С 1 января 2011 года обязанность проведения торгов в виде открытого аукциона в электронной форме распространяется на заказчиков, которые размещают заказы для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), поименованных в Перечне N 236-р*(1). Разъясните, каковы особенности организации торгов, проводимых в виде открытого аукциона в электронной форме?
Особенности размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме установлены гл. 3.1 Федерального закона N 94-ФЗ. В соответствии с ней под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный или муниципальный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки.
Для справки. Заказчик обязан вернуть внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежные средства тем участникам, которые были допущены к участию в аукционе, но фактически в нем не участвовали (письма Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 N Д22-1742, от 18.12.2009 N Д22-1598, Росфиннадзора от 27.04.2009 N 430.1-07-25/1813).
Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое или физическое лицо, государственная регистрация которого в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена в установленном порядке на территории РФ, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов (ч. 2 ст. 41.1 Федерального закона N 94-ФЗ).
Минэкономразвития совместно с ФАС осуществило отбор операторов электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме. По итогам оценки качества предложений из 18 участников было отобрано 5, которые могут быть признаны победителями (Письмо Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 N Д22-161):
ОАО "Единая электронная торговая площадка" (г. Москва);
ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан";
ЗАО "Сбербанк-АСТ";
ООО "Индексное агентство РТС";
ЗАО "ММВБ - Информационные технологии".
Далее отметим, что в соответствии с положениями Федерального закона N 94-ФЗ для участия в открытых аукционах в электронной форме участник должен пройти аккредитацию. Для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки исчерпывающий перечень документов и сведений, в том числе копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученной не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением участника размещения заказа о его аккредитации на электронной площадке.
В случае аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке в соответствии с ч. 2 ст. 41.4 Федерального закона N 94-ФЗ в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке, включается исчерпывающий перечень документов и сведений, в том числе копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня обращения с заявлением участника размещения заказа об аккредитации.
Примечание. Для участия в открытых аукционах в электронной форме участнику необходимо наличие аккредитации и электронно-цифровой подписи.
Следует отметить, что согласно ст. 41.2 Федерального закона N 94-ФЗ все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением открытых аукционов в электронной форме документы и сведения направляются участником размещения заказа, заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией, оператором электронной площадки, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, либо размещаются ими на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов, которые должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти. Наличие электронной цифровой подписи указанных лиц означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также подтверждает подлинность и достоверность таких документов и сведений.
Таким образом, участник размещения заказа должен подать копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа (Письмо Минэкономразвития РФ от 06.09.2010 N Д22-1586).
Ю.М. Лермонтов,
консультант Минфина РФ
1 января 2011 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"