Изменение порядка расчета пособий
Проводимая в РФ реформа социального страхования набирает свои обороты. На очередном витке законодатели внесли поправки в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", направленные в первую очередь на изменение порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Что же теперь должны знать бухгалтеры предприятий общественного питания, дабы правильно определять размер пособия?
Интересующие нас поправки были внесены в указанный закон Федеральным законом от 08.12.2010 N 343-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2011. Данные изменения вкратце прокомментировал ФСС в Письме от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765.
Какая часть пособия по временной нетрудоспособности выплачивается за счет работодателя?
В случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения, пособие по временной нетрудоспособности, как и прежде, частично будет выплачиваться за счет средств страхователя. Однако теперь работодатель оплачивает не первые два, а три дня временной нетрудоспособности (измененный пп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ). Считаем, что первые три дня нетрудоспособности работодатели должны оплачивать по страховым случаям, наступившим после 01.01.2011.
В связи с этими изменениями законодателям необходимо подкорректировать пп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ, согласно которому к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника. Кстати, Минфин в Письме от 21.07.2010 N 03-03-06/1/474 указал на то, что данная норма Налогового кодекса позволяет работодателю учесть в составе прочих расходов расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня нетрудоспособности работника, начисленного в соответствии с законодательством РФ, в полном объеме без выделения той части пособия, которая начислена в отношении выплат, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Как определить средний заработок?
Теперь в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы (ранее - в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов). При этом средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов. За 2010 год эта предельная величина составляет 415 000 руб., за 2011 год - 463 000 руб. (п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). На предельную величину 2010 года следует ориентироваться и при определении среднего заработка за период до 01.01.2010 (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 343-ФЗ).
Если пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначаются и выплачиваются несколькими страхователями, средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
Изменился и порядок определения среднего дневного заработка. Для получения искомой величины сумму начисленного заработка нужно будет делить не на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, а на 730 (п. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). Это означает, что число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, при исчислении пособия значения теперь не имеет.
Учтите, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, в следующих случаях (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):
- застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка;
- рассчитанный средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Особый порядок исчисления среднего заработка установлен и для застрахованного лица, которое на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня). Средний заработок такого лица рассчитывается пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Отметим: как и прежде, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в любом случае не может быть меньше минимального размера, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ст. 15).
Каков расчетный период?
Изменился период, за который определялся средний заработок, необходимый для расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Теперь следует ориентироваться на средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (измененный п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пример 1
Сотрудница ресторана заболела 19 января 2011 г.
В этом случае для расчета пособия по временной нетрудоспособности нужны данные по заработной плате сотрудницы за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
Пример 2
Сотрудница ресторана заболела 20 декабря 2010 г.
Для расчета пособия по временной нетрудоспособности необходимо взять данные по заработной плате за период с 01.12.2009 по 30.11.2010.
Возможна такая ситуация: в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) отпуске по уходу за ребенком. В этом случае соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом), но только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Кто назначает и выплачивает пособия?
Если сотрудник работал у одного работодателя не все два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая, в расчет берутся также данные по среднему заработку, полученному у предыдущего работодателя. Эти сведения не учитываются только в том случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам) занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у этих же страхователей. В такой ситуации пособие назначается и выплачивается страхователями по всем местам работы застрахованного лица исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
Пример 3
Комарова В.С. работает в ООО "Ресторан "Солнышко" с 20.04.2009. До этого она работала в другой организации (ОАО "Слет"). С 04.01.2011 ей предоставляется отпуск по беременности и родам.
В этом случае для расчета пособия по беременности и родам нужны сведения о среднем заработке за период с 01.01.2009 по 31.12.2010. Это будут данные по заработной плате, начисленной Комаровой В.С. за время ее работы в ООО "Ресторан "Солнышко" (период с 20.04.2009 по 31.12.2010). Данные по заработной плате за период с 01.01.2009 по 19.04.2009 должны быть предоставлены ОАО "Слет".
