Авансовые платежи по транспортному налогу
Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом региональным законодателям предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).
Порядок перечисления транспортного налога в бюджет
Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой перечисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).
При определении срока уплаты транспортного налога (авансового платежа) следует руководствоваться региональным законом. Законодатели могут устанавливать любые сроки уплаты налога с некоторыми ограничениями. Для организаций срок уплаты, установленный региональным законодательством, не может быть ранее:
- 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, - для годовой суммы транспортного налога;
- последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, - для авансовых платежей по транспортному налогу. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 1 статьи 363 и пункта 3 статьи 363.1 НК РФ.
Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) необходимо перечислить не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). При этом пени рассчитывают так: неуплаченная (несвоевременно уплаченная) сумма налога (авансового платежа) умножается на количество календарных дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования, действовавшей в период просрочки.
Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т.д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (проведения зачета и т.д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют. Раньше такой порядок расчета пеней был предусмотрен разделом VII Рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 16 марта 2007 г. N ММ-3-10/138. На практике этот порядок налоговые инспекции применяют и в настоящее время.
Такой порядок расчета пеней за просрочку уплаты налогов (авансовых платежей) установлен в пунктах 3 и 4 статьи 75 НК РФ.
Если же неуплата налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления организации требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). В этом требовании указывается размер задолженности и срок ее погашения (п. 1 ст. 69 НК РФ). Требование об уплате налога может быть предъявлено и при несвоевременном перечислении авансовых платежей по налогу (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98).
Требование об уплате налога (авансовых платежей) инспекция может предъявить в течение трех месяцев начиная со дня, следующего за днем выявления недоимки (ст. 70 НК РФ).
Если недоимка выявлена в результате налоговой проверки, то требование должно быть направлено в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам проверки (п. 2 ст. 70 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
В случае неуплаты (неполной уплаты) налога (авансового платежа) в срок, установленный в требовании, инспекция имеет право взыскать сумму неуплаченного налога (авансового платежа). При этом с коммерческих организаций взыскать сумму неуплаченного налога (авансового платежа) можно с расчетного счета или за счет имущества организации (п. 2 ст. 45, ст. 46 и 47 НК РФ). С бюджетных организаций сумму неуплаченного налога можно взыскать только в судебном порядке (подп. 1 п. 2 ст. 45 и абз. 3 п. 1 ст. 104 НК РФ).
Решение о взыскании налога (авансового платежа) принимается после истечения срока его уплаты, указанного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Если неуплата налога будет выявлена при проверке, то организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога составляет 20% от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40%. Это следует из статьи 122 НК РФ.
Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Если причиной неуплаты налога является грубое нарушение правил бухучета, суд может дополнительно привлечь руководителя организации или главного бухгалтера к административной ответственности. Штраф в размере от 2000 до 3000 руб. может быть взыскан, если в учете и отчетности сумма налога искажена не менее чем на 10% (ст. 15.11 КоАП РФ).
В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:
- если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. N 77-ад06-2);
- если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18);
- если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).
Если инспекция докажет, что неуплата налога стала результатом преступления, суд может приговорить виновных к уголовной ответственности по статье 199 Уголовного кодекса РФ. При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 64.
В целом транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением транспортных средств признается место их регистрации (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).
Возникает вопрос: как платить транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду, если арендатор находится на территории другого региона? Организация должна платить транспортный налог по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), то есть по месту их регистрации (п. 5 ст. 83 НК РФ). По общему правилу транспортное средство регистрируется по местонахождению организации - собственника транспортного средства либо по местонахождению ее обособленного подразделения, указанного в учредительных документах организации (абз. 4 п. 24 Правил и п. 17.1 Административного регламента, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001).
Из этого правила есть некоторые исключения, но передача транспортного средства в аренду к ним не относится. Поэтому транспортный налог с автомобиля, переданного в аренду, необходимо платить по месту его регистрации в ГИБДД.
