Международные стандарты финансовой отчетности
Правление КМСФО выпускает Проект для обсуждения (exposure draft) по вопросам учета хеджирования
В данном Проекте для обсуждения содержится предложение о смягчении требований к оценке эффективности хеджирования и, следовательно, к критериям, определяющим возможность применения учета хеджирования. Согласно ныне действующим положениям МСФО (IAS) 39 хеджирование должно отвечать следующим требованиям: предположительно быть высокоэффективным (перспективное тестирование) и фактически продемонстрировать высокую эффективность (ретроспективное тестирование), при этом высокая эффективность определяется как количественное тестирование в диапазоне 80-125% при наличии четкого указания результата. Проект для обсуждения заменяет эти положения требованием относительно того, что возможность классификации в качестве хеджирования для целей учета должна быть объективной и непредвзятой и производиться таким образом, чтобы ограничить ожидаемую неэффективность. Это может быть продемонстрировано на основе качественных или количественных показателей в зависимости от характеристик хеджирования. Например, в простом случае хеджирования, где все основные условия соответствуют друг другу, может оказаться достаточным проведение качественного тестирования. С другой стороны, при наличии стратегии хеджирования высокой степени сложности потребуется проведение некоторых видов количественного анализа - таких, которые требуются согласно нынешним правилам. Правило четкой определенности в диапазоне 80-125% предполагается устранить; вместе с тем неэффективность хеджирования по-прежнему подлежит обязательной оценке и отражению в составе прибылей и убытков.
Предлагается ряд поправок к правилам, которые призваны помочь в определении того, что именно может быть отнесено к хеджируемым статьям. Предлагаемые изменения в основном нацелены на устранение некоторых ограничений, которые в настоящее время не позволяют определять в качестве хеджирования для целей учета некоторые экономически обоснованные стратегии хеджирования. Например, в Проекте для обсуждения предлагается следующее: компоненты риска могут быть отнесены к нефинансовым хеджируемым статьям, если такие компоненты могут быть отдельно идентифицированы и поддаются измерению.
Кроме того, Проект для обсуждения обеспечит большую гибкость в вопросе хеджирования группы статей, хотя он не охватывает макрохеджирование, которое будет рассмотрено в отдельном проекте для обсуждения в 2011 г.
В Проекте для обсуждения смягчаются правила использования приобретенных опционов и непроизводных финансовых инструментов в качестве инструментов хеджирования. Например, согласно существующим правилам хеджирования временная составляющая стоимости приобретенных опционов признается по рыночной стоимости в составе чистой прибыли/убытка, что может привести к значительной волатильности прибыли или убытка. Напротив, в Проекте для обсуждения приобретенный опцион рассматривается как аналог договора страхования, так что первоначальная временная составляющая стоимости (т.е. уплаченная премия) будет признаваться в составе прибыли или убытка либо в течение периода хеджирования, если хеджирование связано с временными сроками, либо на момент, когда хеджируемая операция окажет влияние на прибыль или убыток, если хеджирование связано с операцией. Любые изменения справедливой стоимости опциона, связанные с временной составляющей стоимости, будут признаваться только в составе прочего совокупного дохода (ПСД). Это должно обеспечить меньшую волатильность прибыли или убытка по данным видам хеджирования.
Проект для обсуждения изменяет представление данных учета при хеджировании по справедливой стоимости. Изменения справедливой стоимости будут отражаться в бухгалтерском балансе отдельной строкой. Другая сторона этой проводки, а также изменения справедливой стоимости инструмента хеджирования будут отражаться в составе ПСД развернуто. Затем все последствия неэффективности будут отражаться в составе прибыли или убытка. Таким образом, результаты учета различных видов хеджирования будут отражаться в одном и том же отчете (ПСД).
Это предложение в отношении нового представления данных, а также новых требований к раскрытию информации, содержащееся в Проекте для обсуждения, предназначено для того, чтобы предоставить пользователю финансовой отчетности более полезную для принятия решений информацию о том, как меры компании по управлению рисками связаны с использованием учета хеджирования, а также об эффективности хеджирования.
