Поступления от НДС взлетят до небес?
За последние три года произошли кардинальные изменения в сфере администрирования налогов, в том числе при проведении налоговых проверок. Предлагаем вашему вниманию своего рода взгляд изнутри, обзор "багажа" основных достижений специалистов налогового ведомства, с которым они вошли в 2011 год. Действительно ли одной из основных причин роста налоговых поступлений в бюджет стало повышение эффективности администрирования налога на добавленную стоимость?
На примере налога на добавленную стоимость рассмотрим основные причины, которые способствовали увеличению поступлений НДС в бюджет Российской Федерации за 2010 год по сравнению с предыдущими периодами.
Налоговый контроль - на первых ролях
За последние 10 лет в России выстраивалась современная налоговая система: изменилось налоговое администрирование, снижены ставки налога на прибыль, НДС, приняты специальные налоговые режимы для малого бизнеса, упрощена система налогообложения в сельском хозяйстве и др.
К сведению. НДС вместе с налогом на прибыль и налогом на добычу полезных ископаемых является основной составляющей доходной части федерального бюджета России.
Вполне логично, что в условиях мирового экономического кризиса и постепенного избавления от его последствий государство усиливает финансовый контроль за бизнесом. И главное здесь, чтобы такое усиление не переросло в давление. Наиболее показательна данная проблема в налоговой сфере.
Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля играет особую, если не исключительную, роль. Это связано с тем, что поступления от налогов преобладают в системе государственных доходов. Соответственно контроль за полным и своевременным поступлением всех видов обязательных платежей, в том числе страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, носит приоритетный характер среди иных направлений финансового контроля.
Связи и обмен информацией
Налоги с предприятий и граждан - ключевой источник пополнения бюджета. Именно поэтому попытки плательщиков уйти от уплаты налогов под предлогом кризисных явлений в экономике налоговики пресекают самым серьезным образом. Это их основная задача при осуществлении налогового контроля.
В данной ситуации большую роль играет повышение взаимосвязи между налоговыми органами и другими ведомствами - правоохранительными, таможенными, Центральным банком, различными федеральными службами и пр. Одновременно повысилась роль обмена запросами о данных на налогоплательщика, его контрагентов и совершенные ими сделки (совместные действия).
Безусловно, это невозможно без внедрения и активного применения передовых информационных технологий. С другой стороны, до сих пор мало у кого из налоговых инспекторов (даже в московском регионе) рабочий компьютер подключен к Интернету.
Налоговая статистика
По данным официального сайта Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru), всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4078,7 млрд. рублей администрируемых ведомством доходов. Это на 8,8 процента больше, чем в 2007 году. Основная масса доходов обеспечена поступлениями НДПИ (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%). Это стандартная раскладка, которая не меняется.
Чем дальше от пика кризисных событий в экономике, тем больше успехи налогового ведомства. По итогам 9 месяцев 2010 года поступления НДС в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 112 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (публикация официального сайта ФНС России от 25 октября 2010 г. "О поступлении администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет Российской Федерации за январь-сентябрь 2009-2010 гг.").
Причины "взлета"
Заметное увеличение собираемости вызвано не только "эффектом низкой базы", когда оно сравнивается с кризисными периодами и рост собираемости просто неизбежен. Также имеет место так называемая "статистическая хитрость" налоговиков: прошлогодние сборы не учитывают ЕСН, который в 2010 году ФНС России уже не администрирует. Если смотреть с учетом ЕСН (налоговое ведомство такие коррективы в статистику не вносило), сборы за 11 месяцев 2010 года в сопоставлении с таким же периодом 2009 года (2,718 трлн. рублей) возросли лишь на 6 процентов. В сравнении с таким же периодом 2008-го, когда сборы составляли 3,867 трлн. рублей (3,418 трлн. рублей - без ЕСН), нынешние поступления выглядят совсем бледно - снижение составляет 25 и 16 процентов соответственно.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%). Эти три налога в сумме дали 92 процента всех поступлений. Еще 4 процента - это акцизы, 4 процента - остальные платежи.
Сборы "внутреннего" НДС в январе-ноябре составили 1,196 трлн. рублей, что на 10 процентов больше, чем в январе-сентябре 2009 года.
К сведению. По предварительным данным налогового ведомства, с января по ноябрь 2010 года в федеральный бюджет поступило 2,885 трлн. рублей, что на 27 процентов больше показателя января-ноября 2009 года (2,266 трлн. рублей).