Пример 4
Памфилов М.Л. работает на двух работах: в ООО "Ресторан "Солнышко" (с 24.11.2008) и в ООО "Кафе "Заря" (с 14.01.2008). С 19 по 30 января 2011 г. он болел.
В данном случае Памфилову М.Л. должно быть назначено и выплачено пособие по обоим местам работы. При этом оно рассчитывается исходя из среднего заработка за период с 01.01.2009 по 31.12.2010. ООО "Ресторан "Солнышко" при расчете пособия не будет учитывать выплаты, начисленные в ООО "Кафе "Заря".
Что касается ежемесячного пособия по уходу за ребенком, за его назначением и выплатой застрахованное лицо, занятое у нескольких страхователей и работавшее в двух предшествующих календарных годах у них же, по своему выбору обращается к одному из этих страхователей. В этом случае пособие исчисляется исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Получается, заработная плата застрахованного лица, работающего в нескольких местах, при расчете ежемесячного пособия по уходу за ребенком учитывается только по одному месту работы, выбранному этим лицом.
Выбор застрахованному лицу предоставляется и в том случае, если на момент наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) оно занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя) (новый п. 2.1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Возможна и третья ситуация: на момент наступления страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам) застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя). В этом случае согласно п. 2.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам назначаются и выплачиваются по выбору застрахованного лица:
- страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие;
- страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности).
В перечисленных случаях (п. 2.1, 2.2) застрахованное лицо при обращении за назначением пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы должно представить справку с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются (п. 5.1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Справка о сумме заработка
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам застрахованное лицо теперь должно представлять работодателю не только листок нетрудоспособности, но и справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) (п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). При этом вместо подлинника справки может быть представлена ее копия, заверенная в установленном порядке (новый п. 7.1 указанной статьи).
Предположим, работник не может представить справку о сумме заработка с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам. В такой ситуации страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган ПФ РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (новый п. 7.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Получается, работодатель обязан сделать запрос по заявлению сотрудника. Если последний такого желания не изъявит, пособие будет рассчитано без учета сумм заработка у других страхователей.
Запрос в территориальный орган ПФ РФ можно сделать и с целью проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы (пп. 4 п. 1 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ).
В новом п. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ прописана и такая ситуация. На день обращения за пособием у застрахованного лица отсутствует справка о сумме заработка, необходимая для расчета. Тогда пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя сведений и документов, а после представления застрахованным лицом справки производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.
Застрахованные лица согласно обновленному пп. 2 п. 1 ст. 4.3 Федерального закона N 255-ФЗ вправе беспрепятственно получить от страхователя справку о сумме своего заработка. В свою очередь, страхователь обязан выдать справку в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи заявления (измененный пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ). В справке указываются данные о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.
Пример 5
Работник ресторана (повар) увольняется 03.02.2011.
В этом случае работодатель обязан выдать повару в день его увольнения (03.02.2011) справку. В ней должны быть указаны сведения о его заработке, на который были начислены страховые взносы, за период с 01.01.2009 по 03.02.2011.
Пример 6
Бывший работник столовой (был уволен 29.12.2010) обратился 17.03.2011 с письменным заявлением о представлении ему справки о сумме заработной платы.
В данном случае бывшему работнику по его запросу страхователь обязан выдать не позднее 22.03.2011 справку о его заработной плате за период с 01.01.2009 по 29.12.2010.
Физические и юридические лица, выдавшие справки о сумме заработка, необходимые для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, несут ответственность за достоверность сведений, указанных в них (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ). Представление недостоверных сведений, повлекшее за собой выплату излишних сумм пособий, карается. Виновные лица в этом случае возмещают страховщику (ФСС) причиненный ущерб.
