Страховые взносы и пособия - 2011
В последние месяцы уходящего года новые документы, которыми были внесены изменения в законодательство о страховых взносах и социальных пособиях, посыпались, как конфетти из хлопушек. Принятые положения вступают в силу с 2011 года. А это значит, что времени на скрупулезный анализ поправок практически не осталось. Эта статья поможет ничего не упустить, разобраться в наиболее сложных моментах и правильно применить новые нормы.
В 2010 году страховые взносы начисляются на выплаты в пользу застрахованных лиц до того момента, пока сумма этих начислений не превысит 415 000 рублей. Выплаты рассчитываются нарастающим итогом с начала года (часть 4 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2010 г. N 212-ФЗ).
Причем было установлено, что указанный предел ежегодно индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы. А размер данной индексации определяет Правительство (часть 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Недавно в этот порядок были внесены изменения Законом от 16 октября 2010 г. N 272-ФЗ.
Теперь Правительство устанавливает не только коэффициент индексации, но и конкретный размер предельной величины базы. Правда, ориентироваться оно при этом также будет на рост средней заработной платы. На 2011 год указанные коэффициент и лимит уже известны: индексация проведена на 1,1164, а размер базы составит 463 000 рублей (постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 933).
Отметим еще один немаловажный момент, связанный с порядком округления лимита. Если предельную базу проиндексировать на установленный коэффициент, то получится 463 306 рублей (415 000 руб. х 1,1164). Лимит на 2011 год, как мы видим, несколько меньше. Это объясняется тем, что сумму 500 рублей и более нужно округлять до полных тысяч, а менее 500 рублей - отбрасывать.
Тарифы страховых взносов
Как известно, с 1 января 2011 года общий тариф взносов для всех страхователей составит 34 процента (часть 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ). Разбивка по фондам при этом будет следующая:
- в Пенсионный фонд РФ - 26 процентов;
- в ФСС РФ - 2,9 процента;
- в ФФОМС - 3,1 процента;
- в ТФОМС - 2,0 процента.
Закон N 272-ФЗ внес существенные изменения в размеры тарифов, которые планировались на 2011 год: перечень льготных категорий страхователей был расширен. Пониженные тарифы имеют право применять:
- сельскохозяйственные товаропроизводители;
- организации и индивидуальные предприниматели на ЕСХН;
- плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений.
Указанные организации и предприниматели будут уплачивать взносы в 2011-2014 годах в следующих размерах (часть 2 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) (см. таблицу 1). Но это еще не все льготники. В 2011-2019 годах право платить страховые взносы в меньшем размере получили следующие категории:
Таблица 1
Наименование фонда | 2011 год | 2012 год | 2013-2014 годы |
ПФР | 16% | 16% | 21% |
ФСС | 1,9% | 1,9% | 2,4% |
ФФОМС | 1,1% | 2,3% | 3,7% |
ТФОМС | 1,2% | 0% | 0% |
- хозяйственные общества, созданные после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями;
- организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на указанной территории;
- организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны).
Для указанных организаций тарифы в переходный период будут такие (часть 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ) (см. таблицу 2).
Таблица 2
Наименование фонда | 2011 год | 2012-2017 годы | 2018 год | 2019 год |
ПФР | 8% | 8% | 13% | 20% |
ФСС | 2% | 2% | 2,9% | 2,9% |
ФФОМС | 2% | 4% | 5,1% | 5,1% |
ТФОМС | 2% | 0% | 0% | 0% |
Причем для каждой из категорий предусмотрены определенные, достаточно жесткие требования, при соблюдении которых они имеют право на указанные тарифы. В случае несоответствия этим требованиям компания вынуждена будет платить взносы в размере 34 процентов.
Тарифы страховых взносов также снижены для некоторых видов деятельности в области средств массовой информации (Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 339-ФЗ). Для того чтобы иметь право на применение пониженных тарифов, придется подтвердить основной вид экономической деятельности.
В 2011-2014 годах при условии подтверждения основного вида экономической деятельности указанные плательщики вправе применять следующие тарифы (см. таблицу 3).
