Комментарий к Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) вносит существенные изменения в нормативные документы, регламентирующие деятельность автономных учреждений. С предоставлением последним относительной экономической свободы, переводом их при этом на коммерческий план счетов и сдачу бухгалтерской отчетности, установленной для коммерческих организаций, прозрачность движения потоков государственных (муниципальных) ресурсов существенно снизилась. Большие сложности возникли при составлении консолидированной отчетности, в которой следовало отразить суммы выделенных и израсходованных субсидий. Принимая во внимание все недостатки работы с автономными учреждениями, Государственная Дума разработала, а Совет Федерации одобрил Федеральный закон N 83-ФЗ. Он вступил в силу 1 января 2011 года, за исключением отдельный положений, для которых установлены иные сроки начала действия. Рассмотрим, в чем заключается изменение деятельности автономных учреждений в рамках норм вышеназванного закона.
Гражданский кодекс
Федеральным законом N 83-ФЗ внесены изменения в порядок распоряжения имуществом автономного учреждения. Согласно нормам п. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Осталось без изменений положение о том, что автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 утвержден Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества (далее - Порядок N 538).
Согласно п. 2 Порядка N 538 перечни особо ценного движимого имущества автономных учреждений составляются:
федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
в порядке, установленном местной администрацией в отношении автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Приведем информацию о стоимостном критерии отнесения имущества автономных учреждений к особо ценному движимому имуществу в форме таблицы, разработанной на основе п. 4 Порядка N 538.
Автономное учреждение | Орган, которым устанавливается стоимостный интервал | Диапазон стоимостного интервала |
Движимое имущество | ||
Федеральные автономные учреждения | Федеральный орган государственной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя | от 200 тыс. до 500 тыс. руб. |
Автономные учреждения, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ | Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ нормативным правовым актом | от 50 тыс. до 500 тыс. руб. |
Государственный орган субъекта РФ, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в соответствии с нормативным правовым актом высшего органа субъекта РФ | В нормативном акте должны быть соблюдены стоимостные ограничения, при условии что данным нормативным актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя |
К иному движимому имуществу автономного учреждения относится имущество, без которого осуществление автономным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с п. 1 Порядка N 538. К особо ценному имуществу относится также имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, и документы Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда.
Закон об автономных учреждениях
В Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) внесены следующие изменения.
Открытие счетов. Автономное учреждение, созданное на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ, в муниципальной собственности, вправе открывать (ст. 2 Закона об автономных учреждениях):
- счета в кредитных организациях;
- лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.
Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами утвержден Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н. Открытие и ведение лицевых счетов автономным учреждениям в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) осуществляется в порядке, установленном финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования).
Учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства.
Проведение кассовых выплат за счет средств автономных учреждений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований) в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), от имени и по поручению указанных учреждений в пределах остатка средств, поступивших автономным учреждениям.
Имущество автономного учреждения. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В новой редакции ст. 3 Закона об автономных учреждениях говорится о том, какое имущество является движимым и особо ценным движимым. Информация о том, как могут определяться виды особо ценного движимого имущества, содержащаяся в этой статье закона, аналогична той, которая указана в Порядке N 538 и о которой мы говорили выше.
Обратите внимание! Если прежде автономное учреждение вправе было вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника только с согласия своего учредителя, то теперь вносить в уставный (складочный) капитал других юридических лиц можно только недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество. Денежные средства вносить в уставный капитал нельзя (ст. 3 Закона об автономных учреждениях).
В статью 3 Закона об автономных учреждениях, помимо п. 9, добавлены два пункта (п. 10, 11) которые устанавливают порядок передачи объектов недвижимого имущества. Согласно их нормам при передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в оперативное управление автономных учреждений, создаваемых в соответствии с Законом об автономных учреждениях, государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на указанные объекты в случае, если она ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономными учреждениями. Основаниями для государственной регистрации права оперативного управления автономными учреждениями являются решения о создании соответствующих автономных учреждений.
Государственное (муниципальное) задание. В статью 4 Закона об автономных учреждениях внесены изменения, касающиеся финансового обеспечения автономного учреждения учредителем в рамках выполнения государственного (муниципального) задания. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания автономное учреждение не вправе. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения возможно только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом (новая редакция ч. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях) расходов:
на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки;
на мероприятия, направленные на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.
