Налоговый прогноз на 2011 год
Новогодние праздники в нашей стране, пожалуй, самые желанные, веселые и щедрые на подарки. Однако каждый бухгалтер знает: с 1 января ему придется прикладывать немало усилий, чтобы разобраться в новых нормах Налогового кодекса и других законодательных хитросплетениях, вступивших в силу с началом боя курантов. О том, какие перемены ждут финансистов, организации и предпринимателей в работе, читайте в нашем импровизированном прогнозе.
Заоблачные ставки
Основные изменения в 2011 году связаны с повышением ставок страховых взносов. Последние правки в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ были внесены декабря 2010 года Законом N 339-ФЗ.
Рассмотрим основные новации Закона N 212-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2011 г. Главной из них является общее повышение ставок страховых взносов до 34%, а также значительное сокращение льгот. Так, в 2011 году при расчете взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование нужно учитывать, что организации, находящиеся на общей системе налогообложения, а также на упрощенке или ЕНВД, применяют следующие тарифы страховых взносов:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации - 26%;
2. Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. - 3,1 процента, с 1 января 2012 г. - 5,1%;
4. территориальные фонды обязательного медицинского страхования: с 1 января 2011 г. - 2%, с 1 января 2012 г. - 0% (ст. 12 Закона N 212-ФЗ).
Подчеркнем, что если для общего режима повышение страховых взносов составят 8% (с 26% до 34%), то для плательщиков УСН и ЕНВД оно гораздо более значительное - 20% (с 14% до 34%). Льготы же будут предоставлены только крайне ограниченной группе налогоплательщиков.
Круг "избранных"
Как уже было сказано выше, категория льготников, которые будут отчислять страховые взносы по более низким ставкам, останется. Однако группа таких "счастливчиков" стала куда меньше. В нее, в частности, вошли сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ. Также повезло организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим единый сельскохозяйственный налог, и плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы в 2011 г. Все названные категории налогоплательщиков будут отчислять страховые взносы в размере 20,2%, со следующей разбивкой:
Наименование | 2011 год | 2012 год | 2013-2014 годы |
Пенсионный фонд Российской Федерации | 16% | 16% | 21% |
Фонд социального страхования РФ | 1,9% | 1,9% | 2,4% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 1,1% | 2,3% | 3,7% |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 1,2% | 0% | 0% |
Ставка страховых взносов на 2011 год в размере 14% установлена для следующих предприятий:
- для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". При этом данные компании должны осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под научно--исследовательскими и опытно-конструкторскими работами подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности изобретательство. А также эти компании должны применять упрощенную систему налогообложения;
- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;
- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных (ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
При этом для указанных плательщиков на переходный период будет действовать следующая разбивка по фондам страхования:
Наименование | 2011 год | 2012-2017 годы | 2018 год | 2019 год |
Пенсионный фонд Российской Федерации | 8% | 8% | 13% | 20% |
Фонд социального страхования РФ | 2% | 2% | 2,9% | 2,9% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 2% | 4% | 5,1% | 5,1% |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 2% | 0% | 0% | 0% |
Дополнительная категория
Законом от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ введена еще одна льгота по страховым взносам. Так, в 2011 году тариф страховых взносов в размере 26% будет действовать для плательщиков страховых взносов - российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением тех, кто специализируется на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде, основным видом экономической деятельности которых является:
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций (п. 7 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Для вышеуказанных плательщиков страховых взносов введена следующая разбивка по взносам:
Наименование | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Пенсионный фонд Российской Федерации | 20% | 20,8% | 21,6% | 23,2% |
Фонд социального страхования РФ | 2,9% | 2,9% | 2,9% | 2,9% |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования | 1,1% | 3,3% | 3,5% | 3,9% |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 2% | 0% | 0% | 0% |
Подарок в виде льготной ставки по страховым взносам получили и отдельные категории налогоплательщиков, применяющих УСН. Так, буквально за неделю до нового года депутаты Госдумы сразу в трех чтениях в один день приняли проект закона "О внесении изменений в статью 58 федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". Он был внесен в Госдуму группой парламентариев во исполнение поручения Президента РФ. Более подробно об этом мы расскажем в следующем номере.
НК: очередная трансформация
Далее перейдем к новациям налогового законодательства.
