Правомочно ли Министерство финансов субъекта при осуществлении контроля за использованием по целевому назначению ассигнований, выделенных на выполнение функций государственными органами и бюджетными учреждениями, проводить документальные ревизии и проверки средств республиканского бюджета субъекта, источником формирования которых являлись субвенции, предоставленные из федерального бюджета на осуществление переданных субъекту полномочий?
В соответствии со статьями 7, 84 и 133 Бюджетного кодекса определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета, относится к бюджетным полномочиям Российской Федерации.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом.
Федеральные законы и (или) нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов (муниципальных образований) и ежегодно вводятся в действие федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов (местным бюджетам).
Субвенции бюджетам субъектов из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов, зачисляются в бюджет субъекта и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами правительства.
Таким образом, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса условия получения, адресность и целевой характер субвенций из федерального бюджета устанавливаются федеральными законами и (или) нормативно-правовыми актами президента и правительства.
Указанными нормативно-правовыми актами президента и правительства на органы государственной власти субъектов может быть возложена часть полномочий по контролю за осуществлением расходов бюджетов субъектов, которые связаны с осуществлением переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.
Учитывая изложенное, Министерство финансов субъекта может проводить ревизии и проверки использования государственными органами и бюджетными учреждениями субъекта субвенций, выделенных из федерального бюджета, в случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами президента и правительства.
Вместе с тем в соответствии со статьей 270 Бюджетного кодекса контрольные и финансовые органы субъектов осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
По мнению Департамента бюджетной политики и методологии, в случае выявления в рамках финансового контроля за операциями со средствами бюджета субъекта нарушений бюджетного законодательства получателями средств бюджета субъекта в отношении субвенций, выделенных из федерального бюджета, материалы, связанные с указанными нарушениями, должны быть переданы в соответствии с компетенцией в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные контролировать расход субвенций.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
1 января 2011 г.
"Бюджетный учет", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100