Карл Маркс и Уолл-стрит
Если хороший забор может воспитать хорошего соседа,
то почему не сохранили ни одного кирпича от Берлинской стены?
Аноним
Отмена закона Гласса-Стигала в 1999 году подпалила запал глобального финансового взрыва. Деривативы (производные финансовые инструменты), CDS (кредитные дефолтные свопы), короткие продажи - вот новые правила, предложенные Европейской комиссией.
В 1997 году газета New Yorker написала: "Чем больше времени проводишь на Уолл-стрит, тем больше понимаешь, насколько был прав Маркс". Одиннадцать лет спустя Times в момент падения фондового рынка в 2008-м вновь поднимает эту тему: "Карл вернулся!"
Кто-нибудь может объяснить нам, зачем нужна была реформа финансовых и страховых рынков в Соединенных Штатах в 1999-м? И почему именно Биллу Клинтону пришлось подпалить запал глобального взрыва банковского, финансового и страхового рынка, в котором мы живем с 2007 года - именно после отмены закона Гласса-Стигала и зарождения банковско-финансово-страховых конгломератов, своеобразного универсального банковского холдинга?
Проработав всего несколько десятков лет, закон Гласса-Стигала хорошо послужил как до, так и после Второй мировой войны, вплоть до 1999 года. В основу закона было положено правовое различие между коммерческими и инвестиционными банками, деятельность которых не могла проводиться одновременно одним и тем же юридическим лицом - ввиду конфликта интересов между двумя видами деятельности. После многочисленных провалов, следовавших за кризисом 1929 года, этот закон запретил коммерческим банкам или контролируемым ими обществам подписывать, держать, продавать или покупать ценные бумаги, выпущенные частными банками. Запретил он и практику размещения банками у своих клиентов ценных бумаг, выпущенных их предприятиями.
Кроме того, было запрещено переводить потенциальную банковскую задолженность в ценные эмиссионные бумаги, размещенные на счетах собственных клиентов - ибо, в конце концов, те остались бы с коробком спичек в руках, обжегшись на том, что эти задолженности из потенциальных быстро бы перешли в разряд реальных.
Вот это финансовое разделение и было прекращено в 1999 году созданием универсального холдингового банка, который был интегрирован в страховую систему. А среди клиентов, которые погорели в данной операции, оказались те же самые банки. Капитал - сущность не только всеядная, но и самопоедаемая.
Предложения европейской комиссии
С 2007 года по сей день все стараются принять меры предосторожности, надеясь не угодить в еще более глубокую яму.
В рамках текущих работ по созданию более надежной финансовой системы Европейская комиссия представила на 15 сентября минувшего года:
- проект положения, направленного на создание более надежного и прозрачного рынка деривативов внебиржевого обращения (так называемые деривативы внебиржевой торговли over-the-counter, или ОТС);
- проект положения о регулировании коротких продаж и некоторых типов кредитных дефолтных свопов - CDS.
Эти предложения представлены для дальнейшего обсуждения Европейскому парламенту и государствам - членам ЕС и должны вступить в силу (после их принятия) с 2012 года.
Предложение по деривативам соответствует обязательствам Евросоюза, принятым в рамках проведения G20, и подходу Соединенных Штатов по данному вопросу.
Ключевые элементы этого предложения таковы.
Большая прозрачность. Обмены деривативами ОТС в Евросоюзе должны доводиться до сведения центральных банков данных - так называемых реестров данных по сделкам. Регулирующие органы ЕС будут иметь доступ к этим реестрам. В тоже время новая Европейская комиссия по финансовому регулированию и рыночным отношениям - ESMA - несет ответственность за контроль реестров и имеет право выдавать или отзывать разрешение на их регистрацию.
Большая надежность - снижение риска контрагента. Стандартизированные деривативы ОТС должны будут компенсироваться посредством центральных котрагентов. Центральные контрагенты являются органами, которые выступают в качестве посредника между двумя сторонами при проведении операции, выступая в качестве "покупателя для каждого продавца", а также "продавца для каждого покупателя". Это позволит предотвратить ситуации "эффекта домино", когда крах одного участника рынка может привести к краху других, что ставит под угрозу всю финансовую систему.
