Вправе ли бюджетное учреждение самостоятельно разработать формы первичных учетных документов, унифицированные формы которых не предусмотрены Приказом Минфина РФ N 173н? Какие реквизиты должны содержаться в разработанной форме?
В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(1) первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанной статьей, при отсутствии унифицированной формы первичного документа учреждение вправе разработать ее самостоятельно. При разработке формы первичного учетного документа рекомендуем обратить особое внимание на такой обязательный реквизит, как наименование участника хозяйственной операции. Пункт 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н*(2) (далее - Инструкция N 157н), дополняет требования Закона о бухгалтерском учете: в данном реквизите должны быть указаны идентификационные коды участника хозяйственной операции. К ним, в частности, относятся:
- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
- КПП (код причины постановки на учет);
- ОГРН (основной государственный регистрационный номер).
Примечание. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в первичном документе при отсутствии его унифицированной формы, приведен в ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции N 157н.
К сведению. ОГРН следует указывать как в буквенном выражении, так и в кодовой форме, что позволит идентифицировать каждого участника хозяйственной операции как субъекта гражданско-правовых отношений в том числе по коду соответствующего государственного реестра (в данном случае имеется в виду код ОГРН).
Если печать участника хозяйственной операции (юридического лица) содержит ОГРН, то в содержательной части первичного документа, не имеющего унифицированной формы, достаточно указать ИНН и КПП. Таким образом, в случае если одной из сторон двустороннего документа (например, акта сдачи-приемки продукции (работ, услуг)), составленного не по унифицированной форме, является бюджетное учреждение, то указанный документ должен содержать все обязательные реквизиты (в том числе ОГРН, ИНН и КПП). Аналогичные разъяснения ранее были приведены в Письме Минфина РФ от 29.11.2010 N 02-06-10/4931.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии
бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина РФ
1 января 2011 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(2) От редакции: на момент подготовки журнала в печать документ находился на регистрации в Минюсте.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"