Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, указал, о том же литовском и о черкасском делах учинить собор; а на соборе быть Великому Государю Святейшему Никону, Патриарху Московскому и всея Руси, и митрополитам, и архиепископам, и епископу, и черным властям, и боярам, и окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и дворянам, и детям боярским из городов, и гостям, и торговым и всяких чинов людям, и указал Государь им объявить, Литовского Короля и Панов Рад прежние и нынешние неправды, что с их стороны делаются к нарушению вечного докончания, а от Короля и от Панов Рад исправленья в том не бывало, и чтоб те их неправды, его Государевым Московского Государства всяких чинов людям были ведомы, также и Запорожского гетмана Богдана Хмельницкого присылки объявить, что они бьют челом под Государеву высокую руку в подданство, и что ныне Король и Паны Рада при Государевых великих послах, по договору, исправления не учинили и отпустили их без дела. И Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, пришед от праздника от Покрова Пресвятой Богородицы за крестами, и быв в соборной церкви, для собора был в Грановитой палате, а на соборе были: Великий Государь, Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Руси, Митрополит Крутицкий Селивестр, Митрополит Сербский Михайло, архимандриты и игумены, со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне из городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен и дворцовых слобод торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси указу, о неправдах Яна Казимира Короля Польского и Панов Рад, и о челобитье Государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского, чтено всем вслух: "в докончальных грамотах, блаженные памяти, великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руссии Самодержца, и Владислава Короля Польского и Великого Князя Литовского написано: быть им обоим Великим Государям меж себя, и их Государским детям, и наследникам, в братской дружбе и в любви и в соединении; а Великого Государя нашего, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и его Государевых детей, и наследников, Владиславу Королю и впредь будущим Королям Польским и Великим Князьям Литовским, и Панам Раде и всей Речи Посполитой, во всяких письмах описывать и именовать, по Его Государскому достоинству и по вечному докончанию, Великим Государем Царем и Великим Князем, всея Руси Самодержцем, с полными его Государскими титлами, по Его Государскому достоинству, и как он Великий Государь сам себя описует, по докончальной грамоте, отныне и до века и вперед неподвижно, безо всякого применения; а Владиславу Королю Польскому и Великому Князю Литовскому и вперед будущим Королям Польским и Великим Князьям Литовским, писатись по прежним обычаям, с полными ж их титлами, по докончальной грамоте; а к Московскому Государству, Владиславу Королю Польскому и Великому Князю Литовскому, и его братьям, и детям, и внучатам причитанья ни в чем не иметь, и Царем и Великим Князем всея Руси, и титлами Московского Государства не писаться и не именоваться. И то вечное докончанье с обеих сторон сперва великие послы, а после того и сами обои Великие Государи, своими Государскими душами, крестным целованием закрепили, и грамотами и печатями утвердили, что меж ними обоими Великими Государями тому вечному утверждению быть на веки непременно. И со стороны Владислава Короля Польского и Великого Князя Литовского, при нем Владиславе Короле вечное докончание нарушено: блаженной памяти, Великого Государя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и сына его Государева, Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, в Королевских во многих грамотах и порубежных городов Воевод и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцев в Государевы порубежные города к воеводам, в листах их именования и титлы писаны не по вечному докончанию, со многим применением; а иные злодеи во многих листах писали с великим бесчестьем и с укоризной, а Королевское именование писали Царским именованием, и многих Государств Государем и обладателем. И о тех Королевских многих неправдах, посыланы от них Государей, в Польшу и в Литву, к Владиславу Королю Польскому и Великому Князю Литовскому, их Государевы великие послы и посланники, а велено им, будучи у Короля на посольстве и с Паны Рады в ответах о Государеве чести говорить, и подлинные прописные листы казать, и списки с них дать, и на тех людей казни и наказанья просить. И в 148 году писал к Государю, Владислав Король в грамотах своих: которые люди, за его королевским заказом, учнут Государево именованье и титло писать не по их Государскому утверженью, и те будут казнены; а которые писали неостерегательно, и тех с сейма однолично велит казнить, и впредь того отнюдь не будет. А в ответном письме Панов Рад, каково дали во 153 году