Следующим вопросом является, как платить транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал - по местонахождению головного отделения организации или по местонахождению филиала. Организация должна платить транспортный налог по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), то есть по месту их регистрации (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). Транспортное средство можно поставить на учет как по местонахождению организации, так и по местонахождению ее обособленного подразделения, указанного в учредительных документах организации (абз. 4 п. 24 Правил и п. 17.1 Административного регламента, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001). В данной ситуации транспортный налог необходимо перечислять по местонахождению филиала. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20 и от 9 апреля 2004 г. N 04-05-12/20.
Еще одним вопросом является, как платить транспортный налог, если в течение одного месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения организации на другое. При этом обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ. Организация должна платить транспортный налог по местонахождению транспортного средства (п. 1 ст. 363 НК РФ), то есть по месту его регистрации (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). При наличии обособленных подразделений транспортное средство можно зарегистрировать как по местонахождению организации, так и по местонахождению одного из ее подразделений, указанного в учредительных документах организации (абз. 4 п. 24 Правил и п. 17.1 Административного регламента, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001). Если автомобиль поставлен на учет в ГИБДД по местонахождению обособленного подразделения, транспортный налог следует платить в бюджет того региона, в котором это подразделение находится.
Если в течение месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения на другое, то транспортный налог платится так:
- за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, - в бюджет региона, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;
- начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, - в бюджет региона, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 августа 2009 г. N 03-05-05-04/11 и от 27 марта 2007 г. N 03-05-06-04/16.
Еще один вопрос: как платить транспортный налог за автомобиль, временно зарегистрированный по местонахождению обособленного подразделения организации, если головное и обособленное подразделения находятся в разных регионах? Организация должна платить транспортный налог по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ), то есть по месту их регистрации. Правилами, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001, предусмотрено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих организациям, производится по местонахождению либо организации, либо ее обособленных подразделений, указанных в учредительных документах организации (абз. 4 п. 24 Правил и п. 17.1 Административного регламента, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001).
Если транспортное средство вывозится за пределы региона регистрации на срок более двух месяцев, то по заявлению собственника оно может быть поставлено на временный учет по месту фактического пребывания (п. 5 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 и п. 47 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001).
Поскольку по месту постоянной регистрации транспортное средство в этом случае с учета не снимается, его временная регистрация по месту пребывания может привести к повторной уплате транспортного налога. Во избежание двойного налогообложения финансовое ведомство разъясняет, что уплата транспортного налога по месту временной регистрации транспортного средства не производится (письмо Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 03-05-06-04/46).
Пример
На балансе ООО "Автосалон" (г. Москва) числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л.с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 7 руб. за 1 л.с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33). Срок уплаты транспортного налога за 2010 год - не позднее 5 февраля 2011 года. Уплата авансовых платежей по транспортному налогу в г. Москве не предусмотрена.
В бухгалтерии ООО "Автосалон" транспортный налог рассчитан так:
90 л.с. х 7 руб./л.с. = 630 руб.
При этом 4 февраля 2011 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (630 руб.).
Рассмотрим еще один пример, так на балансе бюджетной организации ГУ НИИ "Автосалон" (г. Москва) числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л.с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 7 руб. за 1 л.с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33). Срок уплаты транспортного налога за 2010 год - не позднее 5 февраля 2011 года. Уплата авансовых платежей по транспортному налогу в г. Москве не предусмотрена.
Бухгалтерия ГУ НИИ "Автосалон" рассчитала транспортный налог так:
90 л.с. х 7 руб./л.с. = 630 руб.
При этом 4 февраля 2011 года бухгалтер оформил заявку на кассовый расход на уплату транспортного налога.
Далее отметим, что если организация ликвидируется, то обязанность по уплате транспортного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:
- задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью покупателя из-за недостатков товара);
- долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
- задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога). Это следует из пункта 3 статьи 49 НК РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.
Если же происходит реорганизация, то перечислить транспортный налог необходимо:
- организации, возникшей при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);
- организации, возникшей при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);
- организации, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);
- организациям, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).
В последнем случае сумму транспортного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), то правопреемник должен перечислить транспортный налог в срок, установленный региональным законом (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Особенности составления и сдачи расчета по авансовым платежам по транспортному налогу
В состав налоговой отчетности по транспортному налогу входят:
- расчет по авансовым платежам по транспортному налогу;
- декларация по транспортному налогу.
