Разъясните, пожалуйста, как бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в переходный период с 01.01.2011 по 01.07.2012, когда их финансовое обеспечение может осуществляться либо на основании бюджетной сметы (п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ*(1)), либо в виде субсидий (п. 15, 16 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ)?
Согласно ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций (в том числе и бюджетных учреждений) признается прибыль, полученная налогоплательщиком (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ).
При определении налоговой базы не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, и расходы, поименованные в ст. 270 НК РФ. В частности, к ним относятся доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, и расходы, произведенные за счет данных средств. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам целевого финансирования, в частности, относится имущество, полученное в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям, а также в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений (п. 14 ст. 251, п. 17 ст. 270 НК РФ).
Для справки. Бюджетные учреждения начиная с налогового периода за I квартал 2011 года*(2) исчисляют и уплачивают налог на прибыль в установленном гл. 25 НК РФ порядке в соответствии с изменениями, внесенными п. 16 Федерального закона N 83-ФЗ в данную главу.
Таким образом, субсидии, полученные бюджетным учреждением, перешедшим в новый правовой статус, не подлежат налогообложению. Вопрос о том, подлежат ли обложению налогом на прибыль бюджетные ассигнования, доведенные главным распорядителем до бюджетного учреждения в соответствии с п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ, остается открытым (в НК РФ теперь прямо указано на освобождение от обложения налогом на прибыль бюджетных ассигнований, доведенных до казенных учреждений). По сути, указанные средства бюджетных учреждений также являются целевыми. В настоящее время подготовлен проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в ст. 16 Федерального закона N 83-ФЗ, которым будет предусмотрен порядок применения ст. 321.1 НК РФ в переходном периоде с 01.01.2011 по 01.07.2012 бюджетными учреждениями (являющимися получателями бюджетных средств в силу п. 19 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ) и казенными учреждениями.
З.И. Давыдова,
советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса
1 января 2011 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ бюджетные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"