Нюансы перехода транспортной компании на упрощенную систему налогообложения
Перейти на применение упрощенной системы налогообложения организации и предприниматели могут в добровольном порядке при соблюдении определенных условий. Заметим, что упрощенная система налогообложения дает дополнительные преимущества в виде возможности применять кассовый метод учета доходов и расходов, а также упрощенную форму бухгалтерского учета.
Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену единым налогом целого ряда налогов. Так, вместо налога на прибыль и налога на имущество организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, рассчитывают и перечисляют в бюджет единый налог. В свою очередь индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц и НДФЛ. Также организации и предприниматели, работающие по УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением случаев, когда налог подлежит уплате в соответствии со статьей 151 НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Кроме "упрощенного" налога, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны платить взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования (ФСС), в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС), а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также прочие налоги и сборы, например земельный налог, транспортный налог, таможенные платежи и сборы, госпошлину и др., об этом сказано в пункте 2 статьи 346.11 НК РФ.
В 2010 году для плательщиков УСН ставка взносов в ФСС, ФФОМС и ТФОМС составляет 0%, а общая ставка взноса в Пенсионный фонд - 14%. В результате в 2010 году общая ставка страховых взносов для "упрощенцев" составляет 14%. Однако данная льготная ставка отменяется с 2011 года, когда общая ставка страховых взносов для "упрощенцев" составит 34% от облагаемого фонда оплаты труда.
Также подчеркнем, что с 2010 года действует новый порядок расчета страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП). Так как у ИП отсутствует фонд оплаты труда, то до 2010 года они платили фиксированный размер страховых взносов, на 2009 год он составлял 7274,4 руб. Однако с 2010 года ИП рассчитывают страховые взносы в Пенсионный фонд, ФФОМС и ТФОМС в размере, определенном исходя из стоимости страхового года. При этом стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного на начало года (в 2010 году - 4330 руб.), и тарифа страховых взносов в соответствующий фонд, увеличенное в 12 раз (п. 2 ст. 13 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, на 2010 год для ИП на УСН размер годового платежа в ПФР, ФФОМС и ТФОМС составляет 12 002,76 руб. [43 330 руб. х (20% + 1,1% + 2%) х 12]. Подчеркнем, что ИП взносы в ФСС не платят.
Организации и предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, должны также исполнять обязанности налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств) и перечислению их в соответствующий бюджет (внебюджетные фонды) (ст. 24 НК РФ).
В большинстве случаев налогоплательщики УСН выступают в качестве налоговых агентов при исчислении доходов физических лиц. При этом они должны рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. Однако выполнять функции налогового агента организациям и предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, придется и в отношении НДС при аренде государственного, муниципального имущества или имущества субъектов РФ.
Отметим, что переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Это означает, что никто не может принудить организацию или ИП перейти на упрощенную систему налогообложения. Вместе с тем существуют определенные ограничения на применение упрощенной системы налогообложения. Разберем ограничения, которые являются актуальными для транспортных компаний.
1. Ограничение по доходам
Так, для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение, предусмотренное в пункте 2.1 статьи 346.12 НК РФ, в соответствии с которым организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 45 млн. руб. (данный пункт дополнительно включен с 22 июля 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 204-ФЗ). Отметим, что такое ограничение действует с 2010 года в течение трех лет. При этом предельный размер доходов за год для применения УСН не должен превышать 60 млн. руб.
В общем порядке (сейчас приостановленном) для перехода на упрощенную систему налогообложения применяется ограничение, предусмотренное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ, в соответствии с которым организации могут переходить на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев года, в котором они подают заявление о переходе на эту систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость). При этом указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Применение коэффициента-дефлятора также приостановлено до 1 января 2013 года.
Организации и индивидуальные предприниматели, которые переведены в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов бизнеса. Соответствующая норма содержится в пункте 4 статьи 346.12 НК РФ. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 НК РФ по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям, определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
Определяя предельную величину доходов, при которой возможен переход на упрощенную систему налогообложения, в расчет берутся доходы только от тех видов деятельности, которые облагаются налогами в соответствии с общим режимом. То есть доходы от видов деятельности, переведенных на ЕНВД, в расчет не войдут. Отметим, что так поступать могли и раньше. Дело в том, что еще Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ исключил из текста НК РФ норму о том, что предельный размер доходов от реализации определяют исходя из всех видов деятельности, которыми занимается компания.
Другой интересный вопрос по данной теме связан с договорами комиссии. По условиям договора комиссии выручка от продажи товара поступает в кассу комиссионера. Затем он перечисляет ее принципалу за вычетом комиссионного вознаграждения и компенсационных выплат. Комиссионер применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы).