Отчетными периодами по транспортному налогу являются I, II и III кварталы календарного года (п. 2 ст. 360 НК РФ). Организации, применяющие "упрощенку" и ЕСХН, освобождены от представления расчетов авансовых платежей по транспортному налогу. Такие правила установлены в пункте 3 статьи 363.1 НК РФ.
Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). По итогам года составляется и сдается налоговая декларация (п. 1 ст. 363.1 НК РФ). При этом плательщики транспортного налога должны представлять отчетность в налоговую инспекцию по местонахождению транспортных средств (п. 1 и 2 ст. 363.1 НК РФ). Исключение - организации, которые относятся к категории крупнейших налогоплательщиков. Такие организации должны сдавать отчетность по транспортному налогу по месту своего учета (п. 4 ст. 363.1 НК РФ). Налоговый расчет по авансовым платежам сдается по итогам отчетных периодов по транспортному налогу. Расчет представляется в налоговую инспекцию по местонахождению транспортных средств. Исключение предусмотрено только для организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны представить отчетность по месту своего учета. Такие правила установлены пунктами 2 и 4 статьи 363.1 НК РФ.
Если региональным законодательством уплата авансовых платежей по транспортному налогу не предусмотрена, то расчет сдавать не нужно (п. 2 ст. 363, п. 3 ст. 360 и п. 2 ст. 363.1 НК РФ).
Расчеты авансовых платежей сдают только налогоплательщики. Организации, у которых нет объектов налогообложения, налогоплательщиками не признаются, поэтому сдавать расчеты авансовых платежей они не должны. Такой вывод следует из положений статьи 357 и пункта 2 статьи 363 НК РФ.
От подачи расчетов авансовых платежей по транспортному налогу освобождены организации, применяющие "упрощенку" и ЕСХН (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). При этом необходимо учитывать следующее.
Если организация совмещает "упрощенку" (ЕСХН) и ЕНВД и использует принадлежащее ей транспортное средство одновременно в обоих видах деятельности, то она обязана подавать расчеты авансовых платежей. Если же для ведения деятельности в рамках разных налоговых режимов организация использует разные транспортные средства, то подавать расчеты авансовых платежей по транспортному налогу нужно только по тем из них, которые используются в деятельности, облагаемой ЕНВД. Такой порядок следует из положений пункта 3 статьи 363.1 НК РФ и подтвержден разъяснениями Минфина России в письме от 29 апреля 2009 г. N 03-05-05-04/03. Предоставление расчета по авансовым платежам производится:
- за I квартал - не позднее 30 апреля отчетного года;
- за II квартал - не позднее 31 июля отчетного года;
- за III квартал - не позднее 31 октября отчетного года.
Такие правила установлены в абзаце 2 пункта 3 статьи 363.1 Налогового кодекса РФ.
Последний срок подачи расчета авансовых платежей может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдать расчет необходимо в первый, следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Расчет авансовых платежей по транспортному налогу можно сдать в инспекцию:
- на бумаге (через уполномоченного представителя организации или по почте);
- в электронном виде. Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год превышает 100 человек, сдавать расчет авансовых платежей по транспортному налогу можно только этим способом. Это касается и организаций, которые отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Они должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам. Такой порядок установлен пунктами 3-4 статьи 80 НК РФ и Рекомендациями, утвержденными приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
Отметим, что расчет авансовых платежей по транспортному налогу к налоговой декларации не приравнивается (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, за несвоевременную подачу расчета организацию нельзя наказать по статье 119 НК РФ (письмо Минфина России от 5 мая 2009 г. N 03-02-07/1-228). Такой вывод подтверждает и арбитражная практика (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. N 71, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. N А58-4095/05-Ф02-6999/05-С1, Дальневосточного округа от 31 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/1217 и Московского округа от 16 сентября 2008 г. N КА-А40/8744-08).