Таблица 3
Наименование фонда | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
ПФР | 20% | 20,8% | 21,6% | 23,2% |
ФСС | 2,9% | 2,9% | 2,9% | 2,9% |
ФФОМС | 1,1% | 3,3% | 3,5% | 3,9% |
ТФОМС | 2% | 0% | 0% | 0% |
Это важно. Контроль за соблюдением обоснованности применения тарифов некоторыми льготниками фонды смогут осуществлять с помощью налоговых органов. Дело в том, что за налоговиками теперь закреплена обязанность представлять по запросу Пенсионного фонда и ФСС необходимую для этого информацию. А кроме того, налоговым органам предоставлено право участвовать вместе с органами контроля в выездных проверках для осуществления такого контроля (п. 5, 6 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).
Выплаты в рамках трудовых отношений облагаются страховыми взносами
Рассмотрим другие изменения Закона N 212-ФЗ (в редакции Закона N 339-ФЗ). Для начала остановимся на тех нормах, которые по большому счету носят уточняющий (технический) характер.
Документ дополнен статьей 5.1, которая устанавливает правила для представителей плательщиков страховых взносов. Как и во всех других правоотношениях, уполномоченное представительство будет осуществляться на основании доверенности. Без нее от имени юридического лица вправе действовать лицо, уполномоченное учредительными документами (например, директор).
Теперь перейдем к более существенным поправкам. В разряд облагаемых взносами попали компенсации за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников (подп. "и" п. 2 часть 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Причем ранее Минздравсоцразвития разъясняло, что такие выплаты не подлежат включению в базу по страховым взносам (письмо от 19 мая 2010 г. N 1239-19). Что касается компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемой при увольнении, то здесь никаких изменений не произошло. Указанная выплата, как и прежде, облагается взносами (подп. "д" п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2011 года компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, будет включаться в базу по страховым взносам (подп. "и" п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
С 1 января 2011 года объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений (часть 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, в ред. Закона N 339-ФЗ). В старой редакции Закона N 212-ФЗ указывалось, что облагаются исключительно выплаты, предусмотренные трудовым договором.
Чиновники же на протяжении всего 2010 года поясняли, что взносами следует облагать все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в указанных документах или нет. Главное, чтобы они были произведены в рамках трудовых отношений. Исключение составляют выплаты, перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ (письма Минздравсоцразвития России от 23 марта 2010 г. N 647-19, от 19 мая 2010 г. N 1239-19).
Установлены иные сроки сдачи отчетности
Важное изменение касается переноса сроков сдачи отчетности. Теперь отчетность в ПФР нужно сдавать не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Ранее этот срок был установлен до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, в ред. Закона N 339-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2010 календарный год страхователям необходимо представить не позднее 15 февраля 2011 года, а за 2011 год - не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 года и 15 февраля 2012 года. На основании этого ждем соответствующих изменений в форму РСВ-1 (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. N 894н).
Обращаем ваше внимание, что, согласно новой редакции закона, одновременно с этим расчетом организация обязана будет представлять сведения о каждом работающем застрахованном лице. Речь идет о персонифицированных сведениях.
Аналогичные изменения о сроках внесены в Закон N 27-ФЗ. Если ранее предполагалось, что в 2011 году сведения персонифицированного учета нужно будет сдавать также поквартально, но в другие сроки до 1 мая, 1 августа, 1 ноября и 1 февраля следующего года, то теперь, как уже было сказано, эти данные следует представить вместе с расчетом в Пенсионный фонд.
Что касается расчета в ФСС, то его нужно будет сдать не "до 15-го числа" календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а "не позднее 15-го числа" указанного месяца. Форму 4-ФСС РФ (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 6 ноября 2009 г. N 871н) необходимо будет подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 года и не позднее 16 января 2012 года.
Напомним, что плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за 2010 год превысит 50 человек, сдают отчетность в фонды в электронной форме.
Уточнение платежа и правила зачета взносов
Уточнение платежа. Новой редакцией закона установлено: если плательщик обнаружит ошибку в поручении, которая не повлекла непоступление денег в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату взносов (п. 4 часть 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
По предложению органа контроля или плательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных взносов. Результаты такой сверки оформляются актом.
На основании данного заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) орган контроля принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов, причем орган контроля должен уведомить плательщика в течение пяти дней после принятия данного решения. Кроме того, органы ПФР и ФСС вправе затребовать у банка копию платежки на перечисление взносов. Кредитная организация обязана ее представить в течение пяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования (часть 10 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
После этого фонды проведут пересчет пеней за период со дня фактической уплаты взносов в бюджет до дня принятия органом контроля указанного решения. Рассмотренный порядок уточнения платежа применяется также в отношении пеней и штрафов (часть 12 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).