Государевым великим послам, боярину Князю Алексею Михайловичу Львову с товарищами, написано, что Королю покамест право не ставало, потамест каранья чинить было не мочно; а ныне за те проступки, после права постановленного, Король на сейм позвать велел и казнь по проступке их, против права их, подлинно учинена будет. И по тем Королевским грамотам, и по ответным письмам и по договорам Панов Рад, при Владиславе Короле исправленья никакого не бывало; а при нынешнем Яне Казимире, Короле Польском, учало быть и пуще прежнего: блаженной памяти про Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси Самодержца, и про деда его Государя, блаженной памяти, про Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси, также и про Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, в книгах их напечатаны злые бесчестья, и укоризны, и хулы, чего не токмо Великим Государям Христианским, Помазанникам Божиим, и простому человеку слышать и терпеть невозможно и помыслить страшно. Также и Московского Государства про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многие бесчестья и злые укоризны, чего ни в которых Государствах, не токмо за вечным докончанием, и в разврате того не бывает; а Владислав Король написан обранным Великим Князем Московским, мимо вечного докончания. И в прошлом во 158 году, по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси указу, посыланы в Польшу и в Литву, к Яну Казимиру Королю, его Государевы великие и полномочные послы, боярин и оружейничий и наместник Нижнего Новгорода Григорий Гаврилович Пушкин с товарищами, и велено им о тех Королевских и Панов Рад многих неправдах, говорить накрепко и за Государскую честь, по посольским договорам, на виноватых просить казни смертные; и по Королевскому указу, Паны Рада, тем Государевым великим послам дали договор, за руками своими и за печатями, что тех всех, про Государево именование и титла, обвиненных людей, которые в росписи от них великих послов, им Панам Раде написаны, в Варшаве на Сейме, по правам коронным и Литовским, и против Сеймового уложения, конституции 1637 года, судить, и по проступке их осудя, и смертью, кто будет достоин, казнить при Государевых послах или при посланниках. А в конституции 1637 года написано: а на таковых, которые бы дерзали писать, или титлы умалять, или отменять пенам пердуеллионис закладаем, а по-русски то слово: смертная, неотпущательная казнь и отлучение имения. И по Государеву указу, а по Королевской присылке, посыланы к Королю на Сейм с прописными листами, посланники, Афанасий Прончищев, да дьяк Алмаз Иванов, и будучи они у Короля и у Панов Рад в ответах о Государевой чести говорили, и на виноватых, по договору и по конституции, казни просили, и стояли о том крепко; и Король и Паны Рада на том Сейме, при Государевых посланниках, не токмо что по договору исправления не учинили, и многих винных людей к суду не поставили, и правды ни в чем не показали. И после того присылал к Государю, Ян Казимир Король посланников своих, Альбрехта Пецлавского, да Хриштопа Униховского, а с ними присылал с Сейма на тех подданных своих, за Государеву честь обвиненных людей, с декретом, и в том декрете к прямому исправлению ничего не написано, и многие винные люди от вин своих учинены свободными не по делу; а на которых обычных немногих людей и вина положена, и про тех в том же декрете написано, где они, живы ли, или померли, про то им самим неведомо. И по Государеву указу, тот декрет у них посланников, за такими явными неправдами не принять, а сказано им, и в ответном письме написано, что для совершения тех дел, пошлет Государь к Яну Казимиру Королю своих Государевых великих послов. И в прошлом в 161 году посыланы к нему Яну Казимиру Королю, Государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник Великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарищами, чтоб Ян Казимир Король, памятуя вечное докончание и посольские договоры, Сеймовые свои уложения, конституцию, велел в тех вышеименованных делах, исправление учинить пристойное. И те Государевы великие послы, будучи в ответе, о Государеве чести, об исправлении на обвиненных людей по договору, Панам Раде говорили и стояли о том всякими мерами и Ян Казимир Король в том деле никакого исправления не учинил, а Паны Рада в ответах то дело, что они великие послы говорили о чести, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и сына его Государева, Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, называли малым делом, и те Государевы великие послы им Панам Раде о том выговаривали, что они Паны Рада то начальное и главное дело, Государскую честь, ставят ни во что и называют малым делом, не боясь Бога, и не памятуя вечного докончания, и тем Великих Государей наших, блаженной памяти Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и сына его Великого Государя