При этом возникает вопрос: какая сумма считается доходом комиссионера в целях исчисления налога при УСН? Какая сумма учитывается при расчете лимита выручки комиссионера - сумма, поступившая в кассу комиссионера от покупателей, или сумма вознаграждения, полученная от комитента?
Чиновники ответили на эти вопросы в своем письме (письмо Минфина России от 29 мая 2007 г. N 03-11-04/2/146). В соответствии с пунктом 4.1 статьи 346.13 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 60 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено это превышение.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
Так, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ в составе доходов не учитываются денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, при определении по итогам налогового (отчетного) периода дохода, не превышающего установленный лимит, у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учитывается только сумма комиссионного, агентского или иного вознаграждения. Выручка, которая получена по договору комиссии, при определении лимита у комиссионера, применяющего упрощенную систему налогообложения, не учитывается.
Обратите внимание: если по итогам отчетного периода доход организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, превысит 60 млн. руб., то такая фирма лишается права применять этот специальный режим налогообложения. Однако в кассу комиссионеров поступают средства фактически принадлежащие не им, а принципалам по договорам комиссии. Поэтому чиновники Минфина указали на то, что "чужие" деньги не влияют на размер дохода "упрощенцев"-комиссионеров.
2. Ограничение по структуре организации
Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы и (или) представительства (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). При этом понятия "филиал" и "представительство" в налоговом законодательстве не используются. Они установлены статьей 55 ГК РФ и применяются исключительно в гражданском законодательстве, согласно которому к филиалам относятся обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения организации и осуществляющие те же функции (в полном объеме или частично), что и головная организация. Обособленные подразделения, которые занимаются исключительно представлением и защитой интересов головной организации, называются представительствами.
Обязательным условием для осуществления деятельности филиала или представительства является указание о нем в учредительных документах создавшего его юридического лица. Поэтому организация не может применять упрощенную систему налогообложения, если в ее учредительных документах указаны филиалы или представительства (письма Минфина России от 25 января 2008 г. N 03-11-04/2/6 и от 18 января 2008 г. N 03-11-02/5).
Заметим, что филиалы и представительства прежде всего являются разновидностью обособленных подразделений организации. В статье 11 НК РФ дано общее понятие обособленных подразделений: "Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Вместе с тем плательщиками налога при УСН не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства. Следовательно, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
3. Ограничение по структуре уставного капитала
Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации, предполагающей переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25% (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Можно сделать вывод, что если, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и правило "25 процентов" не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.
Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным законом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия также могут применять упрощенную систему налогообложения при выполнении ими всех остальных условий, предусмотренных статьей 346.12 НК РФ (письмо Минфина России от 31 октября 2007 г. N 03-11-04/2/267). По мнению чиновников, в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Согласно статье 11 НК РФ под организацией понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" установлено, что учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Управление муниципальными унитарными предприятиями от имени муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления (п. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 66 ГК РФ к организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. В соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Аналогичная норма содержится в статье 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ.
Поскольку муниципальное образование, являющееся учредителем муниципального унитарного предприятия, не может быть признано организацией в целях статьи 11 НК РФ, а также в связи с тем, что имущество муниципального унитарного предприятия не распределяется по вкладам (долям, паям), на указанные предприятия положения подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не распространяются. В связи с этим муниципальные унитарные предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения требований главы 26.2 НК РФ. Аналогичные разъяснения чиновники Минфина России высказывают и в отношении ГУПов (письмо от 4 апреля 2007 г. N 03-11-04/2/88).
Другой важный вопрос касается реорганизации унитарных предприятий. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 23 января 2006 г. N 03-11-04/2/12, при реорганизации муниципального унитарного предприятия путем преобразования в открытое акционерное общество данное предприятие теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. Возникает вопрос: можно ли применять общепринятую систему налогообложения с даты регистрации открытого акционерного общества, созданного путем преобразования?
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. В этой связи акционерное общество с долей участия муниципального образования 100%, возникшее в ходе преобразования унитарного предприятия, не вправе применять вышеназванный специальный налоговый режим.
При этом если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). Акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.
Таким образом, налогоплательщик - акционерное общество с долей участия муниципального образования 100%, возникшее в ходе преобразования унитарного предприятия, не вправе применять упрощенную систему налогообложения с начала того квартала, в котором произошла государственная регистрация вновь возникшего юридического лица.
В целом организации, в которых доля непосредственного участия других фирм составляет более 25%, не могут применять упрощенную систему налогообложения (подп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
4. Ограничение по численности работников
Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей. Для перехода на "упрощенку" количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ).