Однако несвоевременное представление документов, необходимых для налогового контроля, является налоговым правонарушением (ст. 126 НК РФ). Поэтому, если организация опоздает с подачей расчета, ее могут оштрафовать, при этом размер штрафа составит 50 руб. Кроме того, за подобное нарушение предусмотрена и административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции суд может оштрафовать должностных лиц организации (например, руководителя) на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
В целом форма расчета и Рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
В каждой строке по соответствующей графе расчета указывается только один показатель. Если данные для заполнения показателя отсутствуют, то следует поставить прочерк по всей длине показателя. Чтобы исправить ошибку, необходимо зачеркнуть неправильную сумму и вписать правильную. Каждое исправление нужно заверить подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью организации, а также указать дату исправления. В расчете не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства. После того как расчет составлен, необходимо последовательно пронумеровать все страницы. Такой порядок предусмотрен разделом I Рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
Если в расчете авансовых платежей по транспортному налогу допущена ошибка, которая повлекла за собой завышение (занижение) суммы налога, то необходимо сдать в инспекцию уточненный расчет. При его заполнении применяются те же правила, что и для представления уточненной налоговой декларации. Например, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу, организация вправе подать уточненный расчет за период, в котором она допущена, или скорректировать налоговые обязательства в текущем (налоговом) отчетном периоде.
В том случае, если искажение суммы транспортного налога повлияло на налоговую базу по налогу на прибыль (единому налогу при "упрощенке"), то уточнить данные отчетности нужно по обоим налогам. Это следует из статьи 81 НК РФ и подпункта 1 пункта 4 Рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
Расчет авансовых платежей по транспортному налогу включает в себя:
- раздел 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
- раздел 2 "Расчет суммы авансового платежа налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
На титульном листе расчета указываются:
- ИНН и КПП организации (ИНН организации состоит из 10 знаков, поэтому в первых двух ячейках, отведенных для указания ИНН, следует поставить нули);
- код вида документа (для первичного расчета - 1, для уточненного - 3 (с указанием через дробь номера, отражающего, какой по счету уточненный расчет представляется с начала года);
- код отчетного периода (за I квартал - 3, за II квартал - 6, за III квартал - 9);
- текущий налоговый период (например, в расчете за I квартал 2010 года в ячейке следует указать "2010");
- наименование и код инспекции, в которую подается расчет;
- полное наименование организации;
- код вида экономической деятельности согласно ОКВЭД;
- контактный телефон организации;
- количество страниц, на которых составлен расчет;
- количество приложенных к расчету листов подтверждающих документов (их копий), включая документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителя организации, который сдает расчет. Такой порядок предусмотрен пунктами 1-4 Рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 N 48н.
Может возникнуть вопрос: какой КПП нужно указывать в расчете авансовых платежей по транспортному налогу, если местонахождение транспортного средства совпадает с местонахождением организации? Так, при регистрации в налоговой инспекции организация, имеющая транспортное средство, получает два свидетельства. Одно - о постановке на учет по местонахождению организации, второе - о постановке на учет по местонахождению транспортного средства. КПП в этих свидетельствах разные. В расчете авансовых платежей по транспортному налогу нужно указывать тот КПП, который приведен в свидетельстве о постановке на учет по местонахождению организации.
Если транспортное средство зарегистрировано по местонахождению обособленного подразделения организации, то в расчете авансовых платежей по транспортному налогу следует указать тот КПП, который приведен в уведомлении о постановке организации на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Такие разъяснения приведены в письме ФНС России от 22 ноября 2007 г. N 11-0-09/1357.