Область применения: предложение распространяется на все деривативы ОТС. Применяется как в отношении финансовых компаний, которые используют такие деривативы, так и в отношении нефинансовых обществ, обладающих большими запасами в ОТС. Распространяется оно также на центральных контрагентов и на реестры данных по сделкам. Однако в случае, когда нефинансовые общества (например, предприятия-производители) применяют деривативы ОТС для уменьшения рисков своей основной деятельности (например, "коммерческое покрытие", используемое для защиты при изменении курса обмена валют), они освобождаются от обязательства выплаты компенсаций через центрального контрагента.
Примечание. Закон Гласса-Стигала был отменен в Соединенных Штатах во времена президента Билла Клинтона и министра финансов Роберта Рубина. Различие между коммерческим и инвестиционным банком было заменено на создание универсальной банковской модели, которая включала в себя и страховую деятельность. Закон Гремма-Лича-Блайли от 1999 года отменил закон Гласса-Стигала. Принято сенатом США 90 голосами против восьми при участии 38 демократов. Власть капитала: почти все согласны. И даже лучше, если управлять будет оппозиция!
Дериватив - это договор между двумя сторонами в отношении стоимости или будущей ситуации вопроса, к которому она относится (например, тенденция развития процентных ставок, или обменного курса, или возможный дефолт должника).
ОТС - это деривативы, которые не подлежат биржевому торгу, сделка же решается в частном порядке двумя сторонами. Использование деривативов значительно выросло в последние 10 лет, а операции по ОТС внесли большой вклад в это развитие. В конце декабря 2009-го условная стоимость рынка в ОТС составляла около $615 триллионов, увеличившись на 12% по сравнению с концом 2008-го (и демонстрируя, тем не менее, уровень на 10% ниже максимальных показателей июня 2008 года).
Практический дефолт банка Bear Sterns в марте 2008-го, дефолт Lehman Brothers 15 сентября того же года и спасение AIG днем позже первыми указали на недостатки функционирования рынка ОТС, где проводятся торги 80% деривативов. - Примеч. автора.
Короткие продажи и кредитные дефолтные свопы
Предложение по коротким продажам некоторых типов кредитных дефолтных свопов - CDS предполагает создание нормативной базы, направленной на достижение координированных операций на европейском уровне, улучшение прозрачности и снижение рисков. Ключевым элементом предложения можно назвать большую прозрачность. Все распоряжения по ценным акционерным бумагам, распределенным в ходе сделок, будут зарегистрированы без покрытия (так называемый flagging, пометка), если содержат короткие продажи - чтобы контролирующие органы знали, какие операции были реализованы без покрытия. Кроме того, инвесторы должны будут сообщить контролирующим органам собственные позиции: короткие, чистые, значимые - в ценных бумагах, в том случае, когда они превысят определенные границы, и на рынке, если превысят наивысший порог. В отношении суверенных облигаций контролирующие органы могут определить возможные риски стабильности суверенных долговых рынков, получая информацию по коротким позициям, среди которых позиции, полученные через суверенные кредитные дефолтные свопы (деривативный продукт, в некоторых случаях считающийся формой страхования от риска невыполнения обязательств).
Контролирующие органы являются координированной европейской нормативной структурой. Национальные контролирующие органы в исключительных случаях наделяются определенными полномочиями для ограничения или временного запрещения коротких продаж любого финансового инструмента, принимая во внимание координирование со стороны ESMA (Европейская комиссия по финансовому регулированию и рыночным отношениям, которая должна начать работать уже в нынешнем январе).
Кроме того, такая структура будет наделена полномочиями направлять на рассмотрение компетентных органов определенные вопросы - если возникнет необходимость немедленно привлечь их к работе для ограничения или запрещения коротких продаж.
Противостоять специфическим рискам коротких "голых" продаж. Предложение предполагает, что для осуществления короткой продажи инвестор должен занять необходимые финансовые средства, подписать договор об их займе или заключить договор с третьей стороной, чтобы иметь в распоряжении данные ценные бумаги в целях займа таким образом, чтобы они могли быть предоставлены на день осуществления расчетов.