Для перехода на упрощенную систему налогообложения средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Росстатом. Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Для этого работодатель ведет ежедневный учет списочной численности работников. Среднесписочная численность работников рассчитывается за определенный отрезок времени (например, за отчетный или налоговый период) на основании списочной численности (с некоторыми исключениями).
При этом в списочную и среднесписочную численность не включаются внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Соответственно средняя численность складывается из среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей и средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
О том, как считать среднесписочную численность для целей определения лимита количества работников организаций, имеющих право применять упрощенную систему налогообложения, сказано в письме Минфина России от 16 августа 2007 г. N 03-11-04/2/199. В нем, в частности, сказано, что физические лица, с которыми заключаются авторские договоры, не входят в расчет средней численности работников, поскольку предметом таких договоров не является выполнение работ или оказание услуг.
В соответствии с пунктами 86 и 92 Порядка заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденного постановлением Федеральной службы государственной статистики N 69, в среднюю численность работников организации включаются физические лица, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являлось выполнение работ и оказание услуг.
Физические лица, с которыми заключены авторские договоры на передачу имущественных прав, не включаются в численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, физические лица, работающие в организации по авторским договорам, не включаются в расчет средней численности работников и соответственно не должны учитываться при определении возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Пример
Транспортная организация применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Она имеет работников, число которых составило:
- в январе - 87 человек;
- феврале - 89 человек;
- марте - 94 человека. Однако в марте организация наняла 10 новых сотрудников, которые устроились работать по совместительству (4 часа в день).
В результате среднесписочная численность за I квартал составила 92 человека [(87 чел. + 89 чел. + 94 чел. + 10 чел. х 4 ч : 8 ч) : 3 мес.]. То есть организация укладывается в лимит по численности работников, дающий право применять упрощенную систему налогообложения.
5. Ограничение по стоимости имущества
Для того чтобы организация имела право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн. руб. При этом учитывается только имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
Необходимо обратить внимание на то, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухгалтерского учета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) на 1-е число месяца, в котором было подано заявление о переходе на "упрощенку".
6. Ограничение по использованию различных систем налогообложения
Переход на упрощенную систему налогообложения невозможен и в том случае, если налогоплательщик переведен на уплату единого сельскохозяйственного налога в соответствии с главой 26.1 НК РФ (подп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Организации и предприниматели, переведенные на уплату ЕНВД по одному из видов предпринимательской деятельности, могут смело применять упрощенную систему налогообложения в отношении других видов своей деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Среднюю численность работников и остаточную стоимость имущества при этом необходимо определять исходя из всех видов осуществляемой деятельности.
Порядок и особенности перехода на упрощенную систему налогообложения
Порядок перехода на УСН является заявительным. Это значит, что для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. При этом если компания (ИП) хочет использовать "упрощенку" начиная с 1 января 2011 года, то ей необходимо подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября 2010 года.
Форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения приведена в приказе ФНС России от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@ (форма N 26.2-1).
Подчеркнем, что форма заявления носит рекомендательный характер, поэтому предприятия и предприниматели могут ее видоизменять при условии, что в заявлении обязательно будут отражены следующие данные:
- полное название организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
- основной государственный номер (ОГРН - для юридических лиц или ОГРНИП - для индивидуальных предпринимателей);
- ИНН/КПП для организаций и ИНН для предпринимателей. Если организация или предприниматель подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами, необходимыми для государственной регистрации, то ОГРН, ИНН и КПП в заявлении не указываются;
- дата перехода на упрощенную систему налогообложения. Перейти на упрощенную систему налогообложения можно с начала календарного года, следовательно, по этой строке необходимо указать "01 января" того года, с которого налогоплательщик собирается применять "упрощенку". Организации и предприниматели, представляющие заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами для государственной регистрации, должны в этой строке указать не конкретную дату, а вписать "со дня государственной регистрации";
- объект налогообложения, выбранный налогоплательщиком. Это могут быть как доходы, так и доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ);
- сумма доходов от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС) за девять месяцев того года, в котором организация подает заявление;
- средняя численность сотрудников за девять месяцев года, в котором организация или предприниматель составляет заявление. Напомним некоторые основные правила расчета средней численности сотрудников. Так, работодатель ведет ежедневный учет списочной численности работников. Среднесписочная численность работников рассчитывается за определенный период (месяц, квартал, полугодие) на основании списочной численности. В списочную и среднесписочную численность не включаются внешние совместители и лица, работающие по гражданско-правовым договорам. Поэтому средняя численность складывается из среднесписочной численности работников, средней численности внешних совместителей и средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые числятся на балансе организации на день подачи заявления. Данные об остаточной стоимости внеоборотных активов нужно взять из соответствующих регистров бухгалтерского учета. Предприниматели по этой строке ставят прочерки. Это же касается вновь созданных фирм.
Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должен подписать руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Подпись заверяется печатью организации или предпринимателя.
Пример
ООО "Вектра" занимается грузоперевозками. С 1 января 2011 года организация планирует перейти на упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения были выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.
Доходы ООО "Вектра" за 9 месяцев 2010 года составили 12 млн. руб. Для расчета средней численности работников за период с января по сентябрь бухгалтер использовал среднесписочную численность, рассчитанную за каждый месяц отдельно: январь - 10 человек; февраль - 10,5; март - 11; апрель - 11,5; май - 12; июнь - 13,5; июль - 13; август - 13 и сентябрь - 13,5 человека. Внешних совместителей и сотрудников, выполнявших работы по договорам подряда, в организации не было.
Таким образом, средняя численность работников за 9 месяцев 2010 года составила 12 человек [(10 чел. + 10,5 чел. + 11 чел. + 11,5 чел. + 12 чел. + 13,5 чел. + 13 чел. + 13 чел. + 13,5 чел.) : 9 мес.].
На балансе организации числятся основные средства, первоначальная стоимость которых составляет 200 000 руб. (дебетовое сальдо по счету 01 "Основные средства"). По состоянию на 1 октября 2010 года сумма начисленной амортизации по этим объектам составила 116 000 руб. (кредитовое сальдо по счету 02 "Амортизация основных средств"). Таким образом, остаточная стоимость основных средств равна 84 000 руб. (200 000 руб. - 116 000 руб.).
В результате по всем параметрам (вид деятельности, объем выручки, численность персонала, стоимость основных средств) ООО "Вектра" имеет право перейти на УСН и в период с 1 октября по 30 ноября 2010 года может подать заявление о переходе на УСН с 1 января 2011 года.
Далее подчеркнем, что организация может представить в налоговые органы заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения лично, через уполномоченного представителя или послать по почте заказным письмом.
Если компания решила передать заявление лично, то датой подачи будет считаться день его поступления в секретариат или в канцелярию инспекции. В случае отправки заявления по почте датой его подачи будет считаться день, указанный на почтовом штемпеле.
После получения заявления налоговики должны решить, может организация (предприниматель) применять "упрощенку" или нет. В случае отказа налоговики пришлют сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-4).
Отметим, что объект налогообложения налогоплательщик выбирает до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
В соответствии со статьей 346.14 НК РФ налогоплательщик вправе выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может меняться налогоплательщиком ежегодно.
В силу пункта 1 статьи 346.16 НК РФ налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на произведенные расходы.
Согласно статье 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. В соответствии со статьей 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. При этом законодатели разрешили субъектам РФ устанавливать дифференцированные ставки в пределах от 5 до 15% по этому объекту (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ).
В целом налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения доходы, не вправе при исчислении налоговой базы уменьшать их на произведенные расходы.
При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются. Так, в письме от 22 декабря 2006 г. N 03-11-04/2/292 Минфин России указывает, что налогоплательщики, выбравшие объект налогообложения доходы, расходы в целях налогообложения не учитывают в принципе. Однако если налогоплательщик сменил объект налогообложения, то расходы по основным средствам, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения, можно учесть в расходах в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ. При этом остаточная стоимость основных средств согласно приведенным разъяснениям должна браться на дату перехода налогоплательщика на применение "упрощенки".
По мнению чиновников, если через несколько лет организация сменит объект налогообложения на доходы, она прекратит списывать остаточную стоимость. А если потом она снова сменит объект налогообложения, то продолжит списывать стоимость так, как если бы период применения "упрощенки" с объектом налогообложения доходы отсутствовал.
Если основное средство куплено в период применения упрощенной системы налогообложения, то его стоимость может быть списана в расходы тогда, когда фирма сменит объект налогообложения с доходов на доходы за минусом расходов. При этом следует учесть, что стоимость включается в расходы равномерно в течение первого года работы при объекте доходы минус расходы. Понятно, что оно должно быть оплачено. Если это сделано только частично, то списанию подлежит только оплаченная часть основного средства.
