Божиею милостью, Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой России Самодержцу, Богдан Хмельницкий, гетман войска Запорожского, со всем войском Запорожским, до лица земли челом бьем. Жители града Киева по премногу обрадовались о сем, что места святые преподобных отцов наших Печерских, и той самый их богохранимый город Киев, тяжкое иго работы Короля Польского с себя сложивши, под крепкую и высокую руку благочестивого Государя, Твоего Царского Величества, поддались и в премногую милость Государскую, Твоего Царского Величества, себя отдали, про что Богу милостивому велико благодаривше, и Тебе, Великому Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, челом бьют, радующееся вельми о сем, что Твое Царское Величество правами пожаловать рачил нас и мир Христианский; и ныне отпускают посланцев своих, граждан своих Киевских к пресветлому лицу Твоего Царского Величества с молением, дабы их Твое Царское Величество пожаловать рачил милостиво, и права и привилии и вольности их древние, с веком им от благочестивых Княжат и панов Российских и от Королев Польских данные, утвердить и при всех тех судах и вольностях права Магдебургского оставить, как и сперва за Короля Польского мели. О что и мы Богдан Хмельницкий, гетман войска Запорожского и все Твоего Царского Величества войско Запорожское Тебя Великого Государя Нашего, Твое Царское Величество_ и за ними ходатайствуем и просим, рачь Твое Царское Величество в том всем их пожаловать милости выми щедротами своими, чтобы_ ные города и граждане и мир весь Христианский с того утешался и к.... Великому Государю Нашему, к Твоему Царскому Величеству прибегал, и подражал и верне служил, и приял и сякогодобра хотел; при сем дабы многолетствовал и благополучно действовал, и на всех неприятелей своих, как на львов, василисков и аспидов Твое Царское Величество наступовал и попирал их, Господа Бога молим. С Чигирина 25 Апреля, року Божого 1654.
Божией милостью, Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой России Самодержец, пожаловали есмя предков Наших Великих Князей Российских и Нашего Царского Величества отчины, Малой России подданных Наших, города Киева мещан, что в прошлых годах и в нынешнем во сто шестьдесят втором году присылали к Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству Богдан Хмельницкий, гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское и вся Мала Русь бить челом, что Паны Рада и вся Речь Посполитая на православную Христианскую веру Греческого закона и на святые Божий восточные церкви восстали и гонение учинили большое, и от истинной православной Христианской веры учали их отлучать и неволить к своей Римской вере, и в иных местах в Коруне и Литве благочестивые церкви печатали, а в иных учинили Унию, и всякие над ними гонения и поругания и злости нехристианские чинили, и помирясь с ними сперва под Зборовом, а после под Белой Церковью на правде своей не устояли, и церкви Божий, которые в договоре написаны были отдать из Унии, не отдали; а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под Унию. И хотя православную Христианскую веру искоренить и святые Божий церкви до конца разорить, войска свои на них собрали, и многие города и места, и в тех городах и местах святые Божий церкви осквернили, и обругали, и разорили, православных Христиан духовного и мирского чина и многих невинно замучили, и всякое злое поругание чинили, чего и над погаными басурманами и над жидами не делают; и они гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское, не хотя благочестивые Христианские веры отбыть и святых Божиих церквей в разорении видеть, поневоле призвав к себе на помощь Крымского хана с ордой, учали за православную Христианскую веру и за святые Божий церкви против их стоять; а Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству были челом и милости просили, чтоб Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, православных Христианской веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям и клятвопреступникам не дали, и велели б его гетмана, и все войско Запорожское, и всю Малую Русь принять под Нашу, Царского Величества, высокую руку с городами и с землями, чтоб им от того гонения у Турского султана и у Крымского хана в подданстве не учиниться, а они Нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству служить и за Наше Государское здоровье против всякого неприятеля стоять будут во веки, и под Нашу Царского Величества высокую руку Богдан Хмельницкий, гетман войска Запорожского и все войско Запорожское и вся Малая Русь в подданство не приняты, по