Перечень отчетности, представляемой в январе 2011 года
Перечень отчетности, которую необходимо составить бухгалтеру, достаточно широк и зависит от применяемого режима налогообложения. Поскольку на практике составление отчетности происходит в несколько этапов и зависит от сроков сдачи, мы напомним читателям, какие отчеты должен подготовить и сдать в течение первого месяца 2011 года бухгалтер аптечной организации.
15 января 2011 года
Что представляем? Один из первых отчетов, которые должен составить бухгалтер любой организации и успеть сдать в очень ограниченный период времени после длительных новогодних каникул, - отчет по форме 4-ФСС. Он представляется в территориальный орган ФСС по месту регистрации страхователя.
Чем установлена данная обязанность? Поскольку в отчете 4-ФСС страхователи указывают сведения сразу о двух видах страховых взносов - страховых взносах, уплачиваемых на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством*(1) и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(2), то и обязанность представлять данную отчетность установлена сразу несколькими федеральными законами. Прежде всего это Федеральный закон N 212-ФЗ*(3) и, конечно, специальные законы о взносах относительно каждого вида страхования.
Форма отчета. Отчет по форме 4-ФСС утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения".
Бухгалтерам, сдающим отчетность в ФСС, следует помнить, что с 01.01.2011 вступает в силу ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, указанные в части 9 настоящей статьи*(4), в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
От редакции. На момент подготовки номера к печати была актуальна форма отчета 4-ФСС, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н. Однако, учитывая количество изменений, внесенных в Федеральный закон N 212-ФЗ, можно предположить, что она претерпит изменения.
Срок представления отчета. Федеральный закон N 339-ФЗ*(5) внес изменения в Федеральный закон N 212-ФЗ и устранил имевшиеся противоречия относительно предельных сроков представления данного отчета. Таким образом, отчет по форме 4-ФСС за 2010 год страхователи обязаны представить не позднее 15 января 2011 года, а с учетом того, что в 2011 году 15 января приходится на субботу, согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона N 212-ФЗ предельный срок представления переносится на ближайший рабочий день - 17 января 2011 года.
К сведению. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, представляют в территориальный орган ФСС отчет по форме 4а-ФСС, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.10.2009 N 847н.
20 января 2011 года
Сведения о среднесписочной численности
Что представляем? С 01.01.2007 налоговым законодательством установлена обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде для налогоплательщиков, среднесписочная численность работников которых за предыдущий календарный год превысила 100 человек. С целью контроля за исполнением налогоплательщиками данной нормы была введена соответствующая форма отчета.
Чем установлена данная обязанность? Требования о необходимости представлять сведения о среднесписочной численности работников установлены п. 3 ст. 80 НК РФ.
Форма отчета. Форма отчета "Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год" утверждена Приказом ФНС РФ от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Разъяснения по вопросам ее заполнения приведены в Письме ФНС РФ от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@.
Обратите внимание! Статьей 119.1 НК РФ установлена ответственность налогоплательщика за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ. Данное правонарушение влечет штраф в размере 200 руб.
Единая (упрощенная) налоговая декларация
Что представляем? Согласно положениям НК РФ для лиц, признаваемых плательщиками одного или нескольких налогов, не осуществляющих операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющих по этим налогам объектов налогообложения, предусмотрена специальная форма налоговой декларации - единая (упрощенная) налоговая декларация.
Чем установлена данная обязанность? Речь идет не об обязанности представления декларации, а о возможности в случае, если выполняются условия, предусмотренные ст. 80 НК РФ.
Форма отчета. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации утверждена Приказом Минфина РФ от 10.07.2007 N 62н.
Декларация по налогу на добавленную стоимость
Что представляем? Если аптека находится на общем режиме налогообложения, она является плательщиком НДС и, соответственно, должна отчитаться по данному налогу в срок, установленный налоговым законодательством. Эта обязанность возникает также в случае, когда аптека признается налоговым агентом по НДС, в частности, когда арендует у органов государственной власти и управления или органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество.
Чем установлена данная обязанность? Требования о представлении налоговой декларации по НДС плательщиками налога и налоговыми агентами установлены п. 5 ст. 174 НК РФ.
Как отмечают финансисты в Письме от 04.08.2010 N 03-07-11/341, на основании п. 1 ст. 143 НК РФ организации признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если иное не предусмотрено НК РФ, обязанность по представлению налоговой декларации возникает у организации-налогоплательщика вне зависимости от отсутствия у нее объекта налогообложения.
Форма отчета. Форма налоговой декларации по НДС утверждена Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н*(6).
Декларация по единому налогу на вмененный доход
Что представляем? Большинство аптек являются плательщиками единого налога на вмененный доход. Аптека является плательщиком данного налога при выполнении следующих условий:
- в регионе, где осуществляется деятельность, введен этот спецрежим;
- в перечне видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД, присутствует розничная торговля.
Напомним, что с 2011 года для аптек начинают действовать следующие дополнительные условия применения этого спецрежима:
- среднесписочная численность работников аптеки за 2010 год не должна превышать 100 человек. Порядок расчета среднесписочной численности работников установлен Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278;
- доля участия других организаций должна составлять не более 25%.
Соответственно, аптеки - плательщики ЕНВД несут обязанность представлять декларацию по данному налогу.
Чем установлена данная обязанность? Об обязанности представлять налоговую декларацию по ЕНВД говорится в п. 3 ст. 346.32 НК РФ.
Форма отчета. Форма налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлена Приказом Минфина РФ от 08.12.2008 N 137н*(7).
Что касается порядка заполнения отчета аптечными организациями, имеющими несколько аптечных пунктов в разных муниципальных образованиях, но подведомственных одной налоговой инспекции, финансисты в Письме от 20.03.2009 N 03-11-06/3/68 разъясняют: при осуществлении налогоплательщиком одного вида предпринимательской деятельности в отдельно расположенных местах (с разными ОКАТО), но подведомственных одной налоговой инспекции, подается одна декларация по единому налогу на вмененный доход с заполнением разд. 2 по каждому ОКАТО.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Что представляем? С предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанных с природопользованием, предусмотрено взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Если аптека осуществляет подобное воздействие на окружающую среду, представление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным.
Чем установлена данная обязанность? Регулирование правоотношений в области воздействия на окружающую среду осуществляется следующими нормативными документами:
- Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Форма отчета. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204*(8).
Обратите внимание! Кроме налоговой отчетности и отчетности в фонды бухгалтерам аптек следует помнить об обязанности представлять статистическую отчетность. О формах, которые необходимо представлять вашей организации, можно узнать в территориальном отделении Росстата.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Правоотношения в сфере данного вида страхования регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Правоотношения в сфере данного вида страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(4) Речь идет в том числе об отчетности по форме 4-ФСС.
*(5) Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(6) Действует в редакции Приказа Минфина РФ от 21.04.2010 N 36н.
*(7) Действует в редакции Приказа Минфина РФ от 19.11.2009 N 119н.
*(8) Действует в редакции Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 N 182.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"