Теперь расскажем о стоимости материалов. Расходы на приобретение материалов можно учесть при условии их оплаты. Если организация купила материалы в период применения "упрощенки" с объектом налогообложения доходы, то возможность учета расходов после смены объекта налогообложения будет зависеть от того, когда были оплачены материалы. Если материалы оплачены в периоде, когда объектом налогообложения были доходы, то расходы на их приобретение относятся к этому периоду и их нельзя учесть. Другое дело, если материалы были оплачены в период действия объекта доходы минус расходы, тогда эти расходы признаются при расчете налоговой базы по УСН.
Далее отметим, что на сегодняшний день процедура государственной регистрации проводится налоговыми органами по принципу "одного окна". Для получения статуса юридического лица или индивидуального предпринимателя необходимо представить в налоговую инспекцию заявление о регистрации и комплект документов. При создании организации заявление составляется по форме N 11001, которая утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (в редакции постановления Правительства РФ от 10 апреля 2010 г. N 135). Порядок оформления заявления о государственной регистрации приведен в приказе ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@. К заявлению необходимо приложить решение о создании организации, учредительные документы, а также квитанцию об оплате госпошлины.
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя физическое лицо представляет в налоговые органы заявление о государственной регистрации по форме N 21001, нотариально заверенную копию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины.
Индивидуальные предприниматели и организации могут применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговой инспекции, указанной в соответствующем свидетельстве (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Для этого также нужно подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Сделать это необходимо в течение пяти дней, считая с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Она указана в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 84 НК РФ.
Если заявитель опоздает с подачей заявления о переходе на "упрощенку", то применять этот налоговый режим организация (предприниматель) сможет только с начала календарного года. Добавим, что после того, как налогоплательщик перешел на упрощенную систему налогообложения, добровольно вернуться на прежний режим налогообложения он не сможет до конца года.
Пример
ООО применяет упрощенную систему налогообложения. По итогам отчетного периода предприятие вплотную приблизилось к предусмотренному в пункте 4.1 статьи 346.13 НК РФ лимиту по доходам (60 млн. руб.). Общее собрание участников общества решило преобразовать ООО в ЗАО.
Создаваемое в результате реорганизации ЗАО будет подавать соответствующее заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения при регистрации. Таким образом, налоговый (отчетный) период для нового предприятия (ЗАО) соответственно сократится и ЗАО (трансформированное ООО) избежит необходимости перехода на общий режим налогообложения. Законодатель не ограничивает никаким образом количество реорганизаций, которым может подвергнуться общество на основании решения его участников (акционеров).
Далее ООО обратилось в Минфин России с просьбой подтвердить правомерность такого механизма соблюдения требований, установленных статьей 346.13 НК РФ, так как под остальные ограничения данное предприятие не подпадает. Чиновники дали следующее разъяснение (письмо Минфина России от 20 декабря 2005 г. N 03-11-04/2/158). Данное общество с ограниченной ответственностью, применяющее упрощенную систему налогообложения, будет реорганизовано в закрытое акционерное общество. В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации.
Поскольку в данном случае будет создана и зарегистрирована новая организация - закрытое акционерное общество, то при условии соблюдения требований статьи 346.12 НК РФ данная организация может подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в порядке, действующем для вновь созданных организаций.
Итак, вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с момента постановки на учет. Этот день указывается в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Если срок будет выдержан, то организация вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговой инспекции.
Также отметим, что организации, переставшие быть плательщиками ЕНВД, вправе сразу же перейти на упрощенную систему налогообложения. При этом возникает вопрос: можно ли перейти на "упрощенку" в середине года, если ЕНВД компания перестала уплачивать из-за превышения ограничений, установленных Налоговым кодексом РФ, скажем, по площади или количеству автомобилей?
Перейти с уплаты ЕНВД на упрощенную систему, не дожидаясь конца года, можно лишь в том случае, если обязанность платить ЕНВД была снята с фирмы законом субъекта Российской Федерации. Поэтому Минфин России позволил безотлагательно переходить на "упрощенку" и тем компаниям, которые перестали платить ЕНВД по решению муниципальных и городских властей. А вот если фирма перестала соответствовать критериям плательщика ЕНВД, установленным непосредственно в Налоговом кодексе РФ, то до конца года ей придется платить обычные налоги (НДС и налог на прибыль). Перейти же на упрощенную систему такой компании удастся лишь со следующего года.
Е.Н. Апонасенко,
эксперт журнала
"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия"
Специализированный журнал, отражающий всю специфику учета, налогообложения и права хозяйственных операций на АТП как грузовых, так и пассажирских направлений. В каждом номере - изменения в законодательстве, управленческий, кадровый и IT-консалтинг, международные перевозки. Консультации дают известные аудиторы, специалисты Минфина и ФНС России.
Адрес редакции: 125212, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 34, стр. 4.