В НК РФ были внесены Федеральным законом N 229-ФЗ от 27 июля 2010 г. существенные коррективы. С 1 января 2011 года вступит в силу новая редакция пункта 1 статьи 256 и пункта 1 статьи 257 НК РФ. Согласно поправкам амортизируемым будет признаваться имущество стоимостью более 40 000 руб. Причем данный закон не содержит переходных положений, определяющих порядок применения старой и новой редакций. В связи с этим представляется обоснованной следующая логика. Объектом основных средств может быть признано лишь имущество, которое фактически используется компанией. Поэтому признание имущества основным средством и включение его в соответствующую амортизационную группу возможно только в момент его ввода в эксплуатацию. А значит, проверка актива на его соответствие признакам объекта основных средств должна проводиться только в этот момент. Именно такой порядок действий был рекомендован ранее Минфином России (письмо от 03.11.2007 г. N 03-03-06/1/767).
В свою очередь, порядок начисления амортизации по объектам, введенным в эксплуатацию ранее даты изменения минимальной стоимости амортизируемого имущества, не изменяется (письма Минфина от 25.04.2008 г. N 03-03-06/1/296, от 13.11.2007 г. N 03-03-06/2/211).
За изменениями в НК РФ последовали и корректировки в ПБУ. На сайте Минфина России размещен проект изменений в ПБУ 6/01 "Учет основных средств". В документе предусмотрено увеличение в два раза минимальной стоимости основных средств - с 20 000 руб. до 40 000 руб. Если изменения будут приняты, то лимит в бухгалтерском учете будет равен минимальной стоимости амортизируемого имущества при расчете налога на прибыль.
Кнут и пряник?
На сайте Высшего арбитражного суда РФ размещен проект поправок в Гражданский кодекс РФ. С 2011 года планируется прямо прописать минимальный размер уставного капитала. Так, размер уставного капитала ООО составит 500 000 руб. вместо 10 000 руб. Для публичных АО (они заменят ОАО) этот показатель составит 100 млн. руб., а для остальных акционерных обществ - 5 млн. руб.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ изменил сроки уплаты транспортного и земельного налога. В новой редакции статей 363 и 397 НК РФ говорится, что срок уплаты транспортного и земельного налогов не может быть установлен ранее 1 ноября. Изменения применяются начиная с налогового периода 2011 года. В связи с этим уплата транспортного и земельного налогов физическими лицами за 2010 год производится согласно установленным ранее срокам. Однако нужно иметь в виду, что законы субъектов РФ о транспортном налоге и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о земельном налоге должны быть приведены в соответствие с Налоговым кодексом (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 229-ФЗ) и официально опубликованы до 1 декабря 2010 года. И поскольку новые сроки уплаты указанных налогов улучшают положение налогоплательщиков, местные и региональные власти вправе при изменении своих нормативных актов распространить новые сроки уплаты налогов и на 2010 год. Таким образом, если в региональных законах о транспортном налоге и нормативных актах местных властей о земельном налоге содержится положение о распространении новых сроков уплаты транспортного и земельного налогов на 2010 год, то уплатить эти налоги физические лица за 2010 год должны не ранее 1 ноября 2011 года. Если такого положения нет, уплатить налоги за 2010 год следует в сроки, которые были установлены ранее.
В нашем полку прибыло
С 1 января 2011 г. расширяется перечень компаний, которые могут применять УСН. Согласно Федеральному закону от 27 ноября 2010 г. N 310-ФЗ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Однако данное ограничение не распространяется на:
- организации инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- учрежденные в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными научными учреждениями и научными учреждениями, созданными государственными академиями наук, хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям;
- учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями, и созданными государственными академиями наук высшими учебными заведениями хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.
Таким образом, научно-исследовательские предприятия при вузах смогут с 2011 года применять УСН, даже если доля вуза в их уставном капитале будет превышать 25%.
Сфера социальная
Также с 1 января 2011 года меняется порядок расчета социальных пособий в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ. С 1 января 2011 года пособие по временной нетрудоспособности работника выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ. Напомним, что в 2010 году действовало правило об оплате пособия за первые два дня нетрудоспособности работника за счет средств работодателя-страхователя.
С 2011 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Таким образом, расчетный период стал равным не просто 24 календарным месяцам вместо 12, а двум полным предшествующим календарным годам. Следовательно, наступление нетрудоспособности в январе 2011 года и в декабре 2011 года будут оплачиваться по одному и тому же среднему заработку работника - за 2009-2010 годы. Любые изменения размера заработной платы: и снижение, и повышение, - произошедшие в 2011 году, никак не повлияют на размер среднего заработка. Данные новации удобны для бухгалтера-расчетчика - средний заработок можно рассчитать один раз в год.
Помимо двухлетнего расчетного периода, важным изменением является учет одним страхователем заработной платы работника у других.
Если в расчетном периоде у работника нет дохода, то новая редакция Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ устанавливает два варианта выхода из данной ситуации.