нашего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, обесчестили. И Паны Рада говорили и указывали на прежний свой неправедный суд и декрет, что они о том деле, об их Государской чести, мимо прежнего суда и декрета, инако судить и переделывать не будут, и отказали в том впрямь. А которые листы писаны после того их суда и декрета, и про те листы Паны Рада сказали, что они тех людей, от кого те листы писаны, судить учнут также, как и за прежние прописки, и к тем словам смеялись, а справедливости в том деле никакие не учинили и поставили такое великое дело ни во что. Да он же Ян Казимир Король, забыв вечное докончание, умышляя над Московским Государством злые неприятельские замыслы, ссылался с общим христианским неприятелем, с Крымским ханом, почасту и всякими вымыслами умышлял, чтоб сообща Московское Государство воевать и разорить; да он же Ян Казимир через свои государства пропустил к Свейской Королеве Христине общего христианского неприятеля, Крымского хана посла, для ссоры и войны; а преж сего того, чтоб Крымским послам через Польшу и Литву в Свею ходить, ни коли не бывало. Да с его ж Королевской стороны учали быть в порубежных местах задоры большие. Приходя в Государеву сторону, их польские и литовские люди Государевых порубежных городов дворян и детей боярских поместья и вотчины разоряют, и людей их и крестьян грабят и мучат разными муками, и за рубеж вывозят сильно, и всякие злости им чинят, а урядники их, по письму Государевых порубежных Воевод, расправы в том не чинят. И по тем по всем мерам многие неправды учинились к нарушению вечного докончания с Королевской стороны; а с Государевой стороны вечное докончание во всяких мерах и по ся места сдержано крепко и нерушимо. Да в прошлых годах присылал к Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, Запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское посланников своих многажды, что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона и на Святые Божий восточные Церкви восстали, и гонение учинили большое, и их Запорожских черкес от истинной, православной Христианской веры, в которой они издавна живут, учали отлучать и неволить к своей Римской вере, и церкви Божий запечатали, а в иных учинили Унию, и всякие над ними гонения и поругания и злости нехристианские чинили, чего они и над еретиками и над жидами не чинят. И они черкесы, не хотя благочестивые Христианские веры отбыть и Святых Божиих церквей в разорении видеть, и видя себя в таком злом гонении, поневоле призвав к себе в помощь Крымского хана с ордою, учали за православную Христианскую веру и за Святые Божий церкви против их стоять; а у Царского Величества милости просят, чтоб Он Великий, Христианский Государь, жалея благочестивые, православные, Христианские веры и Святых Божиих церквей и их православных христиан невинные крови пролития, умилосердился над ними, велел их принять под свою, Царского Величества, высокую руку, и учинил им на гонителей Христианской веры и Святых Божиих церквей, на поляков, помочь и послал войска свои. А в прошлом в 161 году присылал к Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, Запорожский гетман Богдан Хмельницкий посланников своих дважды, что с Королевской стороны по договорам, на чем с ними Запорожскими черкесами мирились, не исполнено, и церкви Божий, которые в договоре написаны были отдать, из Унии не отдали; а которые немногие и отданы были, и те оброчены опять под Унию.
И хотя православную Христианскую веру искоренить и Святые Божий церкви до конца разорить, войска на них корунные и литовские собрали, и многие города и места и в тех городах и местах Святые Божий церкви осквернили, и обругали, и разорили, и православных христиан духовного и мирского чина многих невинно замучили, злыми различными муками, и всякое злое поругание чинили, о чем и слышать жалостно. И они у Царского Величества Запорожские черкесы милости просят, со многим слезным челобитьем, чтоб Он, Великий Государь, православной Христианской веры искоренить и Святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал, и над ними умилосердился, велел гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское принять под свою Государеву высокую руку; а будет Государь их не пожалует, под свою Государеву высокую руку принять не изволит, и Великий бы Государь, Его Царское Величество, для православной Христианской веры и Святых Божиих церквей, в них вступился, велел их помирить через своих Государевых великих послов, чтоб им тот мир был надежен; а собой они с поляками мириться отнюдь не хотят, потому что поляки в правде своей не стоят. И по Государеву указу, а по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского, Его Государевым великим послам, боярину и наместнику Великопермскому, князю Борису Александровичу Репнину-Оболенскому с товарищами, о том мире и о посредстве Королю и Панам Раде