Далее отметим, что титульный лист должен содержать дату заполнения отчетности, а также подпись лица, заверяющего достоверность и полноту указанных в расчете сведений. При этом, если это руководитель организации, указывается его фамилия, имя и отчество, ставится личная подпись, заверенная печатью организации. Если же это представитель организации:
- сотрудник или сторонний гражданин - указывается фамилия, имя и отчество представителя, проставляется его личная подпись, а также указывается вид документа, подтверждающего его полномочия (например, доверенность от имени организации);
- сторонняя организация - указывается наименование организации-представителя, фамилия, имя и отчество сотрудника, который уполномочен заверять отчет от ее лица, проставляется его личная подпись, заверенная печатью организации-представителя, а также указываются документы, подтверждающие полномочия организации-представителя (например, договор). Такой порядок предусмотрен пунктом 5 рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
В разделе 1 налогового расчета необходимо указать:
- по строке 010 - КБК по транспортному налогу, уплачиваемому организациями, - 182 1 06 04011 02 1000 110 (приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н);
- по строке 020 - код ОКАТО по месту регистрации транспортных средств (по Общероссийскому классификатору, утвержденному постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413). Если код ОКАТО состоит менее чем из 11 цифр, то следует записать его в отведенном для этого поле расчета начиная с первой ячейки. В ячейках, оставшихся незаполненными, проставляются нули;
- по строке 030 раздела 1 расчета отражают сумму авансового платежа, подлежащую уплате в бюджет. Она представляет собой сумму значений по графе 14 всех страниц раздела 2 расчета.
У организации могут быть транспортные средства, зарегистрированные в разных муниципальных образованиях, подведомственных одной налоговой инспекции. В этом случае раздел 1 нужно заполнить по каждому муниципальному образованию. Дополнительные листы сдаются в составе единого расчета. Такой порядок предусмотрен разделом III Рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
Раздел 2 налогового расчета заполняется по всем транспортным средствам, зарегистрированным по месту подачи расчета. У организации могут быть транспортные средства, зарегистрированные в разных муниципальных образованиях, подведомственных одной налоговой инспекции. В этом случае раздел 2 нужно заполнить по каждому муниципальному образованию. Дополнительные листы сдаются в составе единого расчета.
По строке 010 раздела 2 указывается код ОКАТО в соответствии с Общероссийским классификатором, утвержденным постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413.
Строка 020 раздела 2 представляет собой таблицу, состоящую из 14 граф. Эти графы нужно заполнить так.
В графе 1 указывается порядковый номер записи сведений о транспортном средстве.
В графе 2 указывается код вида транспортного средства в соответствии с приложением N 1 к Рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
В графе 3 - идентификационный номер транспортного средства по документу о госрегистрации (свидетельству о госрегистрации). В частности, по наземным транспортным средствам указывается идентификационный номер VIN (17-значный номер, присвоенный заводом-изготовителем).
В графе 4 указывается марка транспортного средства согласно свидетельству о госрегистрации.
А в графе 5 - регистрационный знак транспортного средства.
В графах 6 и 7 указывают соответственно налоговую базу и код единицы ее измерения (коды приведены в приложении N 2 к Рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н).
В графе 8 указывают срок использования транспортного средства. Эту графу заполняют, если по соответствующему транспортному средству установлены дифференцированные налоговые ставки с учетом срока полезного использования. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяют по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах. Отсчет начинают с года, следующего за годом выпуска транспортного средства. Если дифференцированные ставки по транспортному средству не установлены, то в графе 8 проставляется прочерк.
В графе 9 указывают коэффициент использования транспортного средства. Значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.
В графе 10 нужно указать ставку транспортного налога.
В графе 11 указывают сумму авансового платежа за отчетный период.
Если транспортное средство является льготируемым, то в графе 12 указывают код налоговой льготы по транспортному налогу в соответствии с приложением N 3 к рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
А в графе 13 указывают сумму налоговой льготы. При этом используются следующие формулы. Если транспортное средство полностью освобождено от налогообложения, то сумму налоговой льготы рассчитывают по формуле:
Налоговая льгота (графа 13) | = | Налоговая база (графа 6) | х | Ставка налога (графа 10) | х | Коэффициент использования транспортного средства (графа 9) | х | 1/4 |
Если же в отношении транспортного средства предусмотрено уменьшение суммы налога в процентах (например, сумма налога уменьшается на 50%), то сумму налоговой льготы рассчитывают по формуле:
Налоговая льгота (графа 13) | = | Авансовый платеж (графа 11) | х | Процент, уменьшающий сумму налога | : | 100 |
Если льгота установлена в виде снижения налоговой сумму налоговой льготы рассчитывают по формуле:
Налоговая льгота (графа 13) | = | Авансовый платеж (графа 11) | - | Налоговая база (графа 6) | х | Пониженная ставка налога |
Если же льгот по транспортному средству не установлено, то в графах 12 и 13 раздела 2 ставятся прочерки.
