1. Которые освященного, или монашеского чина объявятся в церковных, или мирских татьбах, или в денежных делах, или в разбоях, или в убийствах, или в ведовствах, и пойманы и приведены будут в города к сыщикам, или сыщиком учинится ведомо от оговорных людей, или по извету, и сыщиком тотчас посылать и без заказчиков, и велеть имать; а для испытания, дать весть того города, в котором будет сыщик, заказчику священного чина, который учинен для тех дел от своего архиерея, а без заказчика духовного чина, не спрашивать.
2. А как заказчик в съезжую избу придет, и ему велеть сесть выше себя для того, что он духовного и освященного чина, и велеть ему того освященного или монашеского чина, который приведен, расспрашивать подлинно с великим испытанием, и приводить их к покаянию от Божественного писания, и сказывал бы в правду, не укрывая никого, а сыщику, тех освященного и монашеского чина, не расспрашивать.
3. А будет воры на кого станут говорить духовного ж, или монашеского чина, а они от тех мест, где сыщики будут, в дальних местах, и сыщиком, по той язычной молке по них посылать, и велеть их имать и приводить к себе, а дорогой вести с великим береженьем, и никакой налог им не чинить; а как приведены будут, и их велеть ставить перед заказчика, и расспрашивать и заказчику ж, и за пристава отдавать ему же кому он отдаст, или велит посадить в тюрьму, и для береженья давать стрельцов.
4. А будет они заказчику не повинятся: и сыщиком велеть приводить в съезжую избу для очных ставок товарищей их, которые были с ними на татьбах, или на разбоях, или в денежных, или в убийственных делах, или которые на них учнут говорить, и ему тех воров расспрашивать при заказчике, и заказчику говорить, чтоб тем освященного, или монашеского чина, с теми ворами давать очные ставки.
5. И будет они перед заказчиками и с очных ставок виниться не учнут, и товарищи их, которые приведены с ними, или которые на них говорят в расспросе, и с трех, или с четырех пыток не сговорят: и тех освященного или монашеского чина заказчиком, сковав, отсылать к архиереям, кто под чьею областью имеется, и писать заказчиком в отписках своих именно, да и сыщиком о том к архиереям писать же, а для провожания давать стрельцов.
6. И будет от архиереев к сыщикам, те освященного, или монашеского чина присланы будут, а в грамотах своих архиереи напишут, что они за их вины от священства отлучили, и прислали их к градскому суду: и сыщиком тех присланных принимать, и чинить им указ, по указу Великого Государя и по Уложению и по боярскому приговору, как и мирским людям, кто чего доведется, без заказчиков.
7. А будет на таких же воровствах пойманы и приведены будут поддьяконы, и поддьяки, и певчие: и их велеть расспрашивать, и в чем с ворами учинится спор, очные ставки давать заказчику же.
8. А будет на которых учнут языки говорить, а они будут при архиереях: и заказчикам и сыщикам о том писать к архиереям, а без их архиерейского ведома, и не описався с ними, сыщикам не имать.
9. А священнические и дьяконовские дети и пономари неосвященные, если в таких же воровствах объявятся, и тем по сыску чинить казни также, как и мирским людям, кто чего доведется, не описываясь с архиереями и без заказчика.
10. Будет кто на кого из священного, или монашеского чина какое воровство затеют, а после про то сыщется подлинно, что он то затеял: и тем, которые затеяли, учинить ту ж казнь, чего было священник, или монах довелся; а того священника, или монаха оболганного, отпустить с честью.
11. Также если с другой, или с третьей пытки воры, священного или монашеского чина, воровство сговорят, и тот священник, или монах от сыщика да свободится со всякой честью.
12. А которые священного чина и чернецы и черницы, держат за собой лавки и торги и иные промыслы и дворы многие, и пущают из наймов не токмо православных, но иностранных и иноверцев, и от того чинятся многие бесчинства: и сыщиком про таких сыскивать, а сыскав, сказывать заказчикам от священного чина, чтоб они тем людям, Великого Государя указ и Святейших Вселенских Кир Паисия, Папы и Патриарха великого града Александрии и судьи вселенского, Кир Макария, Патриарха Божия града Антиохия и всего Востока, Кир Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, правильное чиноположение сказывали, чтоб они лавок и многих дворов за собой не держали, и мирскими торговлями не промышляли, священницы б и дьяконы питались церковными доходами, а чернецы и черницы знали б свои монастыри; а сколько в городах за священническим и монашеским чином объявится лавок и иных таких торговых промыслов, и сыщикам о том отписать к Великому Государю.
13. Аще кто пойдет нощию во святилище, и приступить к Святому Престолу и крадет освященные вещи, да отсечется глава его; аще кто и в день от церкви крадет нечто ради убожества своего, да бьют его впервые до ста ударов, по рассуждению крадомых вещей; аще ж есть много крадомое, да будет осужден в ссылку; аще ли кто украдет нечто, ежели Богу неосвященно, а поставлено быть в церкви сохранения ради, таковой не святотатец именуется, но токмо тать.
Сия статья следует на уложенную 21 главы 14 статью*(1).
14. Аще которые разбойницы и убийцы и святотатцы и иные, по градскому суду осуждены будут к смерти, и прежде казни за день, или за два идет к осужденному и повинну сущу смерти священник, и исповедует со всяким испытанием прилежно, потом да причастит его пречистых тайн, и да пребудет с ними в тот день от искусных священников, и научит их, и возвестит им оная страшная судилища и бесконечные муки ж.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Здесь имеется в виду статья 14 главы XXI "О разбойных и татиных делех" Соборного уложения 1649 г., которая гласит: "А церковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их отдавати в церковныя татьбы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьи, учиненные благорассмотрением Царя и Великого Князя Алексея Михайловича по совету со Святейшими Паисием, Папою и Патриархом Александрийским, Макарием, Патриархом Антиохийским, Иоасафом, Патриархом Московским, и всея России, и со всем Освященным Собором от 22 января 1669 г. "О следствии, суде и наказании людей духовного чина, которые объявятся в церковных, или в мирских татъбах, разбоях, в делании фальшивой монеты и в убийствах"
Извлечение из книги Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича (составитель, автор предисловия и вступительных статей Томсинов В.А.). - "Зерцало", 2011 г.