Изменения, внесенные в Федеральный закон N 212-ФЗ
Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2011, внесены изменения в Федеральный закон N 212-ФЗ*(1) и отдельные законодательные акты. О том, какие нововведения придется использовать предприятиям общественного питания в работе начиная с этого года, читайте в настоящей статье.
Представители плательщика страховых взносов
Федеральный закон N 212-ФЗ дополнен ст. 5.1, регламентирующей порядок участия плательщика страховых взносов через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ): в отношениях, регулируемых Федеральным законом N 212-ФЗ, плательщик страховых взносов имеет право участвовать как лично, так и через названных представителей.
Законными представителями плательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или ее учредительных документов, а плательщика - физического лица - лица, выступающие в качестве его законного представителя в соответствии с гражданским законодательством (ст. 182 ГК РФ). При этом действия (бездействие) законных представителей признаются действиями (бездействием) плательщика страховых взносов.
К сведению. В силу п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признается физическое или юридическое лицо, представляющее его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов и иными участниками страхового законодательства. Уполномоченный представитель плательщика - организации действует на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном ст. 185 ГК РФ, а плательщика - физического лица - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ (например, доверенности лица, находящегося в месте лишения свободы, удостоверенной начальником соответствующего места лишения свободы). Уполномоченными представителями плательщика не могут быть должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Выплаты в рамках трудовых отношений
Уточнена формулировка ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ. В прежней редакции она звучала следующим образом: объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам. Слова по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам заменены словами в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров (п. 2 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ).
На первый взгляд уточнение несущественно. Однако на практике данное положение приводило к спорам с контролирующими органами, поскольку из буквального прочтения нормы можно сделать вывод, что объект обложения страховыми взносами возникает только тогда, когда выплата предусмотрена в трудовом договоре. Минздравсоцразвития занимало другую позицию (см., например, Письмо от 26.05.2010 N 1343-19). По его мнению, согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, производимые в рамках трудовых правоотношений с ними, независимо от того, предусмотрены эти выплаты трудовыми, коллективными договорами с работниками, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя или нет. Ведомство при этом напоминает, что не подлежат обложению страховыми взносами только суммы, перечисленные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением
Согласно пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не облагаются взносами суммы компенсационных выплат, связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. При этом в силу ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Данная компенсация в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не была поименована, и плательщикам в связи с этим приходилось обращаться в Минздравсоцразвития за разъяснениями. В Письме от 19.05.2010 N 1239-19 чиновниками было отмечено, что суммы компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска, которые не связаны с увольнением работников, не облагаются страховыми взносами. Обосновывался вывод тем, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена трудовым законодательством, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, поэтому в силу пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов. При этом указывалось, что компенсация за неиспользованный отпуск, который не предусмотрен трудовым законодательством, подлежит обложению страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
Начиная с этого года компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением, включены в перечень исключений пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ (п. 3 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ). Соответственно, данные выплаты необходимо облагать страховыми взносами.
Предприниматель прекратил деятельность после начала очередного расчетного периода
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Частью 3, 4 данной статьи был предусмотрен порядок уплаты взносов при начале осуществления деятельности после начала очередного расчетного периода: исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности (в котором произведена его государственная регистрация в качестве предпринимателя). За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Аналогичная норма с 01.01.2011 установлена и для прекращения деятельности после начала очередного расчетного периода (ч. 4.1 данной статьи): размер страховых взносов, подлежащих уплате, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве предпринимателя (п. 4 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ). За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения лицом деятельности в качестве предпринимателя включительно.
Новшеством является и то, что предприниматели, прекратившие свою деятельность до конца расчетного периода, в силу новой редакции ч. 6 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ обязаны в 12-дневный срок с даты государственной регистрации данного факта представить в территориальный орган Пенсионного фонда расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения деятельности включительно (пп. "а" п. 6 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ). Согласно прежней редакции ч. 6 расчет должен был представляться до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно).