В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.
Создание автономного учреждения. Согласно новой редакции ст. 5 Закона об автономных учреждениях решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения типа существующего федерального бюджетного или казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, в отношении учреждения, находящегося в ведении этого органа или федеральных служб и агентств, ему подведомственных, а также федеральным органом государственной власти (государственным органом), руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения, находящегося в его ведении.
Функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения, созданного путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения, реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, тип которого был изменен.
В Письме Минфина РФ N 02-03-07/4336, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-701 от 03.11.2010 приведен перечень мероприятий главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета при создании федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, действующих на день официального опубликования Федерального закона N 83-ФЗ, на автономные. (Письмо опубликовано в этом номере журнала.)
Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать (п. 9 ст. 5 Закона об автономных учреждениях):
сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества;
перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.
Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного учреждения, находящегося в ведении субъекта РФ, или муниципального учреждения также должно содержать сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения.
Принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляются в порядке, установленном (ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ):
Правительством РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
местной администрацией муниципального образования - в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и др.) (ст. 8 Закона об автономных учреждениях). В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать трети от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения. Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.
При этом (обратите внимание!) руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса. В предыдущей редакции ст. 10 Закона об автономных учреждениях руководителю такое право предоставлено не было.
Новым является и то, что полномочия члена наблюдательного совета автономного учреждения, являющегося представителем государственного органа или органа местного самоуправления и состоящего с этим органом в трудовых отношениях, прекращаются досрочно не только в случае прекращения с ними трудовых отношений, но и по представлению указанного государственного органа или органа местного самоуправления (п. 10 ст. 10 Закона об автономных учреждениях).
Закон о некоммерческих организациях
Нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не распространяются на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также на автономные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 3). В то же время данным законом регламентируются отдельные вопросы изменения типа бюджетного или казенного учреждения на автономное. Так, согласно п. 3 ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом об автономных учреждениях.
Кроме того, в этом документе сказано, что автономные учреждения обеспечивают открытость и доступность следующих документов (пп. 3.3, 3.4)*(1) - с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны:
учредительные документы государственного (муниципального) учреждения с внесенными в них изменениями;
свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;
решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;
решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения;
положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;
план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, согласно требованиям, установленными Минфином;
годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;
сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;
государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);
отчет о результатах деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного (муниципального) имущества, составляемый и утверждаемый в порядке, определенном соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, согласно общим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Перечисленные выше сведения размещаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, на официальном сайте в Интернете на основании информации, предоставляемой государственным (муниципальным) учреждением.
Предоставление информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещение на официальном сайте в Интернете и ведение указанного сайта осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.
Таким образом, отдельные положения Закона о некоммерческих организациях распространяются на автономные учреждения.
Закон об образовании
Поскольку автономные учреждения могут быть созданы и создаются в сфере образования, расскажем об изменениях, внесенных в Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании). Из новой редакции ст. 11 данного закона следует, что учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть:
1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования;
2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы);
4) физические лица.
Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений.
Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.
В полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования внесены уточнения пп. 17 ст. 28 Закона об образовании. В частности, с 1 января 2011 года федеральные органы государственной власти осуществляют финансовое обеспечение выполнения государственного задания автономными учреждениями.
Начиная со следующего года ликвидация образовательного учреждения может осуществляться в соответствии с законодательством РФ в установленном Правительством РФ порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования - для муниципальных образовательных учреждений.
В особенностях использования средств автономных учреждений среднего и высшего профессионального образования произошли следующие изменения. Согласно п. 5 ст. 42 Закона об образовании если порядком предоставления средств не установлено иное, государственные и муниципальные образовательные учреждения, в том числе автономные, самостоятельно определяют направления и порядок использования своих средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.
В результате внесения изменений в ст. 47 Закона об образовании автономные учреждения, в принципе, как и бюджетные и казенные, не осуществляют предпринимательскую деятельность. Деятельность, в результате которой они получают доход, теперь называется приносящей доход, и ведется она постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствует указанным целям. Предпринимательскую деятельность автономные учреждения не осуществляют.
Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании
Согласно новой редакции п. 2 ст. 10 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон о высшем и послевузовском образовании) порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных высших учебных заведений определяется Правительством РФ, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений, функции учредителя которых выполняют органы местного самоуправления городских округов, устанавливается в соответствии с законодательством РФ и местными администрациями городских округов.
Порядок реорганизации и ликвидации муниципальных высших учебных заведений, функции учредителя которых выполняют органы местного самоуправления муниципальных районов, устанавливается в соответствии с законодательством РФ местными администрациями соответствующих муниципальных районов.
С 1 января 2011 года автономным учреждениям, работающим в системе высшего и послевузовского образования, разрешено самостоятельно, если в соответствии с законодательством РФ они вправе распоряжаться соответствующим имуществом самостоятельно, на основании договоров предоставлять научным организациям в пользование движимое и недвижимое имущество. Ранее они могли это делать только с согласия учредителя (собственника) (п. 3 ст. 27 Закона высшем и послевузовском образовании).
Внесены коррективы в финансовое обеспечение деятельности высших учебных заведений (ст. 28 Закона о высшем и послевузовском образовании). Они носят уточняющий характер. Например, начиная с этого года финансовое обеспечение проведения научных исследований высшими учебными заведениями осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, в ведении которых находятся эти высшие учебные заведения, отдельно от финансового обеспечения образовательной деятельности.
Ранее было сказано, что финансовое обеспечение научных исследований осуществляется независимо от финансового обеспечения образовательной деятельности.
Если ранее высшие учебные заведения самостоятельно определяли направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ, то теперь они определяют направление использования этих средств если порядком предоставления данных средств не установлено иное.
Некоторые изменения внесены и в порядок осуществления платной деятельности автономного учреждения высшего и послевузовского образования. Уточнено, что высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не противоречит федеральным законам и лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность прописана в его учредительных документах (п. 1 ст. 29 Закона о высшем и послевузовском образовании). В прежней редакции высшее учебное заведение вправе было в соответствии со своим уставом осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не шло в ущерб его основной деятельности.
Если иное не установлено законом, высшее учебное заведение вправе в пределах, установленных лицензией, осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, муниципального района, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого высшего учебного заведения.
Закон о бухгалтерском учете
Из внесенных в ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" изменений следует, что отчетность автономных учреждений должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами. Месячная, квартальная и годовая бухгалтерская отчетность представляется в порядке, установленном Минфином. Так, на момент подготовки журнала в печать на сайте Федерального казначейства (www.roskazna.ru) размещен проект Приказа Минфина РФ "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Инструкция). Установлено, что Инструкция вступает в силу начиная с бюджетной отчетности на 01.02.2011. В этом проекте сказано, что главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении автономных учреждений, созданных РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием, финансовые органы публично-правовых образований составляют и представляют годовую, квартальную и месячную финансовую отчетность автономных учреждений на основании финансовой отчетности, составленной автономными учреждениями по формам, утвержденным Минфином. Таким образом, полагаем, что в скором времени Минфином будут разработаны данные формы и порядок их заполнения.
Обратите внимание! На регистрации в Минюсте находится Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению". Он устанавливает общие положения по ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе и автономными, с 01.01.2011. На основе этого документа позднее будут разработаны План счетов и Инструкция по его применению для автономных учреждений.
Бюджетный кодекс
После внесения уточнений в ст. 69.1 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся:
субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;
субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам.
Порядок формирования государственного (муниципального) задания также претерпел небольшие изменения. В частности, сказано, что показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).
Государственное (муниципальное) задание формируется для автономных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Внесение изменений в ст. 78.1 БК РФ, регламентирующую порядок предоставления субсидий, обусловлено предоставлением субсидий с 2011 года и бюджетным учреждениям. В новой редакции п. 1 этой статьи говорится, что в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).
Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Налоговый кодекс
Для автономных учреждений никаких существенных изменений в НК РФ не внесено. По-прежнему при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные в виде имущества в рамках целевого финансирования. Субсидии, предоставленные автономным учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования.
Автономные учреждения не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога (пп. 4 п. 6 ст. 346.2 НК РФ), но, как и ранее, могут использовать упрощенную систему налогообложения (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь-февраль, 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно нормам п. 5 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ данные пункты вступают в силу 1 января 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"