нынешний сто шестьдесят второй год, для того, что в прошлом во сто четыредесят втором году, отец Наш, блаженной памяти, Великий Государь, Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец и многих Государств Государь и Обладатель, с Владиславом Королем Польским и Великим Князем Литовским учинили вечное докончание на том: быть им обоим Великим Государям меж себя, и Их Государским детям и внучатам, и впредь будучим Государям в братской дружбе и в любви и в соединении, и отца Нашего, блаженной памяти, Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, Его Царское Величество и Его Государских детей, и наследников Владиславу Королю, и Его Королевского Величества детям и наследникам, и впредь будучим Королям Польским и Великим князьям Литовским, и Панам Раде, и всей Речи Посполитой, и всяких чинов людям во всяких письмах описывать и именовать, по Его Государскому достоинству и по вечному докончанию, Великим Государем Царем и Великим Князем, всея Руси Самодержцем, с полными Его Государскими титлами, как Он Великий Государь сам себя описует, по докончальной грамоте отныне и до века и впредь неподвижно безо всякого применения; и то вечное докончание с обеих сторон, сперва великие послы, а после того и сами обои Великие Государи своими Государскими душами крестным целованием закрепили и грамотами и печатями утвердили, что меж ними обоими Великими Государями тому вечному утвержденью быть на веки непременну. И со стороны Владислава Короля Польского и Великого Князя Литовского, при нем Владиславе Короле вечное докончание нарушено, Отца Нашего, блаженной памяти, Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и Нас Великого Государя в его королевских во многих грамотах и порубежных городов воевод, и каштелянов, и старост, и капитанов, и державцев в Наши Царского Величества порубежные города к воеводам в листах их именования и титлы писаны не по вечному докончанию, со многим применением, а иные злодеи во многих листах писали с великим бесчестием и с укоризной, а королевское именование писали царским именованием и многих Государств Государем и Обладателем, мимо вечное докончание, и о тех королевских многих неправдах посыланы от Нас Великих Государей в Польшу и в Литву к Владиславу Королю Наши, Царского Величества великие послы и посланники многажды, и будучи у Короля на посольстве и с Паны Рады в ответах, о Нашей Государской чести говорили и прописные листы казали и списки с них дали, и на тех людей казни и наказания просили; и во сто четыредесят осьмом году писал к отцу Нашему, блаженной памяти, к Великому Государю, Царю и Великому Князю Михаилу Федоровичу, всея Руси Самодержцу, Владислав Король в грамотах своих: которые де люди, за его королевским заказом, учнут его Государское именование и титлу писать не по вечному утверждению, и те будут казнены; а которые писали неостерегательно, и тех с Сейма однолично велит казнить, а впредь того отнюдь не будет. А в ответном письме Панов Рад, каково дали в сто пятьдесят третьем году Нашим Царского Величества великим послам, боярину и наместнику Суздальскому князю Алексею Михайловичу Львову Ярославскому с товарищами, написано, что Королевскому Величеству покаместа права не ставало, потаместа каранья чинить было не мочно; а ныне за те проступки, после права постановленного, Король на Сейм позвать велел и казнь проступка их против права их подлинного учинена будет: и по тем королевским грамотам и по ответным письмам и по договорам Панов Рад, при Владиславе Короле исправления никакого не бывало, и откладывали то дело с Сейма на Сейм по многие годы, и тем чинили проволоку, мимо истинной правды и вечного докончания. А как после Владислава на Королевстве Польском и на Великом Княжестве Литовском учинился брат его, нынешний Ян Казимир Король, и при нем не токмо что в прежних неправдах исправление учинено, но учало быть и пуще прежнего: по Его Королевскому указу и по повелению Панов Рад, печатаны в разных городах книги на польском и на латинском языках, и в тех книгах напечатано про отца Нашего, блаженной памяти, про Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всея Руси Самодержца, и про деда Нашего, блаженной памяти, про Великого Государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси, паки же и про Нас, Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, злые бесчестья и укоризны и хулы, не токмо Нам Великим Государям Христианским помазанникам Божиим, и простому человеку слышать и терпеть невозможно; также Наших Царского Величества про бояр и про всяких чинов людей напечатаны в тех книгах