Порядок изменения статуса бюджетного учреждения
С 1 января 2011 года вступает в силу множество новых положений, касающихся работы бюджетных учреждений. Среди них - Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений*(1). Посмотрим, какие перемены принесет он бюджетным учреждениям.
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и распоряжения Правительства РФ от 05.03.2010 N 296-р издано постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" (далее - Постановление N 539). Оно призвано:
- объединить в одном нормативном правовом акте нормы федерального законодательства по вопросам создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации и утверждения уставов федеральных государственных учреждений (ФГУ) всех типов;
- упростить процедуры создания, реорганизации, изменения типа, ликвидации ФГУ и утверждения (изменения) их уставов.
До вступления в силу Постановления N 539 федеральные бюджетные учреждения руководствовались постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений". Федеральные автономные учреждения - Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановлениями Правительства РФ от 24.12.2007 N 924 "Об утверждении Правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений" и от 28.05.2007 N 325 "Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения".
Что касается федеральных казенных учреждений, то следует учитывать, что со дня вступления в силу Закона N 83-ФЗ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения в сфере создания, деятельности, реорганизации и ликвидации государственных учреждений, устанавливающие права и обязанности их учредителей, основы управления такими учреждениями, применяются к казенным учреждениям постольку, поскольку они не противоречат указанному Закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации*(2).
В действующих нормативных правовых актах не урегулированы или с недостаточной степенью детализации урегулированы вопросы изменения типа и ликвидации ФГУ, утверждения и внесения изменений в их уставы. Постановление N 539 издано в целях упрощения данных процедур. Весьма важным представляется сосредоточение перечисленных вопросов в рамках одного документа и распространение общих требований на все случаи создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации ФГУ всех типов (казенных, бюджетных, автономных).
Упрощение процедуры создания связано с принятием большинства решений (за исключением случаев создания ФГУ путем учреждения, создания федеральных казенных учреждений путем изменения типа, а также реорганизации в форме разделения или выделения) в виде правовых актов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - в отношении ФГУ, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этому органу, а также федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство РФ, - в отношении ФГУ, находящихся в их ведении (далее - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности).
Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (далее - Порядок) призван решить указанные вопросы и устранить имеющиеся пробелы в нормативной базе.
Порядок состоит из 6 разделов:
II. Создание федерального учреждения.
III. Реорганизация федерального учреждения.
IV. Изменение типа федерального учреждения.
V. Ликвидация федерального учреждения.
VI. Утверждение устава федерального учреждения и внесение в него изменений.
В соответствии с Порядком решение о создании федерального учреждения должно приниматься Правительством РФ в форме распоряжения. В пункте 4 Порядка установлены требования к содержанию данного распоряжения. Проект распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности по согласованию с Минфином и Минэкономразвития России. Одновременно с проектом указанного распоряжения в Правительство РФ представляется пояснительная записка*(3). Решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения или выделения принимается в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для создания федерального учреждения*(4).
Решение о реорганизации в форме слияния или присоединения, об изменении типа (за исключением изменения типа в целях создания федерального казенного учреждения), а также ликвидации ФГУ должно приниматься соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности в форме правового акта*(5). Проект правового акта указанного федерального органа исполнительной власти о реорганизации, ликвидации или об изменении типа ФГУ подготавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующего федерального учреждения.
Одновременно с проектом правового акта федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, необходимо представить пояснительную записку. Требования к ее содержанию также зависят от вида действия (реорганизация, изменение типа, ликвидация), осуществляемого в отношении федерального учреждения*(6). Таким образом, в Порядке закреплены единые требования к составу и содержанию документов для учреждений разного типа.
Следует иметь в виду, что положения пунктов 15-17, 19, 20 Порядка распространяются только на изменение типа существующего ФГУ любого типа в целях создания федерального бюджетного или казенного учреждения.
Вопросы изменения типа существующего федерального учреждения в целях создания автономного учреждения урегулированы в пунктах 18 и 21 Порядка с учетом требований пунктов 2, 7 и 9 статьи 5 Закона N 174-ФЗ.
Раздел VI Порядка посвящен утверждению уставов ФГУ, внесению в них изменений, а также требованиям к их содержанию.
Так, устав федерального учреждения (а в случаях, предусмотренных законом, нормативными правовыми актами Президента или Правительства РФ, - положение о федеральном казенном учреждении), а также внесение изменений в указанные учредительные документы будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В заключение еще раз напомним - Постановление N 539 вступает в силу с 1 января 2011 года. Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, до 1 июня 2011 года необходимо привести уставы подведомственных им ФГУ в соответствие с требованиями Порядка.
Г.М. Федина,
заведующая отделом методического обеспечения бюджетного учета
Управления бюджетного учета и отчетности Министерства финансов Московской области
"В курсе правового дела", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539
*(2) ч. 10 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"
*(3) п. 6 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539
*(4) п. 9 Порядка
*(5) п. 10, 17, 18, 25 Порядка
*(6) п. 19, 22, 23, 26 Порядка
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"