Вперед в будущее, но с оглядкой на прошлое
Прежде чем начать с Нового года "новую жизнь", неплохо было бы оглянуться назад и провести ретроспективный анализ новелл законодательства. Рассмотрим, что изменилось в области гражданского права и регулирования корпоративных отношений.
Целый ряд отношений получил свою правовую основу в виде отдельных федеральных законов.
1. В нашем лексиконе появилось новое понятие - "медиация". С 1 января 2011 года вступает в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Этот Закон преследует несколько целей:
- создать в России правовые условия для применения альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора;
- содействовать развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота;
- гармонизировать социальные отношения*(1).
Процедура медиации может применяться для урегулирования следующих видов споров (при условии, что они не затрагивают и не могут затронуть публичные интересы либо права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в данной процедуре)*(2):
1) возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью;
2) возникающих из трудовых правоотношений (за исключением связанных с разрешением коллективных трудовых споров);
3) возникающих из семейных правоотношений;
4) возникающих из иных правоотношений, если это будет предусмотрено федеральными законами.
Помощником в реализации новой процедуры должен стать медиатор (медиаторы) - независимое физическое лицо (лица), привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора*(3). При этом важно, что стороны принимают решение в рамках медиации самостоятельно.
Как видим, цели благие, и попытки достичь их заслуживают всяческого одобрения. Однако, учитывая несовершенство действующего законодательства в сферах применения медиации, высокую конфликтность трудовых, семейных и предпринимательских отношений, низкий уровень правовых знаний и культуры в стране, прогнозировать популярность новой процедуры едва ли возможно.
2. Еще одной новацией 2010 года стал Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Его принятие означает признание на уровне законодательства тех отношений, которые давно уже существуют и широко распространены на рынке кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Суть Закона N 151-ФЗ выражается одним предложением: это регулирование отношений, связанных с осуществлением микрофинансовыми организациями микрофинансовой деятельности, в предоставлении микрозаймов.
Под микрозаймом понимается заем, предоставляемый на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей 1 млн. руб.*(4) Микрофинансовой организацией может быть юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества*(5). Как видно из определения, юридическое лицо, прежде чем стать микрофинансовой организацией, должно быть создано в одной из перечисленных организационно-правовых форм и пройти государственную регистрацию в установленном порядке*(6).
Очевидно, что Закон N 151-ФЗ направлен на расширение рынка услуг, связанных с предоставлением займов, кредитов на поддержание и стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Но усилия государства в микрофинансовой сфере могут не оправдать ожиданий, если не будут подкреплены доступными процентными ставками по займам и иными условиями, при которых занятие микрофинансовой деятельностью станет по-настоящему привлекательным для организаций.
3. Среди новых законов стоит обратить внимание и на Федеральный закон от 29.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Тема защиты от инсайдеров и необходимость принятия отдельного специального законодательного акта обсуждается достаточно давно, однако лишь в этом году наконец принят отдельный закон. Такая неторопливость законодателя объясняется специфичностью регулируемой сферы и сложностью создания эффективного механизма противодействия недобросовестным действиям инсайдеров.
От редакции: Подробнее о Законе N 224-ФЗ см. "В курсе правового дела", 2010, N 24, стр. 66.
4. Продолжая разговор о новеллах в законодательстве, нельзя не остановиться на Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Этот Закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций*(7).
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения*(8). Этот договор является публичным для единой теплоснабжающей организации. При этом существенные условия как договора теплоснабжения, так и договора оказания услуг по передаче тепловой энергии устанавливаются в утверждаемых Правительством РФ правилах организации теплоснабжения.
Закон N 190-ФЗ предусмотрел жесткие штрафные санкции для потребителей (для организаций всех форм собственности, включая бюджетные), которые не поспешили до начала отопительного сезона заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями. Бездоговорное потребление тепла может обернуться как отключением, так и взысканием убытков в 1,5-кратном размере стоимости полученной тепловой энергии, теплоносителя*(9).
5. Осенью 2010 года был внесен целый ряд изменений в различные законодательные акты, регулирующие права на результаты интеллектуальной деятельности. Их появление вызвано необходимостью борьбы с распространением контрафактной продукции.
Например, в соответствии с подпунктом 86 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей. Лицензию не надо получать лицам, обладающим правами на использование объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора и самостоятельно осуществляющим указанную деятельность. Поправки, внесенные Федеральным законом от 04.10.2010 N 269-ФЗ, ужесточили требования к лицам, которые желают получить лицензию на тиражирование аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых видах носителей. Теперь для получения лицензии указанным лицам необходимо подтверждение того, что используемое производственное оборудование принадлежит им на праве собственности*(10).
Кроме того, лицензия не выдается тем организациям, у которых ранее такая лицензия была аннулирована*(11).
Большой резонанс получили изменения в части IV ГК РФ*(12). Их цель - приведение норм российского законодательства в соответствие с нормами международного права. Так, в формулировку статьи 1273 ГК РФ, посвященной свободному использованию объектов авторского права, внесено на первый взгляд незначительное добавление: "Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения...". Если условие "исключительно в личных целях" является классическим и не вызывает вопросов, то добавление "при необходимости" дает простор для интерпретаций. Что такое эта "необходимость"? Кто и как ее будет определять? Очевидно, что неоднозначность новой нормы вызовет противоречивую правоприменительную практику и не сможет стать эффективным средством в борьбе с пиратством.
Кроме того, теперь изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, используемых для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений, обязаны выплачивать правообладателям вознаграждение (перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ). К чему это приведет? Естественно, к удорожанию аудио- и видеопродукции.
Процесс законотворчества непрерывен, и дополнительным стимулом для него стало послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В 2011 году на страницах журнала мы продолжим знакомить читателей с наиболее важными изменениями.
Д.Ю. Косихин,
руководитель юридического направления
экспертно-консультационного отдела компании ПРАВОВЕСТ
"В курсе правового дела", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
*(2) ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ
*(3) п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ
*(4) ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
*(5) ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ
*(6) п. 3 ст. 5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ
*(7) ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"
*(8) ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ
*(9) ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ
*(10) статья 17.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
*(11) п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ
*(12) Федеральный закон от 04.10.2010 N 259-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса РФ"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"