Какими полномочиями обладают органы финансового контроля при проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъектов в выборе способа установления достоверности бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, подведомственных им получателей (распорядителей) бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета? А именно в случае, если представленная отчетность содержит неточности и несоответствие данных между собой, признаки неполноты их отражения, каким образом следует установить причины несоответствия данных в отсутствие возможности изучения первичных документов (договоров, соглашений, приказов, платежных поручений и т.д.), которые, по мнению ВАС РФ (постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23), запрашивать неправомерно?
Согласно статье 264.4 Бюджетного кодекса внешняя проверка указанного отчета осуществляется органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации, образованным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном законом субъекта с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на указанный отчет на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, которое представляет в законодательный (представительный) орган с одновременным направлением соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местную администрацию.
Статьей 264.5 Бюджетного кодекса предусмотрено, что порядок представления, рассмотрения и утверждения указанного отчета устанавливается соответствующим законодательным (представительным) органом в соответствии с положениями этого Кодекса.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения указанного отчета об исполнении бюджета законодательный (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
В случае отклонения законодательным (представительным) органом закона (решения) об исполнении бюджета он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий одного месяца.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 265 Бюджетного кодекса органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны предоставлять всю информацию, необходимую для осуществления парламентского контроля, законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией, Бюджетным кодексом, иными нормативно-правовыми актами.
Учитывая изложенное, Департамент бюджетной политики и методологии Минфина России считает, что контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации, созданный законодательным (представительным) органом, должен осуществлять указанный контроль в соответствии с законодательством субъекта с соблюдением требований Бюджетного кодекса.
Данный порядок может предусматривать предоставление главными администраторами средств федерального бюджета всей необходимой информации, в том числе и первичной документации.
Кроме того, если для осуществления проверки указанного отчета недостаточно какой-либо информации, то органы исполнительной власти, местные администрации муниципальных образований обязаны ее предоставить по запросу законодательных (представительных) органов.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
1 января 2011 г.
"Бюджетный учет", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100