В том случае, если окажется, что застрахованному лицу излишне выплачено пособие в связи с представлением им документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются пособия, излишки взыскиваются. Согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
О нетрудоспособности во время простоя
В пункте 7 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ уточнено, что пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается только в том случае, если нетрудоспособность наступила до этого периода и продолжается в этот период. Теперь данная норма дополнена еще одним случаем, при котором пособие по временной трудоспособности не назначается, - период простоя (пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ). Размер пособия за период простоя остался прежним: оно выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Напомним, согласно ст. 157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника, по вине работника - вообще не оплачивается. Если же простой вызван причинами, не зависящими ни от работодателя, ни от работника, время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
Примечание. Простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ст. 72.2 ТК РФ).
Рассмотренные поправки поставят точку в споре страхователей с ФСС, который придерживался мнения о том, что при заболевании (травме) работника в период простоя пособие по временной нетрудоспособности не назначается на основании пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ. Другими словами, пособие за время простоя выплачивается только в том случае, если нетрудоспособность наступила до периода простоя*(1). В соответствии с указанным подпунктом пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
Суды не поддерживали данную точку зрения ФСС. Так, Президиум ВАС в Постановлении от 18.05.2010 N 17762/09 отметил следующее. Ни нормами Трудового кодекса, ни нормами иных федеральных законов простой не отнесен к периодам освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработка. Вместе с тем п. 7 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ определяет, что пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам. В силу наличия этой специальной нормы у ФСС не было оснований руководствоваться положениями пп. 1 п. 1 ст. 9 указанного закона и признавать незаконным начисление работодателем пособий по временной нетрудоспособности за период простоя.
К таким же выводам пришли судьи ФАС ВСО (Постановление от 22.04.2010 N А33-12582/2009), ФАС ЗСО (Постановление от 23.10.2009 N А27-7678/2009), ФАС ПО (постановления от 28.09.2010 N А72-3170/2010, от 25.05.2010 N А55-40097/2009, от 20.04.2010 N А65-25157/2009), ФАС СЗО (Постановление от 01.03.2010 N А52-4069/2009). Во время простоя работник вынужден не исполнять свои трудовые обязанности, однако это не является освобождением от работы в смысле пп. 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 255-ФЗ. Во время простоя работник должен находиться на рабочем месте, если иное не предусмотрено нормативными локальными актами работодателя. Пунктом 7 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ установлена специальная норма, в соответствии с которой пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается и эта выплата не зависит от того, когда наступила нетрудоспособность: до начала или во время простоя. Кстати, в первом из приведенных постановлений арбитры отклонили довод ФСС о том, что в случае назначения и уплаты пособия по временной нетрудоспособности в период простоя работодатель фактически возлагает обязанность по оплате части времени простоя на государство. В рассматриваемой ситуации у государства возникает обязанность лишь по выплате пособий, а не заработной платы работника. Факт временной нетрудоспособности работника в период простоя не свидетельствует о направленности действий работодателя на оплату за счет средств государства времени простоя.
Теперь рассчитывать на выплату пособия, если нетрудоспособность наступила во время простоя, можно только в части, приходящейся на период после простоя.
Переходные положения
При расчете пособий за 2011 год расчетный период приходится на 2009 и 2010 годы, который в определенных ситуациях может быть сдвинут еще на более раннее время. Как известно, до 2010 года работодатели начисляли и уплачивали ЕСН. В связи с этим средний заработок необходимо рассчитывать с учетом следующего. За период до 01.01.2010, а для лиц, работающих по трудовым договорам у лиц, применяющих специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД), за период до 01.01.2011 в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений, на которые начисляются страховые взносы. При этом данные выплаты не должны превышать предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной в 2010 году, то есть 415 000 руб. (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 343-ФЗ).
Положения Федерального закона N 255-ФЗ в новой редакции следует применять при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу Федерального закона N 343-ФЗ, то есть после 01.01.2011. По страховым случаям, наступившим ранее, пособия исчисляются по новым нормам за период после 01.01.2011, но если только размер рассчитанного таким образом пособия превышает размер соответствующего пособия, предусмотренный прежними нормами Федерального закона N 255-ФЗ.
О.В. Давыдова,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. также Письмо ФСС РФ от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2497.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"