Какие нововведения принять к сведению?
Представляем вниманию читателей краткий обзор некоторых (наиболее значимых) новых (вступивших в силу с 1 января 2011 года) положений Налогового кодекса, законов N 212-ФЗ *(1) и N 125-ФЗ *(2) и нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Налог на прибыль
Амортизируемое имущество
Изменен лимит стоимости, используемый для квалификации объектов в качестве амортизируемого имущества и основных средств. В соответствии с п. 1 ст. 256 и п. 1 ст. 257 НК РФ таковыми признаются объекты, первоначальная стоимость которых превышает 40 000 руб. В отношении какого имущества применяется новое ограничение? Полагаем, при ответе на данный вопрос можно опираться на порядок, действовавший ранее, когда этот лимит был увеличен с 10 000 до 20 000 руб. Как следует из писем Минфина РФ от 03.11.2007 N 03-03-06/1/767 и от 25.04.2008 N 03-03-06/1/296, в целях применения нового стоимостного критерия необходимо исходить из даты ввода имущества в эксплуатацию независимо от периода его приобретения. Таким образом, новый лимит используется в отношении имущества, вводимого в эксплуатацию начиная с 01.01.2011. Имущество дешевле 40 000 руб. признается неамортизируемым и отражается в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Обратите внимание! Изменения не распространяются на объекты амортизируемого имущества, стоимость которого составляет более 20 000 руб. и которое было введено в эксплуатацию до 1 января 2011 года. По нему следует продолжать начислять амортизацию до полного погашения первоначальной стоимости объекта.
Проценты по долговым обязательствам
С 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования ЦБ РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Это порядок применяется при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения.
К сведению. Правила признания процентов по заимствованиям анализировались в статье "Порядок учета расходов в виде процентов", N 9, 2010.
Обслуживающие производства и хозяйства
Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. Статьей 275.1 НК РФ установлены условия, при соблюдении которых предприятие вправе учесть убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. До 1 января 2011 года особые правила признания убытка были утверждены для градообразующих предприятий. С указанной даты это понятие не используется. В 2011 году налогоплательщики, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов.
Кроме того, начиная с 01.01.2011 отменены ч. 8 и 9 ст. 275.1 НК РФ, которые возлагали на налогоплательщика, получившего убыток по рассматриваемой деятельности, обязанность учета расходов на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов, установленных субъектами РФ (г. Москва и Санкт-Петербург), в случае отсутствия на территории муниципального образования по месту нахождения налогоплательщика специализированных организаций, осуществляющих аналогичную деятельность.
К сведению. Данная тема подробно рассматривалась в статье "Особенности налогового учета объектов обслуживающих производств и хозяйств" N 2, 2010.
Налог на доходы физических лиц
С 1 января 2011 года расширен перечень обязанностей организации - налогового агента в отношении выплат в пользу физических лиц. В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты в регистрах налогового учета должны вести учет:
- доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде;
- предоставленных физическим лицам налоговых вычетов;
- исчисленных и удержанных налогов.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать:
- налогоплательщика (работника);
- вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с утвержденными кодами;
- суммы дохода и даты их выплаты;
- статус налогоплательщика (резидент РФ или нерезидент РФ);
- даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации, а также реквизиты соответствующего платежного документа.
Срок представления сведений в налоговый орган по месту учета налогоплательщика не изменился - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Транспортный и земельный налоги
С 1 января 2011 года отменена обязанность представления расчетов по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам. При этом порядок их уплаты не изменится (сохраняется необходимость перечислять в бюджет авансовые платежи).
Страховые взносы, персонифицированный учет
С 1 января 2011 года предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды проиндексирована в 1,1164 раза и составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 463 000 руб. нарастающим итогом (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933)*(3).
С указанной даты в соответствии со ст. 12 Закона N 212-ФЗ для большинства организаций установлены следующие тарифы страховых взносов:
1) в Пенсионный фонд - 26%;
2) в Фонд социального страхования - 2,9%;
3) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1%;
4) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.
Федеральным законом N 339-ФЗ*(4) изменена формулировка ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. На первый взгляд изменения несущественные, но они приведут к весьма значительным последствиям. Судите сами: объектом обложения страховыми взносами... признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг... Таким образом, законодатель положил конец сомнениям и разночтениям - страховыми взносами следует облагать любые выплаты физическим лицам, с которыми у организации имеются трудовые или гражданско-правовые договоры, независимо от того, предусмотрены они непосредственно самими договорами или нет, за исключением тех выплат, которые поименованы в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. Заметим, что компетентные ведомства в своих письмах давали именно такие разъяснения*(5) по применению ч. 1 ст. 7 рассматриваемого закона, однако некоторые специалисты считали определяющим наличие соответствующих положений в договорах со штатными работниками и физическими лицами - подрядчиками. Учитывая внесенные изменения, считаем, что организации не удастся отстоять право не начислять страховые взносы с тех выплат и вознаграждений, которые не указаны в трудовых контрактах и гражданско-правовых договорах.
