В середине года бюджетное учреждение будет преобразовано в автономное путем преобразования типа учреждения. Вправе ли автономное учреждение применять УСН с даты его преобразования?
Согласно подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения. При этом институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в налоговом законодательстве, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение), либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственным или муниципальным учреждением).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных учредителем средств. Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
Так, в силу положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). В соответствии со ст. 6 данного Закона учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта РФ) или муниципальное образование.
Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Как указано в п. 2 ст. 346.13 НК РФ, вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в соответствующем свидетельстве.
В этом случае организация может применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки ее на учет в налоговом органе, обозначенной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. Данный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения распространяется также на организации, созданные путем реорганизации.
Реорганизация юридического лица возможна в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ).
С учетом того, что при реорганизации юридического лица в форме слияния, разделения, выделения и преобразования возникают новые юридические лица, они могут перейти на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Одновременно следует отметить, что согласно п. 14 ст. 5 Закона об автономных учреждениях создание автономного учреждения путем изменения типа существующего бюджетного учреждения не является его реорганизацией. В таком случае вносятся соответствующие изменения в устав. Устав должен отвечать требованиям, установленным ст. 7 данного Закона.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, в регистрирующий орган представляется, в том числе, заявление по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212.
В связи с этим при изменении типа государственного учреждения в налоговый орган представляется заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Таким образом, при изменении типа бюджетного учреждения на автономное осуществляется государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, при этом государственная регистрация нового юридического лица не осуществляется, соответственно, новое юридическое лицо не возникает.
Учитывая изложенное, автономное учреждение, созданное путем изменения типа бюджетного учреждения, не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основании п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, сообщаем, что согласно гл. 26.2 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке, не требующем письменного подтверждения налогового органа.
При этом автономное учреждение, созданное в течение года путем изменения типа бюджетного учреждения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и перейти на нее с начала календарного года в установленном гл. 26.2 НК РФ порядке.
Специалисты Минфина России
и Федерального казначейства
"Финансы", N 12, декабрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414