Новый порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком
Поправки, которые Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ (далее - Федеральный закон N 343-ФЗ) вносит в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ), вступили в силу 01.01.2011. Изменения затронули порядок назначения и исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Отметим, что поправки не увеличили размер пособий, усложнили процедуру их назначения для тех работников, которые в течение расчетного периода работали у нескольких работодателей, а также лишили права на пособие тех работников, у которых начало временной нетрудоспособности приходится на период простоя.
Новшества Федерального закона N 343-ФЗ
Самым главным нововведением, действующим с 01.01.2011, является изменение расчетного периода. В средний заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком включаются все виды выплат и иные вознаграждения в пользу застрахованного лица, на которые были начислены страховые взносы в ФСС. Средний заработок рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Сложности начинаются, если застрахованное лицо в расчетном периоде работало у других работодателей и на момент назначения пособия уволилось. В данном случае работник собирает пакет документов, на основании которых действующий страхователь произведет назначение и выплату пособия с учетом сумм заработка, полученного у других работодателей. Застрахованное лицо крайне заинтересовано, чтобы в расчет пособия были включены все суммы заработка, на которые были начислены страховые взносы, так как календарный период, за который учитывается заработок сотрудника, при расчете не корректируется на неотработанное время (постоянная величина - 730 дней). В целях получения пособия застрахованному лицу следует представить страхователю документы, предусмотренные п. 5, 6 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ. Указанные нормы дополнены новыми документами:
- справкой (справками) о сумме заработка для исчисления пособий (форма и порядок представления утверждается Минздравсоцразвития в силу пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ). Работник сможет ее получить, написав соответствующее заявление согласно пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ;
- справкой (справками) о том, что пособие данным страхователем не назначалось и не выплачивалось (п. 5.1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
При этом застрахованному лицу не стоит требовать от бывшего работодателя кипу справок о сумме заработка для исчисления пособий. Достаточно получить один экземпляр справки, который будет использоваться следующие два года. При обращении к действующему работодателю работник может представить копию справки, заверенную в установленном порядке. Пока сложно сказать, кто и каким образом будет заверять копию. Логично предположить, что работник будет представлять в бухгалтерию подлинник справки, с нее будет сниматься копия и заверяться уполномоченным лицом страхователя (штамп "копия верна", дата, подпись заверителя, расшифровка его подписи).
В любом случае все неясности должны быть устранены с утверждением Минздравсоцразвития формы и порядка выдачи указанных справок.
Далее отметим, что работодатель рассчитывает пособие из имеющихся у него данных о заработной плате работника, а также сведений, содержащихся в справках, представленных другими работодателями. Подпунктом 4 п. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователю предоставлено право (не обязанность) проверять сведения о страхователе, выдавшем справку о сумме заработка для исчисления пособий, путем обращения с соответствующим запросом в территориальные органы ФСС.
Кто будет нести ответственность, если застрахованное лицо представило справку с недостоверными данными? В силу пп. 4 п. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователь имеет право осуществить проверку сведений о страхователе, выдавшем справку, путем направления запроса в территориальный орган страховщика. ФСС, получается, проверяет только сведения о страхователе, и не более того. Возможно, в отношении страхователя, выдавшего справку, будет проведена камеральная проверка и истребованы соответствующие документы на основании ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). Территориальный орган ФСС также может направить соответствующий запрос в территориальный орган ПФР.
Для администрирования указанных выше процедур, получения оперативной информации перед органами контроля за уплатой страховых взносов стоят задачи разработки и внедрения программного обеспечения, которые необходимо решить в самые короткие сроки. В принципе, решив эту задачу, ФСС сможет самостоятельно выполнять функции по администрированию назначения и выплаты пособий.
Направляя запрос в территориальный орган страховщика для проверки сведений о страхователе, выдавшем справку застрахованному лицу, работодатель в то же время обязан соблюсти сроки, установленные для выплаты пособий, то есть выплатить пособие, не дожидаясь ответа ФСС.
Обратите внимание! Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.
С другой стороны, работник может представить документы для назначения пособия, в том числе справку о сумме заработка, с нарушением сроков обращения для назначения пособия. Следует ли работодателю в данном случае пересчитать пособие?
Согласно ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ установлены сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
Вид пособия | Сроки обращения для назначения пособия |
Пособие по временной нетрудоспособности | Не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания (п. 1 ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ) |
Пособие по беременности и родам | Не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ) |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком | Не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет (п. 2.1 ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ) |
Законодательством определены сроки представления работодателем справки о сумме заработка. Согласно пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователь обязан выдать застрахованному лицу справку о сумме заработка в день прекращения его работы или по его письменному заявлению не позднее трех рабочих дней со дня его подачи, а также справку с места работы у другого страхователя о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются, в аналогичные сроки (ст. 62 ТК РФ). Согласно положениям п. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ страхователь вправе произвести перерасчет назначенного пособия, если у застрахованного лица на день обращения за пособиями отсутствовала справка (справки) о сумме заработка. Законодатели установили возможность перерасчета страхователем (территориальным органом страховщика) ранее назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления работником справки о сумме заработка.
Если страхователь не выдал согласно заявлению застрахованного лица справку о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось, в силу ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и охране труда предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 руб. до 5 000 руб., на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При этом нарушение законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Отметим, что в Федеральный закон N 255-ФЗ введена новая ст. 15.1, предусматривающая ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу для назначения и выплаты пособий.