многие бесчестья и злые укоризны, чего ни в которых Государствах, не токмо за вечным докончанием, и в разврате того не бывает. И в прошлом сто пятьдесят осьмом году, по Нашему Царского Величества указу, посыланы от Нас Великого Государя в Польшу и в Литву к Яну Казимиру Королю Наши Царского Величества великие и полномочные послы боярин и оружейничий и наместник Нижнего Новагорода Григорий Гаврилович Пушкин с товарищами, о тех королевских и Панов Рад многих неправдах говорить за Нашу Государскую честь, по посольским договорам на виноватых просить казни смертные, и по королевскому указу Паны Рада тем Нашим Царского Величества великим послам дали договор за руками своими и за печатями, что тех всех, про Нашу Царского Величества честь, обвиненных людей, которые в росписи от них великих послов им Панам Раде поданы на Сейм позвать и на Сейме против конституции тысяча шестьсот тридцать седьмого года осудя и по проступке и смертью, кто будет достоин, казнить, при Наших Царского Величества послах, или посланниках, которым Мы, Великий Государь, для обличения виноватых, с прописными листами пришлем. А в конституции тысяча шестьсот тридцать седьмом году напечатано, что на таких людей, которые учнут Наши Царского Величества титлы убавливать, или переменять, положено право латинским языком пенам пердуеллионис, то есть на тех винных смертная неотпущательная казнь и отлучение имения, и после того во сто шестьдесятом году, по Нашему Царского Величества указу и по присылке Яна Казимира Короля, посланы к нему Яну Казимиру Королю на Сейм с прописными листами Наши, Царского Величества, посланники, и будучи они у Короля и у Панов Рад в ответах, о Нашей Государской чести говорили, и на виноватых по договору, и по конституции казни просили: и Ян Казимир Король и Паны Рада на том Сейме, при Наших Царского Величества посланниках, не токмо что по договору исправления чинили, но многих винных людей и к суду не поставили, и правды ни в чем не показали, и тех Наших Царского Величества посланников отпустили без дела. А после того присылать к Нам Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству Ян Казимир Король посланников своих, а с ними присылал из Сейма на тех подданных своих за Нашу Государскую честь обвиненных людей с декретом; а в том декрете, к прямому исправлению ничего не написано, и многие винные люди от вин своих, мимо всякой правды, учинены свободными; а на которых на худых людей от четырех сот винных только на двадцать человек и вина положена, и про тех в том же декрете таково беззазорно написано, где они живы ли, или померли, про то им и самим неведомо. Да Мы же, Великий Государь, Наше Царское Величество, исполняя вечное докончание, и ожидая с его королевской стороны исправления, в прошлом в сто шестьдесят первом году посылали к нему Яну Казимиру Королю Наших Царского Величества великих и полномочных послов, боярина и наместника Великопермского князя Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарищами, чтоб Ян Казимир Король, памятуя вечное докончание и посольские договора и Сеймовые свои уложения, конституцию велел в тех вышеименованных делах исправление учинить: и Ян Казимир Король в том деле правды никакие не показал, а Паны Рада в ответах Нашим Царского Величества великим послам говорили и называли то дело, что они говорили о Нашей Государской чести, малым делом и смеялись, и тем они отца Нашего, блаженной памяти Великого Государя, Его Царское Величество, и Нас, Великого Государя, Наше Царское Величество, обесчестили, и тех Наших Царского Величества великих и полномочных послов отпустили без дела. И по тем по многим королевского величества и Панов Рад неправдам учинено вечному докончанию нарушение с его Королевской стороны; а с Нашей Царского Величества стороны вечное докончание во всяких мерах сдержано крепко и нерушимо. А гетман войска Запорожского Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское и вся Малая Русь присылали к Нам, Великому Государю бить челом многажды, чтоб Нам, Великому Государю, православных Христианской веры искоренить и святых Божиих церквей разорить гонителям их и клятвопреступникам не дать, и над ними умилосердиться, велеть их принять под Нашу Царского Величества высокую руку; а будет Мы, Великий Государь, не пожалуем их и под Нашу Государскую высокую руку принять не изволим, и Нам бы Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, для православной Христианской веры и святых Божиих церквей в них вступиться, велеть их помирить, через Наших Царского Величества великих послов, чтоб им тот мир был надежен.