Как следует из новой редакции пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работника, облагаются страховыми взносами. Напомним, что обязанность начислять страховые взносы с суммы компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой в связи с увольнением работника, была установлена и ранее (см. пп. "д" названной нормы).
Важные изменения произошли в ст. 15 Закона N 212-ФЗ. Во-первых, введена дополнительная ч. 2.1, согласно которой организации предоставлено право в пределах расчетного периода (календарного года) зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Во-вторых, изменены п. 1 и 2 ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ. Итак, плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:
1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
1) не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
Обратите внимание! Организация обязана представлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за I квартал 2011 года не позднее 16 мая*(6), за полугодие 2011 года - не позднее 15 августа, за 9 месяцев 2011 года - не позднее 15 ноября и в целом за 2011 год - не позднее 15 февраля 2012 года. Одновременно представляются сведения индивидуального (персонифицированного) учета (абз. 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
2) до 15-го числа не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Обратите внимание! Последним днем представления расчета в территориальный орган ФСС за I квартал 2011 года является 15 апреля, за полугодие - 15 июля, за 9 месяцев - 17 октября. Расчет в ФСС за 2010 год представляется по 16 января 2012 года включительно.
В-третьих, с 01.01.2011 организации, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, названные в ч. 9 настоящей статьи, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (ч. 10 ст. 15, ч. 2 ст. 62 Закона N 212-ФЗ).
Новыми положениями дополнена ст. 18 Закона N 212-ФЗ. В частности, установлено, что предприятие, обнаружившее ошибку в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшую их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату организацией страховых взносов.
Примечание. Допустив ошибку в платежном поручении на перечисление взносов, не повлекшую за собой непоступление денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства, предприятие вправе произвести уточнения, представив соответствующее заявление и данную платежку.
По предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или предприятия может быть проведена совместная сверка уплаченных сумм. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается обеими сторонами.
На основании заявления организации об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (если такая сверка проводилась) орган контроля за уплатой страховых взносов:
- принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов;
- осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты до дня принятия названного решения;
- в течение пяти дней уведомляет организацию о принятом решении.
Указанные правила применяются также в отношении пеней и штрафов (п. 8, 9, 11 и 12 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание! Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. Однако это не препятствует организации представить в орган контроля письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов по установленной форме (ч. 6 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
Страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний
Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ значительно изменены две статьи Закона N 125-ФЗ. Таким образом, с 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
База для начисления страховых взносов определяется как сумма названных выплат и иных вознаграждений, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ. При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС и акцизов.
В силу ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами*(7):
1) государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
2) все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ), связанных:
- с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;
- с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;
- с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;
- с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
- с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников;
3) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой страхователями:
- физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
- работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
- работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка;
4) ...
5) суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, суммы платежей (взносов) страхователя по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных, суммы платежей (взносов) страхователя по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ, суммы платежей (взносов) страхователя по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного и (или) причинения вреда здоровью застрахованного, а также суммы пенсионных взносов страхователя по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;
6) взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого застрахованного, в пользу которого уплачивались взносы;
Примечание. Перечень неучитываемых сумм по "несчастному" страхованию практически идентичен перечню, установленному ч. 1 и 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
7) взносы, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов;
8) стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории РФ не подлежит обложению стоимость проезда или перелета по тарифам, рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг;
9) ...
10) стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам в соответствии с законодательством РФ;
11) стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством РФ отдельным категориям работников;
12) суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за расчетный период;
13) суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников;
14) суммы, выплачиваемые работодателями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.
При оплате страхователями расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за ее пределами не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Аналогичный порядок обложения страховыми взносами применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном (административном) подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.
Как видим, положения законодательства о "несчастном" страховании в части определения объекта обложения и перечня необлагаемых выплат стали сходны с соответствующими нормами Закона N 212-ФЗ.
Бухгалтерский учет
Изменения для малых предприятий
Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н внесены изменения сразу в несколько положений по бухгалтерскому учету. Все они вступили в силу начиная с годовой отчетности за 2010 год и касаются только субъектов малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг*(8). Многие из нововведений, безусловно, порадуют бухгалтеров таких организаций. В частности, малым предприятиям разрешено не применять ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда"*(9) и ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"*(10).