Также отметим, что суммы пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ могут быть с него взысканы в случае счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представления документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки о сумме заработка, сокрытия данных, влияющих на получение пособия и его размер, и др.). Как правило, ФСС отказывает страхователям в принятии на расходы вышеуказанных выплат. При этом удержание с сотрудника должно производиться в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Более того, согласно ст. 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица должны возместить страховщику причиненный ущерб. Хотелось бы верить, что суммы излишне выплаченных пособий страховщик будет взыскивать с кого-то одного - либо с виновника, выписавшего недостоверную справку, либо, как раньше, со страхователя, допустившего излишнюю выплату.
В целях избежания каких-либо недоразумений со справками, полученными от других страхователей, при проведении выездных, камеральных проверок, по мнению автора, страхователю следует при представлении расчета по форме-4 ФСС РФ*(1) одновременно территориальному органу страховщика направить запрос (п. 4 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ), к которому приложить реестр полученных справок. Также в интересах страхователя производить регистрацию полученных и выданных справок о сумме заработка (номер, дата справки, ФИО сотрудника, период работы у данного страхователя и т.д.), а также справок о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось (номер, дата справки, ФИО сотрудника, дата и номер листка нетрудоспособности, период нетрудоспособности и т.д.).
Если застрахованное лицо не сможет представить справку о сумме заработка с места работы у другого работодателя в связи с прекращением деятельности этим страхователем либо по иным причинам, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, если работник обратился к нему с соответствующим заявлением, в силу п. 7.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ обязан направить запрос в территориальный орган ПФР о представлении сведений о заработной плате на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. Формы заявления, запроса, порядок их направления, сроки представления запрашиваемых сведений будут утверждены Минздравсоцразвития.
Представим вашему вниманию основные изменения порядка исчисления пособий.
Изменения | Редакция Федерального закона N 255-ФЗ, действующая до 01.01.2011 | Основание | Редакция Федерального закона N 255-ФЗ, действующая после 01.01.2011 | Основание |
Источники финансирования пособия | Пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с третьего дня временной нетрудоспособности, - за счет средств бюджета ФСС | Пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, - за счет средств бюджета ФСС | ||
Порядок оплаты пособий во время простоя | Пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам | В случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных пп. 7 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ | ||
Расчетный период | Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком | Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) | ||
Исчисление среднего дневного заработка | Средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия, определяется путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов на день наступления страхового случая на 365 | Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в п. 1 ст. 14, на 730. Средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС | ||
Выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка | В средний заработок для исчисления пособий включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС | В средний заработок для исчисления пособий включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС |
Порядок выплаты пособий в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, также представим в виде таблицы (п. 2, 2.1, 2.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Вариант | Лицо, которое производит назначение и выплату пособия | |
Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам | Ежемесячное пособие по уходу за ребенком | |
Застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей | По всем местам работы | По одному месту работы по выбору застрахованного лица |
Застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя) | По одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица | По одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица |
Застрахованное лицо в двух предшествующих календарных годах было занято у страхователей, у которых работает на момент наступления страхового случая, и у других страхователей | По всем местам работы либо по одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица | По одному из последних мест работы по выбору застрахованного лица |
Сотрудников необходимо проинформировать, что пособие выплачивается страхователем (страхователями), у которого (у которых) в настоящий момент работает данный сотрудник. К бывшим работодателям работник обращается за получением справки о сумме заработка.
Порядок исчисления пособий с 2011 года
Определяем средний дневной заработок
Определяем средний дневной заработок (единый порядок расчета для пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком):
, где:
- - средний дневной заработок для исчисления пособия;
- ,
- сумма выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС, за первый и второй календарные годы, предшествующие году наступления страхового случая у страхователя, производящего назначение и выплату пособия;
- ,
- сумма выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС, за первый и второй календарные годы, предшествующие году наступления страхового случая у другого (других) страхователя (страхователей).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 343-ФЗ за период до 01.01.2010 (для лиц, работающих по трудовым договорам в организациях, применяющих УСНО, - за период до 01.01.2011) для исчисления пособий включаются все виды выплат и вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы в ФСС и не превышают предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную в 2010 году.
В силу п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную согласно Федеральному закону N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС:
(средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия за 2010 год)
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона N 343-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, учитывается за период до 01.01.2010 за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную в 2010 году:
(средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия за 2009 год)
Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления названных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Расчет пособия по уходу за ребенком в отношении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Определяем ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п. 5.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):
, где:
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Определяем размер ежемесячного пособия (п. 5.2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):
, где:
- размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Скорректируем размер ежемесячного пособия с учетом требований ст. 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ:
, где:
- минимальный размер пособия по уходу за ребенком, установленный абз. 3 ст. 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ. В 2010 году он составляет 2060,41 руб. по уходу за первым ребенком и 4120,82 руб. по уходу за вторым и последующими детьми.
Обратите внимание! Согласно ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, с 1 января 2011 года - 1,065.
При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца соответствующее ежемесячное пособие выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
Расчет пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам в отношении лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Определяем размер дневного пособия:
или
*(2), где:
- - размер дневного пособия;
- - размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со ст. 7 (в зависимости от страхового стажа) и ст. 11 (100% среднего заработка) Федерального закона N 255-ФЗ;
- - минимальный размер оплаты труда (с учетом районного коэффициента к заработной плате).
Застрахованному лицу (застрахованной женщине), имеющему (имеющей) страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (по беременности и родам) выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, утвержденного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (ст. 7 и 11 Федерального закона N 255-ФЗ).
Определяем размер пособия:
, где:
- - размер пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам;
- - число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
О.В. Носова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения".
*(2) Проект Постановления Правительства РФ "Изменения, которые вносятся в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"