говорить велено. И по Государеву указу, Его Государевы великие послы, боярин Князь Борис Александрович с товарищами, в ответах Панам Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада то междуусобье успокоили и с черкесами помирились, и православную Христианскую веру Греческого закона не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили бы мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под Унию, и те б церкви отдали им назад; и будет Король и Паны Рада то учинят, что с Запорожскими черкесами помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божий отдадут им по-прежнему, и Великий Государь, Его Царское Величество, для православной Христианской веры и Святых Божиих церквей, брату своему, Королевскому Величеству, такую поступку учинит тем людям, которые в его Государском именовании в прописке объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимир Король и Паны Рада и то дело поставили ни во что ж, и в миру с черкесами отказали, и хотя православную Христианскую веру искоренить и церкви Божий разорить, пошли на них войной при них же великих послах. Да как у Короля и у Панов Рад в прошлом во 161 году Сейм был в Бресте Литовском, и у них на Сейме приговорено впрямь, что им православных христиан Греческого закона, которые живут в Коруне Польской и в Великом Княжестве Литовском, побить и церкви Божий разорить, чтоб вера Греческого закона искоренилась. И Государевы великие послы, видя их многое упорство, говорили им с большим вычетом в палате и к каретам идучи во все люди вслух, что Великий Государь, Его Царское Величество, для православных Христианской веры и Святых Божиих церквей, хотя их междоусобье успокоить, тем людям, которые за их Государскую честь достойны были смерти, вины их хотел им отдать; и коли он Ян Казимир Король и они Паны Рада то поставили ни во что, и их в чем исправления не учинили, и Великий Государь его Царское Величество, такого их злого бесчестья и многого, по вечному докончанию, неисправления больше того терпеть им не будет, и послов своих и посланников о том к ним вперед посылать же учнет, а велит о тех их неправдах и о нарушении вечного докончания писать во все окрестные Государства, к Великим Государям христианским и басурманским; а за православную Христианскую веру и за Святые Божий церкви и за свою Государскую достойную честь стоять будет, сколько милосердый Бог помочи подаст. И Паны Рада ни на какую веру не сошли ж и сходства не показали, и исправления ни в чем не учинили, и во всем отказали, и тех Государевых великих послов отпустили без дела. А как Ян Казимир Король обран на Королевстве и на короновании присягал, и в присяге его написано, меж иных дел, что ему меж разнствующими в вере Христианской остерегать и защищать и никакими мерами для веры самому не теснить и никого на то не попущать; а будет он тое своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными, и разрешения о той клятве своей ни у кого просить не будет и не примет. А ныне писал к Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, Запорожский гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское с посланцем своим с Лаврином Капустой, что Король с войсками своими на Украину идет, и они не хотя монастырей и церквей Божиих и христиан в мучительство выдать, бьют челом, чтоб Государь его пожаловал, войска свои вскоре послать к ним велел. А будет он, Великий Государь, и ныне над ними православными христианами не сжалится, как они у его Государя с плачем милости просят, а иноверцы те их нечто разорят и под себя подобьют, то они волю их чинить по нужде будут. А Запорожский посланец Лаврин Капуста говорил: приказывал де с ним гетман Богдан Хмельницкий, а велел Государю бить челом, чтоб Государь велел прислать в Киев и в иные города своих Государевых воевод, а с ними ратных людей, хотя с 3 тысячами человек, и то для тех же Государевых воевод, а у гетмана де людей много; да к нему ж де хотел быть Крымский хан с ордой, а иные татары уж и пришли, и стоят под Белой Церковью; да к гетману ж де присылал Турский Султан в обоз в Борки посланца своего, зовучи его к себе в подданство, и гетман де ему в том отказал, а надеется на Государеву милость; а будет Государь его и не пожалует, принять не велит, и он в том учнет свидетельствоваться Богом, что он о том у него Государя милости просил много, а он Государь его не пожаловал, а с Королем де у них мира отнюдь не будет, а учнут против его стоять. Да в вестях объявилось, что люди их черкесские с польскими людьми в подъездах дважды сходились и бились, и им де посчастливилось и много языков, поляков поймали; а литовский де гетман Радивил говорил: "будет они с войском Запорожским ничего не учинят, и они тотчас с ними помирятся и пойдут на Государеву землю войною". И выслушав, бояре приговорили: за честь, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси и за честь сына его Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, стоять и против Польского Короля война весть, а терпеть больше того нельзя, потому, что многие годы в королевских грамотах и в порубежных листах писали их Государские именования и титлы, мимо вечного докончания и посольского договора, со многою пропискою; а по посольским договорам, и по ответным письмам, и по своей сеймовой конституции во многие годы исправления не учинили; и видя королевские подданные такое неисправление и злым людям за вины их неумство, от того не престали, из порубежных городов капитаны их и наместники в Государевы порубежные города к воеводам во всех годах Государево именование и титло писали с пропискою, и при Государевых послах, при боярине князе Борисе Александровиче Репнине с товарищами, исправления не учинили и называли то дело, Государскую честь, малым делом, и смеясь, и поставили ни во что, и отпустили Государевых послов без дела, и тем они вечное докончание нарушили. А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси, изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и землями принять под свою Государскую высокую руку, для православных Христианской веры и святых Божиих церквей, потому что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру и на святые Божий церкви восстали и хотят их искоренить, и для того, что они гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское присылали к Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси, бить челом многажды, чтоб он, Великий Государь, православной Христианской веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дал, и над ними умилосердился, велел их принять под свою Государскую высокую руку; а будет Государь их не пожалует, под свою Государскую высокую руку принять не изволит, и Великий бы Государь, для православных Христианской веры и святых Божиих церквей, в них вступился, велел их помирить через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по Государеву указу, а по их челобитью, Государевы великие послы в ответах Панам Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада междоусобье успокоили, и с черкесами помирились, и православную Христианскую веру не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору; а Великий Государь, Его Царское Величество, для православных Христианской веры, Яну Казимиру Королю такую поступку учинит, тем людям, которые в Его Государском именовании в прописках объявились, те их вины велит им отдать; и Ян Казимир Король и Паны Рада и то дело поставили ни во что, и в миру с черкесами отказали. Да и потому доведется их принять: в присяге Яна Казимира Короля написано, что ему в вере Христианской остерегать и защищать, и ни какими мерами для веры самому не теснить и никого на то не попущать; а будет он той своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинит свободными. И он Ян Казимир той своей присяги не сдержал и на православную Христианскую веру Греческого закона восстал и церкви Божий многие разорил, а в иных Унию учинил, и чтоб их не отпустить в подданство Турскому Султану, или Крымскому хану, потому что они стали ныне присягой Королевскою вольные люди. И потому по всему приговорили гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами и с землями принять. А стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне ж, и дети боярские из городов, и головы стрелецкие, и гости, и гостиные и суконные сотни черных сотен и дворцовых слобод тяглые люди и стрельцы о Государской чести и о приеме гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского допрашиваны ж по чинам порознь. И они говорили то ж, что за честь, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси, и за честь сына его Государева, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, стоять и против Литовского Короля войну вести. А они служилые люди за их Государскую честь учнут с Литовским Королем биться, не щадя голов своих, и рады помереть за их Государскую честь, а торговые всяких чинов люди вспоможением и за их Государскую честь, головами ж своими рады помереть; а гетмана Богдана Хмельницкого, для православных Христианской веры и святых Божиих церквей, пожаловал бы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси, по их челобитью, велел их принять под свою Государскую высокую руку.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление собора, бывшего в присутствии Государя Царя Алексея Михайловича из духовных и светских чинов, касательно объявления войны Польскому Королю Яну Казимиру, за нарушение им мирных между Государствами постановлений, и о принятии гетмана Богдана Хмельницкого с войском Запорожским под защиту Российской державы от 1 октября 1653 г.
Извлечение из книги Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича (составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.). - "Зерцало", 2011 г.