Завершаем 2010 год, готовимся к 2011-му
Последние дни уходящего года, окружающие в суете готовятся к череде наступающих праздников. Подарки, поздравления, открытки... Работникам бухгалтерии следует подумать и о том, как проводить уходящий 2010 бухгалтерский год и встретить наступающий 2011 бухгалтерский год.
Предновогодним бухгалтерским хлопотам и посвящена данная статья.
Завершаем 2010 год
Анализ состояния бухгалтерского учета
Независимо от применяемого режима налогообложения бухгалтерский учет является основой всего и может дать ответ на любой вопрос. Какие мероприятия в конце года необходимо провести, чтобы бухгалтерский учет соответствовал своему предназначению - отражал финансовое состояние организации?
Проверяем наличие первичных документов и правильность их заполнения. Именно этот процесс является важным и достаточно трудоемким. Ведь первичные документы - это основа учета. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ*(1) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При проверке наличия первичных документов следует уделить внимание и таким моментам, как форма документа и правильность его заполнения. Ведь согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же для какого-либо документа не предусмотрена унифицированная форма, следует проверить наличие обязательных реквизитов, которые также приведены в ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ:
а) наименование документа;
б) дата составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Кроме того, при проверке первичных документов следует уделить внимание и подписям: перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Обратите внимание! Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
Что касается исправления сведений, содержащихся в первичных документах, следует помнить, что внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений (п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ).
К сведению. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
На сегодняшний день практически все организации ведут бухгалтерский учет с использованием специализированных бухгалтерских программ. Соответствие сведений, отраженных в программе, реальным первичным документам также является одним из направлений проверки.
Инвентаризация. Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Среди случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, присутствует и проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Анализ состояния налогового учета
После того как проведен анализ состояния бухгалтерского учета, целесообразно проверить правильность отражения данных в налоговом учете.
К сведению. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313 НК РФ).
Аптекам, находящимся на общем режиме налогообложения, следует уделить внимание регистрам налогового учета по налогу на прибыль организаций - они должны быть разработаны организацией, заполнены и выведены на бумажный носитель (в порядке, предусмотренном учетной политикой организации).
Аптекам - плательщикам НДС следует внимательно подойти к заполнению книги покупок, книги продаж, а также к наличию и правильному заполнению счетов-фактур *(2).
Для аптек, применяющих УСНО, главным налоговым регистром является Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения*(3).
Анализ начислений в пользу физических лиц. Отдельным моментом в проведении мероприятий по завершению года можно выделить проведение анализа начислений в пользу физических лиц. Конечно же, и в этом случае основой всего будут данные бухгалтерского учета, однако информацию бухгалтерского учета необходимо модифицировать и переосмыслить, чтобы составить карточки по НДФЛ и страховым взносам. Напомним, что обязанность организации вести учет доходов физических лиц, полученных от этой организации, установлена нормой ст. 230 НК РФ, а форма такого учета утверждена Приказом МНС РФ от 31.10.2003 N БГ-3-04/583*(4).
Согласно нормам Федерального закона N 212-ФЗ*(5) плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты (п. 6 ст. 15). Форма такого учета не утверждена, поэтому каждая организация может разработать и применять свою собственную форму. Однако в самом начале 2010 года ПФР совместно с ФСС в связи с поступающими от плательщиков страховых взносов обращениями по вопросу исполнения обязанности, установленной ч. 6 ст. 15, ч. 4 ст. 8 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ, по ведению учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, а также в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета сочли возможным рекомендовать им осуществление ведения учета по карточке, прилагаемой к совместному Письму ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П. Аптечные учреждения, не желающие разрабатывать свою форму карточки, могли воспользоваться рекомендованной, оформив данное решение соответствующими организационно-распорядительными документами.
Проведение аудита в случаях, установленных законодательством. Федеральным законом N 307-ФЗ*(6) установлен перечень случаев, при которых проведение аудита является обязательным. Согласно ст. 5 данного закона к таким случаям относятся следующие:
- если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
- если объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ финансовые показатели могут быть снижены;
- иные случаи, установленные федеральными законами. Что касается данного пункта, то для аптек может быть актуальным п. 1 ст. 26 Федерального закона N 161-ФЗ*(7), согласно которому бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
К сведению. Обязательный аудит проводится ежегодно (ст. 5 Федерального закона N 307-ФЗ).
Готовимся к 2011 году
Внесение изменений в учетную политику. Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Определение учетной политики для бухгалтерского учета дано в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(8): под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий хозяйствования. Оно может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п. Во всех случаях изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Обратите внимание! Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ). В отличие от учетной политики по бухгалтерскому учету изменения в налоговые правила учета налогоплательщики могут вносить ежегодно.
Разработать и утвердить новую форму карточки учета доходов физических лиц. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 229-ФЗ*(9), обязанность по разработке карточек возложена на налоговых агентов, а не на Минфин, как прежде. Поэтому аптечным организациям в преддверии нового налогового периода следует разработать данную форму налогового учета и утвердить ее приказом по организации. При этом в законе оговаривается и перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать форма: формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.
Утвердить лимит остатка кассы. Согласно п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ*(10) в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых ему открыты соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
Обратите внимание! По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
Утвердить график отпусков. Обязанность утверждать график отпусков установлена ст. 123 ТК РФ: очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года.
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Унифицированная форма Т-7 "График отпусков" утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".
Подтвердить вид деятельности для ФСС. Согласно положениям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
- справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства);
- копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил указанные документы, исполнительный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Ю.А. Мельникова,
редактор журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) Формы книги покупок, книги продаж и счета-фактуры утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2 000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Постановление действует в редакции постановлений Правительства РФ от 15.03.2001 N 189, от 27.07.2002 N 575, от 16.02.2004 N 84, от 11.05.2006 N 283, от 26.05.2009 N 451.
*(3) Форма Книги учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н.
*(4) До утверждения Минфином формы, предусмотренной п. 1 ст. 230 НК РФ, налоговые агенты для учета доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, могут использовать самостоятельно разработанную форму или соответствующие разделы формы 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год", утвержденной данным документом (Письмо Минфина РФ от 21.01.2010 N 03-04-08/4-6).
*(5) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(6) Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
*(7) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
*(8) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н.
*(9) Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования".
*(10) Указания ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П. Действует в редакции Указаний ЦБ РФ от 22.01.1999 N 488-У, от 31.10.2002 N 1201-У.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"