Малые предприятия вправе считать все расходы по кредитам и займам прочими расходами. Иными словами, нет обязанности относить суммы начисленных процентов на увеличение первоначальной стоимости инвестиционного актива, то есть бухгалтер вправе отражать их по дебету счета 91-2 "Прочие расходы" (п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам")*(11). Заметим, что наряду с упрощением бухгалтерского учета это новшество позволит снизить налоговую базу по налогу на имущество, поскольку стоимость объектов основных средств для целей налогообложения определяется по данным бухгалтерского учета.
Малые организации получили право не проводить последующую оценку любых финансовых вложений и отражать их в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 19 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений"*(12)).
Изменениям подверглось и свежее ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности"*(13). В пункте 9 этого документа теперь установлено, что субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном п. 14 данного положения, без ретроспективного пересчета. Таким образом, малым предприятиям предоставляется возможность исправлять указанную существенную ошибку по правилам, установленным для несущественных ошибок, то есть бухгалтер производит записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления названной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода, то есть на счете 91.
Новый п. 15.1 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(14) предоставляет субъектам малого предпринимательства право отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Иными словами, в случае внесения изменений в учетную политику, влекущих за собой "большие последствия", бухгалтер не обязан делать трудоемкий и требующий больших затрат времени ретроспективный пересчет.
Наконец, малым предприятиям разрешено перейти на кассовый метод ведения бухгалтерского учета, то есть признавать:
- выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков) при соблюдении прочих условий признания выручки, установленных пп. "а", "б", "в" и "д" п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(15);
- расходы после оплаты - погашения задолженности перед продавцом (п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(16)).
Это очень неоднозначное нововведение. Дело в том, что на данный момент порядок ведения бухгалтерского учета при кассовом методе признания доходов и расходов не установлен. Имеется лишь устаревший Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н, который содержит разд. 4, раскрывающий некоторые особенности учета (применительно к действовавшему до 1 января 2001 года Плану счетов). В частности, предусмотрено, что:
- затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат;
- по дебету счета 41 "Товары" обособленно отражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг);
- при поступлении денежных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 46 "Реализация" (сейчас кредит субсчета 90-1 "Выручка"), а в случае выполнения обязательств иным способом (договор мены, зачет взаимной задолженности и т.п.) дебетуется счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 46 "Реализация" (90-1).
Никаких других официальных разъяснений о порядке учета пока нет (и в ближайшее время такой документ вряд ли появится). Поэтому, принимая решение о переходе на метод "по оплате", бухгалтер должен понимать, что он неминуемо столкнется с огромным количеством проблем, поскольку такой способ ведения учета Минфином и специалистами-практиками не проработан. К тому же имейте в виду, что этот метод не позволит организациям-"упрощенцам" добиться совпадения данных бухгалтерского и налогового учета, что тоже является очевидным минусом предложенного финансистами нововведения.
Другие нововведения
Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 N 143н, вступающим в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год, утверждено ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам". Положение устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам в соответствии с ПБУ 12/2010. Иные организации применяют этот документ в случае принятия ими решения о раскрытии информации по сегментам в бухгалтерской отчетности. Информация, не соответствующая требованиям данного ПБУ, не может именоваться в бухгалтерской отчетности информацией по сегментам.
ПБУ 12/2010 не применяется:
- при формировании отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;
- при формировании отчетной информации, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями;
- при составлении отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах ее составления не предусматривается использование этого положения.
Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
А.И. Серова,
эксперт журнала
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(3) Процедура индексации предусмотрена ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ.
*(4) Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(5) Например, в Письме Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2010 N 1212-19 применительно к ситуации, когда материальная помощь, выплаченная работнику, в трудовом договоре прямо не предусмотрена, чиновники указали: данная выплата произведена работнику в рамках его трудовых отношений с организацией и, значит, связана с трудовым договором. Таким образом, материальная помощь подлежит обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. При этом сумма материальной помощи, оказываемой работодателем своему работнику, в пределах 4 000 руб. на этого работника за расчетный период не облагается страховыми взносами согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
*(6) В силу ч. 7 ст. 4 Закона N 212-ФЗ в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
*(7) Перечень приведен в сокращенном виде.
*(8) О проекте данного приказа мы рассказывали в N 10, 2010, стр. 12-13.
*(9) Утверждено Приказом Минфина РФ от 24.10.2008 N 116н.
*(10) Утверждено Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 N 66н.
*(11) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 107н.
*(12) Утверждено Приказом Минфина РФ от 10.12.2002 N 126н.
*(13) Утверждено Приказом Минфина РФ от 28.06.2010 N 63н.
*(14) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
*(15) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(16) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"