В графе 14 указывают сумму авансового платежа, подлежащую уплате в бюджет за отчетный период. Эту сумму рассчитывают по формуле: авансовый платеж (графа 11) за минусом налоговой льготы (графа 13).
По транспортным средствам, которые освобождены от налогообложения, в графе 14 ставится прочерк. Такой порядок предусмотрен разделом IV Рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 23 марта 2006 г. N 48н.
Отметим, что нужно отчитываться по транспортному налогу и после продажи единственного автомобиля в середине года. Ведь расчеты авансовых платежей по транспортному налогу должны сдавать все налогоплательщики, работающие в регионах, где по этому налогу установлены отчетные периоды (п. 2 ст. 363.1 НК РФ). Поэтому в данной ситуации организация обязана подавать расчеты за все отчетные периоды. Отчитаться за периоды, когда транспортное средство было продано, можно, подав "нулевые" расчеты. По итогам налогового периода (года) организации нужно подать налоговую декларацию по транспортному налогу (п. 1 ст. 363.1 и п. 1 ст. 360 НК РФ).
Пример
Разберем пример заполнения раздела 2 расчета авансовых платежей по транспортному налогу. Так, на балансе транспортной организации (г. Пущино Московской области) числится грузовой автомобиль (идентификационный номер - XTH330700M1415144, марка - ЗИЛ-130, регистрационный знак - Е 285 МА 50) с мощностью двигателя 180 л.с., 1993 года выпуска.
Ставка транспортного налога для указанного автомобиля составляет 36 руб. за 1 л.с. (ст. 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. N 129/2002-ОЗ). Дифференцированные налоговые ставки и налоговые льготы на организацию не распространяются.
В январе 2010 года автомобиль был угнан, что подтверждено справкой ОВД. В течение I квартала 2010 года автомобиль был во владении компании один месяц (январь). Таким образом, авансовый платеж за I квартал 2010 года равен 1620 руб. (180 л.с. х 36 руб./л.с. х 1/4).
Коэффициент использования транспортного средства за I квартал 2010 года составляет 0,33 (1 мес. : 3 мес.).
Авансовый платеж с учетом коэффициента использования транспортного средства за I квартал 2010 года равен 535 руб. (1620 руб. х 0,33).
В разделе 2 расчета авансовых платежей по транспортному налогу за I квартал 2010 года необходимо отразить следующие данные.
По строке 010 - код ОКАТО - 46490000000.
В таблице (строка 020):
- в графе 1 - порядковый номер записи сведений о транспортном средстве - 1;
- в графе 2 - код вида транспортного средства - 520 01;
- в графе 3 - идентификационный номер транспортного средства - XTH330700M141 5144;
- в графе 4 - марку транспортного средства - ЗИЛ-130;
- в графе 5 - регистрационный знак транспортного средства - Е 285 МА 50;
- в графе 6 - налоговую базу - 180 л.с.;
- в графе 7 - код единицы измерения налоговой базы - 251;
- в графе 8 - срок использования (полных лет) - 17 лет;
- в графе 9 - коэффициент использования транспортного средства - 0,33;
- в графе 10 - ставку транспортного налога - 36 руб./л.с.;
- в графе 11 - сумму авансового платежа за I квартал 2010 года - 535 руб.;
- в графе 12 - прочерк (налоговая льгота не применяется);
- в графе 13 - прочерк (налоговая льгота не применяется);
- в графе 14 - сумму авансового платежа к уплате - 535 руб.
Ф.Н. Филина,
шеф-редактор журнала "Бухгалтер-профессионал АТП"
"Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтер-профессионал автотранспортного предприятия"
Специализированный журнал, отражающий всю специфику учета, налогообложения и права хозяйственных операций на АТП как грузовых, так и пассажирских направлений. В каждом номере - изменения в законодательстве, управленческий, кадровый и IT-консалтинг, международные перевозки. Консультации дают известные аудиторы, специалисты Минфина и ФНС России.
Адрес редакции: 125212, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 34, стр. 4.