Письма с комментариями принимаются до 9 марта 2011 г., а выпуск окончательного варианта стандарта ожидается в середине 2011 г.
Правление КМСФО публикует методические рекомендации по подготовке комментариев руководства
Правление КМСФО выпустило не имеющее обязательной силы положение по практике применения, цель которого - оказать содействие компаниям в представлении повествовательного отчета, часто называемого "комментариями руководства". В отчете содержится информация, которую руководство, возможно, захочет представить пользователям финансовой отчетности, чтобы разъяснить финансовое положение, результаты деятельности и денежные потоки компании. Представляемая информация поясняет задачи, стоящие перед руководством, и стратегии, применяемые для их решения.
Приоритет вопросов, рассматриваемых в комментариях руководства, будет зависеть от конкретной компании. В положении КМСФО по практике применения представлена большая группа принципов, качественных характеристик и элементов, которые могут применяться для предоставления пользователям финансового отчета информации, полезной при принятии решений. Комментарии руководства могут содержать следующее.
Описание характера бизнеса. Описание бизнеса помогает пользователям лучше понять внешние условия деятельности компании. В описании могут также рассматриваться такие аспекты, как отрасли, в которых работает компания, основные рынки ее деятельности и конкурентоспособность компании, характеристики правовой, нормативной и макроэкономической среды, в которой компания осуществляет свою деятельность, структура компании, ее экономическая модель.
Описание задач, стоящих перед руководством, и стратегий по их решению, которое должно помочь пользователям лучше понять приоритеты деятельности и ресурсы, необходимые для реализации поставленных целей.
Описание критических финансовых и нефинансовых ресурсов, имеющихся у компании, и путей их использования для выполнения задач, стоящих перед руководством и нацеленных на дальнейшее развитие компании.
Описание основных рисков, включая планы и стратегии руководства в области управления этими рисками и эффективность применяемых стратегий.
Описание результатов деятельности компании и ее развития, которое помогает лучше понять основные тенденции развития компании и факторы, влияющие на ее деятельность. У пользователей также появится представление о том, в какой степени результаты деятельности в прошлые периоды могут быть показателем будущих результатов.
Описание показателей эффективности деятельности, которые руководство использует для оценки результатов деятельности в сравнении с поставленными задачами. Такая информация помогает пользователям оценить, насколько успешно компания выполняет поставленные задачи и цели.
Компании, от которых сегодня не требуется, но которые принимают решение представлять комментарии руководства, смогут применить новое положение по практике применения. Новое положение не должно повлиять на компании, которые в настоящее время готовят комментарии руководства в соответствии с местным законодательством или требованиями листинга.
Компании, которые делают свой выбор в пользу применения не имеющего обязательную силу положения по практике применения, должны будут пересмотреть существующие комментарии руководства для выявления и отражения некоторых или всех требований положения по практике применения.
Подробнее ознакомиться с результатами работы Правления КМСФО и Комитета по интерпретациям МСФО, Проектами для обсуждения, самими МСФО и Интерпретациями к ним, а также изменениями к МСФО можно на веб-сайте www.iasb.org.
Материал подготовлен PwC*(1)
"Финансовая газета", N 6, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Бренд "PwC" объединяет фирмы, входящие в глобальную сеть фирм PricewaterhouseCoopers International Limited (PwCIL). Вместе эти фирмы образуют сеть PwC. Каждая фирма сети является самостоятельным юридическим лицом и не выступает в качестве агента PwCIL или любой другой фирмы сети. PwCIL не оказывает услуги клиентам. PwCIL не несет ответственность за действия или бездействие любой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения, высказываемые фирмами сети, и не может никаким образом связать их каким-либо обязательством. Ни одна из фирм сети не несет ответственность за действия или бездействие любой другой фирмы сети, не может контролировать профессиональные суждения другой фирмы и не может никаким образом связать другую фирму сети или PwCIL каким-либо обязательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.