Будет ли достаточно применяемых мер?
Американский дом рухнул 16 августа 2007 года. Многие понимали, что пожар вот-вот разгорится, и предприняли все необходимое, чтобы погорели только враги, а государство вызвало пожарных, расчистило весь хлам и оплатило стоимость реконструкции. По истечении трех лет единственным рецептом выхода из кризиса стал следующий: новые формы, больше правил и больше бюрократии.
Но я не думаю, что нам удастся выкрутиться малыми расходами.
Сожжена большая часть столицы Северо-Запада, который к тому же еще и большой должник. Во времена практически нулевых процентов Северо-Запад представлялся почти полностью "японизированным" - то есть без интересных идей в отношении будущих инвестиций (за исключением сокращений и правил).
Если Юго-Восток (который еще и большой кредитор) продолжит действовать в таком духе, вполне возможно, что Северо-Запад закончит, как Объединенное Королевство после Первой мировой войны. Новый же основной цикл может начаться с войны, с великой инфляционной вспышки или с глубоких правовых изменений. Постараемся понять, достаточны ли будут принятые (или готовящиеся) меры для того, чтобы избежать первых двух вариантов.
Вариант Базеля-3 приведет к тому, что банки too big to fail, так же как и страны, которые избегнут надзора контролирующих органов, только посмеются. Если капитал способен контролировать сенат США - что уж говорить о крупном банке или маленьком острове!
США. Реформа финансовой системы Обамы, принятая в июне прошедшего года, не изменяет соотношения "капитал/политика".
Европейский Союз. Что произойдет, если через три года Европейский финансовый фонд стабильности закроется и страны, которые пользовались его помощью, потерпят крах? А если он преобразуется в постоянный механизм оказания помощи, почему страны не могут воспользоваться его помощью, чтобы восстановиться?
Говоря о новом европейском органе финансового контроля, стоит уточнить, что фактически предлагается учредить не один, а четыре органа!
И наконец, новое европейское экономическое управление, то есть Пакт стабильности III. Надо понимать, что более жесткие санкции для государств с высокими рисками могут привести к тому, что страны с большим долгом и политически нестабильные могут не справиться с ситуацией и спровоцировать системный кризис - и крах зоны евро.
Китай, Япония, США, Бразилия. Здесь речь снова идет о международной финансовой войне и протекционизме. Китай и США: китайское рейтинговое агентство "Дагонг" деклассирует Соединенные Штаты и говорит о негативных прогнозах на будущее, снижая рейтинг основному должнику китайцев. США отвечают по-своему: Уолл-стрит не признает рейтинги "Дагонга".
Даже за пределами внутреннего пространства говорят о реальности, уже давно существующей, но до сих пор замаскированной: "теневые банки", "покупка нормативов", "уязвимые развитые страны", "сложность расследования".
Так исцелится ли больной? В этом есть сомнения. Поток правил, новые технические органы контроля, угрожающая и ускользающая реальность... Никто не хочет говорить о необходимых правовых изменениях. Говорят: кто умом тронулся, тот не воюет, но кто не воюет, тот совсем не глуп. А это значит, что можно думать о великой инфляции.
Правильная последовательность выглядит так: культура, политика, общество, экономика, финансы. Но в реальном мире, напротив, все наоборот. Черная дыра началась с финансов в 2007 году и уже поступательно засасывает экономику, общество, политику и культуру.
Это как если бы больной предлагал и даже навязывал врачу лечение, которое тот должен прописать: заставить его выписать как можно больше фальшивых рецептов, но не принимать нужное лекарство.
В точности Карл Маркс на Уолл-стрит.
Э. Итта
"БДМ. Банки и деловой мир", N 1-2, январь-февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БДМ. Банки и деловой мир"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N ПИ N ФС 77-26288 от 17 ноября 2006 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Издается при поддержке Ассоциации региональных банков России, Международного конгресса промышленников и предпринимателей и Гильдии финансовых менеджеров России
С 1995 до конца 2006 года журнал выходил под названием "Банковское дело в Москве"