В соответствии с нормами Федерального закона N 94-ФЗ*(1) заказчик вправе требовать от участника аукциона внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. Возникает ли у заказчика обязанность возвратить денежные средства участнику аукциона, если он в нем фактически не участвовал?
Федеральным законом N 94-ФЗ предусмотрен ряд правовых механизмов, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и защиту интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при заключении и исполнении государственных контрактов.
Среди таких механизмов можно выделить прежде всего установление заказчиком требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе (за исключением аукциона в электронной форме), а также об обеспечении исполнения государственного контракта (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 22, ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ).
К сведению. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающих внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, если требование обеспечения такой заявки указано в конкурсной документации или документации об аукционе.
Случай, когда заказчик не обязан возвращать денежные средства, внесенные участником аукциона в качестве обеспечения заявки на участие в нем, приведен в ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 2 ст. 29, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 11 ст. 37, ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 94-ФЗ: это уклонение участника размещения заказа от заключения контракта. Случай, когда участник размещения заказа, который был допущен к участию в аукционе, не прибыл на аукцион, Федеральным законом N 94-ФЗ не регламентирован.
Таким образом, заказчик обязан возвратить внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства участникам аукциона, которые были признаны таковыми, но фактически в нем не участвовали. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 N Д22-1742, от 18.12.2009 N Д22-1598, Росфиннадзора от 27.04.2009 N 43-0.1-07-25/1813.
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина РФ
1 января 2011 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"