Совершенствование НДС
Есть такой документ - Основные направления налоговой политики РФ на год и плановый период двух последующих годов. Он ежегодно получает одобрение Правительства РФ. В нем можно найти не только планы властей, но и итоги того, что уже сделано. Так, в качестве основных проведенных мероприятий по реализации налоговой политики по НДС за последние годы выделено следующее:
а) начиная с IV квартала 2008 года суммы НДС, исчисленные по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков;
б) ускорение возмещения НДС связано с уточнением с 1 января 2009 года порядка оформления результатов камеральных проверок налоговых декларации, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку, по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно - в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе - в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В среднем это позволило сократить сроки возмещения НДС в спорных случаях на два-три месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком;
Это важно. Главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур не являются документами, которые налоговый орган вправе истребовать для проведения камеральной проверки, так как данные документы не подтверждают принятие товаров (работ, услуг) к учету (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2010 г. по делу N А69-336/2009).
в) со 2 сентября 2010 года введена возможность обмена электронными счетами-фактурами (п. 1 ст. 169 НК РФ);
Внимание! Предполагается, что внедрение использования электронных счетов-фактур упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков, а в целом скажется положительно на эффективности администрирования НДС.
г) с начала 2010 года в пункте 2 статьи 169 Налогового кодекса дополнительно установлено, что нельзя отказать покупателю в принятии предъявленных сумм НДС к вычету, если ошибки, допущенные при заполнении счетов-фактур, не препятствуют идентификации продавца или покупателя, наименований товаров (работ, услуг, имущественных прав), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога. Данное изменение способствует сокращению числа претензий со стороны налоговых органов к заполнению счетов-фактур и, как следствие, количества судебных разбирательств.
Указанные меры позволили существенно повысить качество администрирования НДС, хотя многие спорные вопросы остались не решены. Так, по-прежнему не решен вопрос о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов.
Всеналоговый ориентир
Неужели вопрос с оформлением отрицательных счетов-фактур так и останется висеть в воздухе? Навряд ли. Дело в том, что Правительством РФ уже утверждены "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Этот документ имеет ценность не только с точки зрения бюджетного планирования.
Вероятность того, что планируемые изменения и дополнения будут внесены в Налоговый кодекс, очень высока. На это указывает хотя бы то, что специалисты различных министерств и ведомств "экономического блока" в своих разъяснениях прямо ссылаются на "Основные направления налоговой политики..." (например, письмо Минэкономразвития России от 12 октября 2010 г. N Д05-3590).
Государственная дума регулярно принимает поправки в Налоговый кодекс и тем самым закрывает различные "лазейки", дающие возможность уменьшить размеры налоговых отчислений или вообще уклониться от уплаты налогов. Такие поправки, в основном, принимаются по результатам камеральных и выездных проверок налоговых органов, которые выявляют типичные случаи легального уклонения от уплаты налогов, совершаемого из-за нечеткости и недоработанности законов.
Примечание. Налог на добавленную стоимость
В рамках работы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации основные усилия в ближайшее время будут направлены на урегулирование порядка возмещения НДС с тем, чтобы контроль за правомерностью возмещения не создавал излишних препятствий для добросовестных налогоплательщиков, а также на создание стимулов для инновационной активности российских организаций. Вместе с тем необходимо внести изменения в Налоговый кодекс по следующим направлениям.
1. Как показывает практика, необходимо разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок.
2. Необходимо установить порядок восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету, по строительно-монтажным работам, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к изменению их первоначальной стоимости, в случае дальнейшего использования этих объектов для осуществления операций, не подлежащих налогообложению.
3. Требует решения в законодательном порядке вопрос восстановления сумм НДС, ранее принятых к вычету, в случае выбытия товаров, в том числе основных средств, не связанного с операциями по реализации (в настоящее время этот вопрос регулируется разъяснениями Минфина России). В частности, необходимо на законодательном уровне установить, что при выбытии основных средств в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, несмотря на то что такое выбытие формально не связано с операциями по реализации, не производится восстановление сумм НДС, ранее принятых к вычету по таким товарам.
4. Следует внести изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие порядок применения НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.
5. В целях приведения в соответствие норм Налогового кодекса и международных соглашений, предусматривающих льготный порядок налогообложения НДС реализации товаров (работ, услуг) международным организациям и их представительствам, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, следует внести в Кодекс изменение, предусматривающее установление ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов в отношении указанных операций.
6. Следует уточнить порядок освобождения от налогообложения НДС услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых организациями физической культуры и спорта.
7. Необходимо уточнить перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами экспорта и перемещения припасов, в случае поступления выручки от реализации указанных товаров (припасов) от третьих лиц.
("Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", одобрены Правительством РФ 20 мая 2010 г.)
Р.Н. Шишкин,
референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2-го класса,
главный специалист-эксперт юридического отдела
Управления ФНС России по Московской области
"Практическая бухгалтерия", N 2, февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.