Первый. В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. То есть для ситуации "из декрета в декрет" можно 2009-2010 годы поменять на 2007-2008 годы. Или если полностью нет дохода только в 2010 году - на 2008-2009 годы.
Второй. В случае если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц, ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом надень наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Таким образом, фактически устанавливается минимальный стаж работы для получения полноценного пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам, равный двум годам. И одновременно не отменяется правило о минимальном страховом стаже в 6 полных календарных месяцев. То есть, скажем, если у работника страховой стаж начался 1 декабря 2010 года, то при любом уровне заработной платы при наступлении нетрудоспособности до 30 мая 2011 года включительно работник будет иметь право лишь на оплату пособия исходя из МРОТ за полный календарный месяц.
В пункте 3 статьи 14 закона 255-ФЗ, посвященном расчету среднего заработка для определения сумм пособий, установлено, что средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период в два календарных года на 730. В действовавшей ранее редакции закона 255-ФЗ в расчетный период включались только календарные дни, приходящиеся на отработанный период. Ведь люди не только работают - они болеют, ухаживают за больными детьми, увольняются, уходят в отпуск без содержания, уходят в обычный отпуск.
С точки зрения обычного отпуска все логично - обычные отпускные входят в расчетную базу для начисления взносов во внебюджетные фонды, а поэтому с тем фактом, что период обычного очередного отпуска и обычные "отпускные" входят в расчетную базу и расчетный период, согласиться можно. Но вот за период больничных взносы во внебюджетные фонды не платятся. Также как и за тот период, когда человек не имел дохода в связи с поиском работы. Но по новым правилам все эти дни никак не влияют на расчет пособия - они автоматически включаются в дни для подсчета среднего заработка.
В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. Если же нетрудоспособность возникла в периоде простоя, пособие по временной нетрудоспособности не назначается вообще.
Совмещение и разделение
В случае работы по совместительству возможны три варианта поведения совместителей после 1 января 2011 года. Во-первых, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Подчеркнем, что это случай, когда человек и в 2011 году, и в 2009-2010 годах работал у одних и тех же нескольких работодателей.
Во-вторых, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других (другого), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
В-третьих, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других (другого), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему, либо страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица.
При этом застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по своему выбору представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Вследствие изменения расчетного периода пособий меняется и документооборот, связанный с их назначением. Для назначения пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам помимо больничного листа работником обязательно представляется справка (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей). Отметим, что это особая справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году наступления нетрудоспособности или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, по форме и в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В настоящее время это - Минздравсоцразвития РФ. Однако на данный момент такой формы еще нет.
Застрахованным лицом вместо подлинника справки о сумме заработка, из которого должны быть исчислены пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, может представляться копия справки о сумме заработка, заверенная в установленном порядке.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
В заключение отметим, что большинство законодательных новаций, вступающих в силу с 1 января 2011 года, носят ужесточающий характер. Но при этом в ближайшее время возможно принятие еще ряда законов, связанных, в первую очередь, с применением пониженных ставок страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
М. Беспалов
Примечание. Льготы попали в немилость
В 2011 году коммерсантов ждет еще один неприятный сюрприз. В качестве эффективной меры по повышению доходов бюджета Минфин всерьез рассматривает отмену налоговых льгот. По прикидкам финансистов за последние пять лет в результате предоставления отдельным категориям бизнеса и простым гражданам различных преференций госказна недополучила порядка 10 трлн. рублей.
Как отметил глава финансового ведомства Алексей Кудрин, отмена всех налоговых льгот позволила бы сразу сократить дефицит бюджета на 4,6% ВВП. Впрочем он подчеркнул, что о повальной отмене всех льгот без исключения речи пока не идет, однако необходимость основательно "прорядить" их перечень не вызывает сомнений.
Впрочем, дело не только не только в том, чтобы на скорую руку залатать прорехи в бюджете. По мнению замглавы Минфина Сергея Шаталова, разветвленная система преференций крайне сложна в администрировании и порождает злоупотребления. Льготы создают тепличные условия, снижают конкуренцию и мешают модернизации, считает чиновник. К тому же, они плохо контролируются. "Сложно грамотно определить получателя льгот и провести должную квалификацию или идентификацию налогоплательщиков, чтобы сэкономленные средства пошли на развитие, а не были переброшены в налоговые убежища", - поясняет Шаталов.
В качестве альтернативы отмене льгот чиновник видит введение налоговых кредитов, когда налоги компенсируются предприятиям после достижения ими заранее оговоренных результатов.
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007