И по Нашему Царского Величества указу, и по челобитью гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского, Наши Царского Величества великие послы, боярин и наместник Великопермский князь Борис Александрович Репнин-Оболенский с товарищами о том мире и посредстве Королю и Паном Раде говорили, чтоб Король и Паны Рада то междоусобье успокоили, и с войском Запорожским и со всей Малой Русью помирились, и православную Христианскую веру Греческого закона не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под Унию, и те церкви отдали им назад. И будет король и Паны Рада то учинят, то с войском Запорожским и со всей Малой Русью помирятся, и в вере им вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божий отдадут им по-прежнему: и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, для православных Христианской веры и святых Божиих церквей королевскому величеству такую поступку учиним, тем людям, которые в Нашем Государском именовании в прописке объявились и достойны были смертные казни, и те их (вины) велим им отдать; да Наши ж Царского Величества великие послы говорили: как Ян Казимир Король обран на королевство, и на коронованье духовного и мирского чина людям присягал на том, что ему меж разнствующими в вере Христианской людьми остерегать и защищать, и никакими мерами для веры самому не теснить и никого на то не попущать; а будет он то в присяге своей не сдержит, и он подданных своих от всякой верности и послушания чинить свободными, и разрешения о той клятве своей ни у кого просить не будет и не примет, и в коронованье его то напечатано подлинно: и он Ян Казимир Король не токмо что православную Христианскую веру оберегал и защищал, но и гонение злое учинил, чего ни на которую еретическую веру не чинят, и потому по всему он клятву свою, на чем присягал, преступил, а подданных своих их православных христиан тем от подданства учинил свободными, и он Ян Казимир Король и Паны Рада то все поставили ни во что, и в мире и в посредстве Нашем Царского Величества великим и полномочным послам отказали, и хотя православную Христианскую веру искоренить и церкви Божий разорить, пошли на них войной при Наших Царского Величества великих послах. А как у Короля и у Панов Рад в прошлом в 161 году Сейм был в Бресте-Литовском, и у них на сейме приговорено, что им православных христиан Греческого закона, которые живут в Коруне Польской и в Великом княжестве Литовском, побить и церкви Божий разорить, чтоб вера Греческого закона искоренилась. И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, видя с королевской стороны многие неправды и вечному докончанию нарушенье, и на православную Христианскую веру, и на святые Божий церкви гонение, под Нашу Царского Величества высокую руку гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское и всю Малую Русь принять велели, и с городами и с землями в вечное подданство и гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское и вся Малая Русь веру Нам Великому Государю и Нашим Государским детям и наследникам учинили, что им быть под Нашей Царского Величества высокой рукой с городами и с землями в вечном подданстве. И мая в двадцать пятый день приезжали к нам Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, бить челом Нашей Царского Величества отчины города Киева подданные Наши войт Богдан Самковский, да бурмистр, да Райца с товарищами, чтобы нам Великому Государю их подданных наших пожаловать, права их и привилии, которые им даны от королей польских, подтвердить и Нашими Государскими грамотами укрепить: и Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, подданных Наших города Киева мещан пожаловали, велели им быть под Нашей Царского Величества высокой рукой по прежним правам и привилиям, каковы даны им от королей польских, и тех прав и привилиев ни в чем нарушивать не велели. А что в челобитьи их и в королевских привилиях написано, что киевляне купецкие люди, от пошлин, как ездят торговать сухим и водяным путем, увольнены; и Мы, Великий Государь, их