В связи с поправками интерес вызывает постановление ФАС Поволжского округа от 15 сентября 2010 г. N А55-38937/2009. Суть спора заключалась в том, что компания перечислила взносы, но при этом неправильно указала КБК в платежном поручении. И Пенсионный фонд посчитал обязанность организации по уплате неисполненной. Это объяснялось тем, что в порядке исполнения обязанности по уплате страховых взносов существует особенность. Она не считается исполненной, если в платежном поручении указан неверный КБК (ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Действительно, законом не установлен порядок уточнения платежа. Однако в Бюджетном кодексе указано, что в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, Пенсионный фонд как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено Законом N 212-ФЗ.
Зачет взносов. Теперь прямо закреплено право организации на зачет перерасхода по пособиям в счет предстоящих платежей по страховым взносам, но только в рамках одного расчетного периода (часть 2.1 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Напомним, что такая ситуация возникает в случае превышения расходов на выплату страхового обеспечения над суммой начисленных взносов.
Однако это "нововведение" лишь закрепило позицию ФСС, которую он высказал ранее: нормы действующего законодательства не содержат запрета по выплате пособия в счет предстоящих платежей по страховым взносам в ФСС. Поэтому при превышении суммы расходов на выплату пособий в определенном месяце над суммой начисленных за этот же месяц страховых взносов организация вправе:
- обратиться в территориальный орган фонда за необходимыми средствами на выплату пособий;
- зачесть сумму превышения расходов на выплату страхового обеспечения в счет предстоящих платежей по взносам в соцстрах (письмо ФСС России от 21 июня 2010 г. N 02-03-13/08-4917).
Еще одна интересная поправка касается пересмотра правил зачета излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей. Если сейчас такой зачет проводится только по заявлению плательщика, то после вступления поправок в силу орган контроля получит право проводить его самостоятельно. Но это не будет препятствием для плательщика подать заявление о зачете или возврате.
Расчет социальных пособий
Перейдем к изменениям, связанным с социальными пособиями. Недавно Президент подписал Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Документ кардинально поменял порядок расчета пособий. Причем изменения в основном носят негативный характер как для застрахованных лиц, так и для страхователей, то есть организаций.
Во-первых, увеличен период оплаты временной нетрудоспособности работодателем. Согласно поправкам, страхователи обязаны будут оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности. В 2010 году за счет организации оплате подлежат первые два дня болезни. Остальные дни оплачиваются за счет средств ФСС (п. 1 часть 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).
Во-вторых, по новым правилам указанные пособия будут исчислять исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. При этом сумма среднего заработка не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов (на 2011 год - 463 000 руб.).
Это важно. Средний дневной заработок будет определяться так: средний заработок за расчетный период (два календарных года) нужно разделить на 730 дней. При этом, даже если сотрудник часть времени из этих двух лет не получал зарплату, находился в отпуске за свой счет, сумму выплаченных ему заработков в любом случае нужно разделить на 730.
В прошлой редакции средний заработок за расчетный период (12 месяцев) делят на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Если за два предшествующих календарных года либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, один или оба года по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (часть 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Но только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Если застрахованное лицо не имело заработка в указанных двух годах, а также если сумма среднего заработка окажется меньше МРОТ (который составляет 4330 руб.), то застрахованному лицу пособия будут рассчитываться исходя из минимального размера оплаты труда.
Новшеством является также то, что, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудника.
Однако пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не может быть ниже минимального размера - 2060,41 рубля на первого ребенка и 4120,82 рубля на второго и последующих детей.
Кроме перечисленных изменений, в законе установили ограничение: если в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору работник, уволившийся из организации, обращается за пособиями по материнству (по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет), то выплата не может превышать 60 процентов среднего заработка. В настоящей редакции документа это ограничение распространяется только на пособие по временной нетрудоспособности.
Если больничный взял совместитель...
Исходя из новых правил если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких работодателей и за два предшествующих года также работало у них, то пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему по всем местам работы. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивает только один страхователь по выбору работника (часть 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Если работник на момент наступления страхового случая трудится в нескольких организациях, а за два предшествующих года работал на другие фирмы, то все пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы по выбору сотрудника.