Страховые взносы по такому расчету необходимо заплатить не позднее 15 календарных дней со дня его подачи (ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ). Новым в данном положении является то, что если такой расчет не представляется в установленный срок, срок уплаты взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности лица в качестве предпринимателя (пп. "б" п. 6 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ).
Зачет суммы превышения расходов на выплату страхового обеспечения
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшаются на сумму произведенных плательщиком расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду страхования. Если начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации в порядке, предусмотренном ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Фонд социального страхования в Письме от 21.06.2010 N 02- 03-13/08-4917 разъяснял, что нормы действующего законодательства об обязательном социальном страховании не содержат запрета для страхователей выплачивать страховое обеспечение застрахованным лицам в счет предстоящих платежей страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Теперь такое право регламентировано ч. 2.1 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ (пп. "а" п. 5 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ).
Представление отчетности
В силу новой редакции п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ расчет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования*(2) с 01.01.2011 в территориальный орган Пенсионного фонда ежеквартально представляется не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным (раньше - до 1-го числа) (пп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ). Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Соответствующие изменения внесены в абз. 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ: страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) установленные данной статьей сведения (ст. 2 Федерального закона N 339-ФЗ).
Расчет*(3) в ФСС с 01.01.2011 сдается не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (раньше - до 15-го числа) (пп. "б" п. 5 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ). Напомним, в силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона N 212-ФЗ, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно, за 2011 год в Пенсионный фонд расчеты и сведения о застрахованных работниках плательщиков необходимо представить не позднее 16.05, 15.08, 15.11, 15.02.2012, в ФСС - 15.04, 15.07, 17.11, 16.01.2012. В форму РСВ-1 ПФР должны внести соответствующие изменения, а в форме-4 ФСС РФ срок (не позднее 15-го числа) уже был указан при ее утверждении.
Заметим, что прежние сроки Минздравсоцразвития пришлось разъяснять (Письмо от 01.03.2010 N 422-19): выражения "до 1-го числа" и "до 15-го числа" означают, что срок представления расчетов в соответствующие территориальные внебюджетные фонды истекает в день, который является предыдущим 1-му числу второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и, соответственно, 15-му числу календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Перечисление взносов физическими лицами через администрацию и почту
Возможность уплаты страховых взносов через кассу администрации либо почту предусмотрена п. 3 ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ. Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона N 339-ФЗ регламентировано, в каких случаях можно перечислять взносы через указанные организации, а также установлен порядок взимания администрацией и почтой взносов, перечисления их в бюджет и ответственность за ненадлежащее исполнение данных обязанностей.
Так, в силу новой ч. 5.1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ уплачивать страховые взносы через кассу местной администрации либо почту с 01.01.2011 могут физические лица при отсутствии банка. При этом плата за прием денежных средств не взимается. Подтверждается прием денег квитанцией.
Ошибки в оформлении поручений на перечисление страховых взносов
Регламентирован порядок уточнения платежа при совершении ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда (новые ч. 8-12 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ). Для этого необходимо представить в ПФР, ФСС заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов. Контролирующий орган, как и плательщик взносов, вправе предложить провести совместную сверку уплаченных взносов, оформляемую соответствующим актом. Также контролирующий орган может потребовать от банка копию платежного поручения плательщика на перечисление страховых взносов (банк обязан представить ее в течение пяти дней со дня получения данного требования).
На основании представленных документов и акта сверки (если она проводилась), контролирующий орган принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении плательщик страховых взносов уведомляется в течение пяти дней после его принятия. Если на недоимку были начислены пени, они должны быть пересчитаны.
К сведению. Согласно п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
Зачет излишне уплаченных страховых взносов
До 2011 года зачет переплаты страховых взносов в счет предстоящих платежей осуществлялся на основании соответствующего заявления страхователя. С этого года в силу новой редакции ч. 6 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ он производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно. При этом данный порядок не препятствует плательщику взносов представить письменное заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей плательщика принимается в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения факта переплаты или со дня получения заявления плательщика (ч. 6 ст. 4, новая редакция ч. 7 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
О.А. Фролова,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) По форме РСВ-1 ПФР, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.11.2009 N 894н.
*(3) По форме-4 ФСС РФ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"