пожаловали, поволили им в Наших Царского Величества черкасских городах торговать беспошлинно ж. А что в их же челобитье и в королевских привилиях написано, что склад всяких купецких и приезжих товаров дан к Киеву, и Мы, Великий Государь, их пожаловали, склад товаром велели быть к Киеву ж, против прежнего, а пошлину с товаров с приезжих гостей, а не с мещан киевских, указали Мы, Великий Государь, имать на Нас Великого Государя. А что по королевским же привилиям, с питья, с пива, и с меду, и с вина, и с горелки с полков съестных товаров, и с лавок, и с торга со всего, и с воскобойни, и пивоварни, с перевоза, что на Днепре, и с двора гостиного с весу, с тех со всех доходов киевские мещане давали по все годы воеводе Киевскому по три тысячи золотых польских, и Мы, Великий Государь, за те доходы, за которые наперед сего давали воеводе по три тысячи золотых, указали киевским мещанам давать в Нашу Царского Величества казну, ежегод беспереводно, а тем вышеименованным доходам по-прежнему быть на город Киев на Ратушу. Да по королевским привилиям, киевские ж мещане от службы ратной уволены, да они ж от вины, такоже и от заповеди, что воеводы киевские на городе имывали, за то, чтоб летом огня в домах в ночи не держали, увольнены ж, и в обоз им киевским мещанам не ходить, а в городе себя оберегать, а с огнем сидеть в вечеру и в ночь с береженьем, а что в королевских же привилиях написано, кто киевлян заочно кого оболжет, и тот оболганный сам оправдается и наказанию, или свободе оправдание сам собою учинит, Мы, Великий Государь, про таких винных указали сыскивать, по тому ж, войту и бурмистрам, и сыскав подлинно, тех винных людей и об них сыски отсылать к Нашим Царского Величества боярам и воеводам, которые, по Нашему Царского Величества указу, в Киеве будут, и Наши Царского Величества отчины города Киева подданным под Нашей Царского Величества высокой рукой быть, по сей Нашей Царского Величества жалованной грамоте, и по своим прежним правам и привилиям свободно безо всякой неволи, во всем по тому, как в сей Нашей Государской жалованной грамоте написано, и Нам, Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой Руссии самодержцу, и сыну Нашему, благоверному Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, и Нашим Государским Наследникам служить, и всякого добра хотеть и быть во всей Нашего Царского Величества воле и в послушании, а на Нашу Государскую милость во всем надежным безо всякого сомнения; а Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, учнем их держать в Нашем Царского Величества милостивом жаловании и в призрении. А что положили они войт Богдан Самковский с товарищами два привилия, один Яна Казимира Короля о правах их и о всяких вольностях на прежний привилий брата его Владислава Четвертого, Короля Польского и Великого Князя Литовского, в котором помянуты на права и их вольности привилий прежних королей польских, да привилий Владислава Короля, что в воинское время киевским мещанам в обоз не ходить, а в городе и в уезде себя оберегать, оба те привилия за королевскими руками и за печатями. И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество с тех королевских привилиев велели дать им списки за дьячею приписью, а те подлинные привилий велели оставить в Нашей Царского Величества казне. Дана сия Наша Государская грамота в Нашем царствующем граде Москве, лета от создания мира, семь тысяч сто шестьдесят второго, месяца Июля шестого надесять дня.
Грамота сия подтверждена Царем Алексеем Михайловичем в 7184 году Ноября 25 и Царем Федором Алексеевичем в 7184 году Января 18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Жалованная грамота городу Киеву, вследствие просительного листа к Государю Царю Алексею Михайловичу от Запорожского гетмана Богдана Хмельницкого от 16 июля 1654 г. "О подтверждении оному городу прежних прав его и вольностей"
Извлечение из книги Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича (составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.). - "Зерцало", 2011 г.