Эти же правила (по выбору застрахованного лица) действуют для пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в случае, когда сотрудник работает у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах работал как у этих, так и у других страхователей.
Больничные и простой
Закон N 255-ФЗ дополнен нормой, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности не назначается в период простоя. Правда, одно исключение есть. Те сотрудники, у которых временная нетрудоспособность наступила до простоя и продолжается во время него, имеют право претендовать на пособие в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата. Но при этом сумма не может быть выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам (часть 7 ст. 7, п. 5 ст. 9 Закона N 255-ФЗ, в ред. Закона N 343-ФЗ).
Справка о сумме заработка за два календарных года
В связи с изменениями в порядке определения расчетного периода работодателей обязали выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по письменному заявлению сотрудника после прекращения работы справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за ней. Бывшему работнику документ необходимо будет выдать не позднее трех рабочих дней со дня подачи им заявления.
В справке должны быть указаны данные о сумме заработка за последние два года и текущий календарный год. Причем речь идет о тех суммах, на которые были начислены страховые взносы.
В свою очередь работники, которые обращаются за пособием, обязаны будут представить не только больничный лист, но и указанную справку от бывших работодателей.
Отдельно оговорены случаи, когда застрахованное лицо не имеет возможности представить справку: например, организация ликвидирована.
Тогда по заявлению работника работодатель должен направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о представлении сведений о заработной плате застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений персонифицированного учета. Формы заявления и запроса, а также порядок получения сведений будут утверждены Минздравсоцразвития.
При отсутствии у сотрудника на день обращения за пособиями справки о сумме заработка выплата будет рассчитываться исходя из сведений и документов, имеющихся у работодателя или страховщика. После того как справка будет представлена, пособие подлежит перерасчету за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления указанного документа.
Это важно. Форма и порядок выдачи справки должны быть утверждены Минздравсоцразвития. Бухгалтерам стоит подготовиться к тому, что к ним за этим документом обратятся сотрудники, которые уволились в 2009 и 2010 годах.
Правила оплаты "переходящих" пособий
Как уже было сказано, работодателей обязали выдавать в 2011 году справки бывшим работникам за 2009-2010 годы. При этом установлены определенные правила для расчета среднего заработка, который нужно будет указывать в документе.
Так как Закон N 212-ФЗ вступил в силу с 2010 года, база по страховым взносам в ФСС определяется по правилам этого закона только начиная с указанного периода. Поэтому у организаций на общей системе налогообложения могут возникнуть сложности при определении суммы среднего заработка за 2009 год. Компаниям на спецрежимах придется еще сложнее. У них возникнут вопросы по суммам за два года - 2009-2010.
Для того чтобы разрешить потенциальные сложности, Закон N 343-ФЗ предусмотрел специальные правила. Во-первых, за период до 1 января 2010 года, а для лиц, которые трудятся у страхователей, применяющих спецрежимы, - за период до 1 января 2011 года, в средний заработок для исчисления пособий нужно будет включать все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начисляются страховые взносы в ФСС согласно Закону N 212-ФЗ. При этом средний заработок ограничен предельной величиной базы для страховых взносов, установленной на 2010 год (415 000 руб.).
Во-вторых, прописан порядок выплаты "переходящих" пособий, то есть по тем страховым случаям, которые наступили в 2010 году и продолжатся в 2011 году. Такие пособия подлежат пересчету. По результатам перерасчета нужно сравнить две суммы. Если пособие, рассчитанное по новым правилам, окажется больше, то нужно выплачивать его. В обратном случае - продолжать выплачивать работнику сумму, определенную по прежним правилам.
Взносы на травматизм
Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 348-ФЗ уточняет объект начисления взносов на травматизм, а также перечень сумм, которые такими взносами не облагаются.
Теперь объектом обложения взносами на травматизм признаются выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые работодателем в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (ст. 20.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ). Получается, что объект для начисления взносов на травматизм будет аналогичен объекту для начисления взносов, предусмотренных Законом N 212-ФЗ.
Выплаты, которые не включаются в базу для начисления взносов, практически идентичны с аналогичным списком, приведенным в статье 9 Закона N 212-ФЗ (ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ).
Е. Антипова,
налоговый консультант
"Практическая бухгалтерия", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.