Взносы в компенсационный фонд СРО и участие в госзаказе
Индивидуальные предприниматели или юридические лица вправе выполнять строительные работы только при условии, что стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта и т.п. сопоставима с размером взноса, который был сделан индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в компенсационный фонд СРО. Однако на практике данное положение фактически не работает.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в порядок формирования компенсационного фонда СРО. Ранее для всех организаций величина взноса в компенсационный фонд была фиксированной и составляла 1 млн. руб. для строителей и 500 тыс. руб. для проектировщиков и изыскателей, а при условии страхования ими гражданской ответственности - 300 тыс. руб. для строителей и 150 тыс. руб. для проектировщиков и изыскателей. В настоящее время в соответствии со ст. 55.16 Градостроительного кодекса (далее - ГСК РФ) предусмотрены дифференцированные взносы в компенсационный фонд для генеральных подрядчиков и генеральных проектировщиков в зависимости от суммы одного договора, с учетом того, что его стоимость не превышает планируемую цену подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
В конкурсной документации или документации об аукционе государственные или муниципальные заказчики устанавливают к участникам торгов требования с учетом изменений, внесенных в п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Но одновременно заказчики предъявляют и требования ч. 1.1 ст. 55.8 ГСК РФ, в соответствии с которой индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы лишь при условии, что их цена не превышает стоимости подготовки проектной документации или строительства, исходя из которой член саморегулируемой организации внес взнос в компенсационный фонд СРО.
Однако такой дифференцированный подход к установлению размера взноса в компенсационный фонд членом саморегулируемой организации в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624) в настоящее время не отражен. Таким образом, до внесения соответствующих изменений в Приказ N 624 при проведении торгов для государственных и муниципальных нужд участники размещения заказа могут предоставлять лишь допуски СРО, в которых не указана планируемая стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд СРО.
При этом согласно ч. 6 ст. 11 Закона N 94-ФЗ обязанность подтверждать соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным к лицам, выполняющим работы, являющиеся предметом торгов (ч. 1 ст. 11 Закона N 94-ФЗ), к которым относится требование ч. 1.1 ст. 55.8 ГСК РФ, может быть возложена заказчиком на самого участника размещения заказа. До внесения соответствующих изменений в перечень видов работ, утвержденный Приказом N 624, и форму свидетельства о допуске, утвержденную Приказом Ростехнадзора от 24.05.2010 N 411 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", подтвердить такое соответствие участник размещения заказа не сможет. К тому же заказчик в силу положений Закона N 94-ФЗ не имеет права требовать дополнительные, не предусмотренные законом документы и сведения (например, платежные поручения об уплате компенсационного взноса), а потому не может осуществить проверку соответствия участника размещения заказа новым требованиям.
В.Д. Заречный,
эксперт журнала
"Руководитель строительной организации"
"Руководитель строительной организации", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Руководитель строительной организации"
В журнале собраны рекомендации специалистов по кадровым, юридическим и экономическим вопросам управления строительной компанией; представлены материалы о состоянии, тенденциях и перспективах развития строительной отрасли, а также профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей строительных предприятий.
Основу материалов издания составляют статьи по актуальным для руководителей вопросам строительной отрасли:
- технические регламенты по строительству,
- строительные нормы и правила;
- производственные мощности и кадровые ресурсы строительной организации;
- организация материально-технического обеспечения строительных работ;
- порядок разработки и утверждения планов капитального строительства;
- основы планирования,
- стратегическое и оперативное планирование;
- бухучет и налогообложение в строительстве;
- порядок составления и согласования бизнес-планов производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности строительной организации.