления деятельностью организации (если применимо) | а) характер (назначение) продукции, товаров, работ, услуг; б) процесс производства продукции, закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг; в) покупатели (заказчики) продукции, товаров, работ, услуг; г) способы продажи продукции, товаров, работ, услуг; д) правовые условия деятельности (например, необходимость лицензии (разрешения), режим налогообложения); е) другие характеристики |
Дополнительные условия для выделения в сегмент | Не определены | а) специфический характер отдельного направления деятельности; б) ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности; в) обособленность информации, представляемой совету директоров (наблюдательному совету) организации; г) другие условия |
Предельное количество отчетных сегментов | Не определено | Десять. В случае если количество отчетных сегментов составляет более 10, организация должна проанализировать возможность объединения отчетных сегментов |
Способ представления информации по отчетным сегментам | Формируется перечень показателей отчетного сегмента, при этом выделяется первичная и вторичная информация. Деление на первичную и вторичную информацию зависит от величины рисков и прибыли организации по каждому сегменту | Информация по сегментам не делится. Проводится оценка показателей отчетного сегмента. Если структура отчетных сегментов меняется, нужно пересчитывать показатели |
Е.А. Степина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
В.Н. Горностаев,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Примечание
Я.И. Кулибаба, генеральный директор компании "Реал-аудит"
Организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг обязаны раскрывать в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с ПБУ 12/2010. Согласно пункту 4 федерального стандарта аудита 2/2010 существенность искажения бухгалтерской отчетности может быть обусловлена неполным раскрытием в отчетности требуемой информации. Поэтому отсутствие в отчетности такой организации информации по сегментам является безусловным основанием для модификации аудиторского заключения и может привести к тому, что бухгалтерская отчетность будет признана недостоверной.
Обязана организация раскрывать в отчетности информацию по сегментам или решила дать информацию по собственной инициативе, в любом случае такая информация должна удовлетворять требованиям ПБУ 12. Информация должна прежде всего объяснить принципы выделения отчетных сегментов, затем показатели сегментов и способы оценки этих показателей. Необходимо провести сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации. Отметим, что на отчетные сегменты в бухгалтерской отчетности должно приходиться не менее 75 процентов выручки от продаж организации.
По каждому отчетному сегменту раскрываются наименование вида (группы) продукции, товаров, работ, услуг, от продажи которых организация получает выручку, финансовый результат за отчетный период, общая величина активов и обязательств.
В случае если выручка от продаж одному покупателю (заказчику) составляет 10 и более процентов общей выручки от продаж, в пояснительной записке следует раскрыть наименование этого покупателя, общую величину выручки от продаж такому покупателю и наименование отчетного сегмента (сегментов), к которому относится данная выручка.
"Актуальная бухгалтерия", N 2, февраль 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) приказ Минфина России от 27.01.2000 N 11н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.