Комплектование страховых пакетов для туроператоров: резервы и пути оптимизации
В статье идентифицированы страховые услуги, востребованные сегодня предприятиями туристской отрасли. Обозначены основные проблемы и тенденции развития страхового рынка в сегменте турбизнеса. Выявлены резервы развития взаимоотношений туроператоров и страховых компаний, сформулированы ключевые принципы комплектования оптимальных страховых продуктов для туроператоров.
Взаимоотношения страховых компаний и турфирм складываются в России не один год и на сегодняшний момент во многом соответствуют общемировым стандартам и требованиям. Интенсификация турбизнеса традиционно создает предпосылки для процветания страхового бизнеса, обе эти структуры в процессе своей деятельности находятся в тесной зависимости и оказывают существенное влияние друг на друга.
Вместе с тем непрерывно меняющаяся бизнес-среда вносит в деятельность турфирм дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций, увеличивает степень предпринимательского риска. В связи с этим системное обновление страховых продуктов для турбизнеса давно стало нормой для страховых компаний. Страховщики разрабатывают и предлагают рынку новые усовершенствованные продукты, актуальные для конкретного периода времени. Пользование такими продуктами повышает имидж турфирм, помогает им привлекать клиентов и инвестиции, снижает риск неплатежеспособности и банкротства, освобождает от ряда серьезных проблем и прибавляет уверенности в завтрашнем дне. Однако до сих пор многие страховые ниши остаются незаполненными, а значительная часть страховых услуг не востребуется турбизнесом.
Туроператор - производитель туристских продуктов
Производство турпродуктов порождает три базовых вида страхования: предпринимательских рисков, гражданской ответственности туроператоров, личного страхования путешественников.
Страхование предпринимательских рисков туроператоров - наименее развитый сегмент, тогда как зависимость туризма от внешних факторов очень велика и страховых случаев с подобной тематикой немало. Наглядным примером нанесения весомых убытков турбизнесу от чрезвычайной ситуации является пожар, произошедший в феврале прошлого года на одном из объектов МГТС и на не сколько недель оставивший без средств коммуникации с внешним миром многие столичные турфирмы. Что бы выйти из положения, турфирмы временно переключались на мобильную связь, спасались за счет Интернета. И все же убытки в той или иной степени понесли все турфирмы, чьи телефоны обслуживались сгоревшей подстанцией: за время почти трехнедельного молчания телефонов они фактически не получи ли новых заказов, впустую сработала проплаченная реклама, не сформировались полноценные группы. Вместе с тем убытков можно было бы избежать посредством предварительного страхования рисков вынужденной остановки производственной деятельности или финансовых рисков, связанных с неисполнением договорных обязательств контрагентом (в данном случае - МГТС).
Практика страхования предпринимательских рисков, широко распространенная за рубежом, постепенно появляется и в нашей стране. Этот вид страхования обеспечивает предприятию такие условия, в которых неблагоприятные обстоятельства не влияют на его финансовое состояние. Ранжир предпринимательских рисков представлен в Гражданском кодексе. К ним отнесены:
- риск убытков, связанных с простоями, вынужденными остановками производственной деятельности;
- риск убытков, связанных с неисполнением договорных обязательств контрагентами предприятия;
- риск, связанный с недополучением ожидаемых доходов в результате прямых (недополучение прибыли, убыток от простоя техники или непоставки сырья) или косвенных потерь (упущенная выгода, банкротство).
Страхование предпринимательских рисков традиционно осуществляется по стадиям кругооборота средств в процессе туристского производства. Первая (денежная) стадия кругооборота средств связана с инвестированием капитала. Страховое обеспечение вложенного капитала осуществляется с помощью страхования инвестиций, кредитов, депозитных вкладов. Страховая защита туроператора на второй (производственной) стадии кругооборота средств осуществляется путем проведения страхования на случай перерывов в хозяйственной деятельности в связи с пожарами, авариями и другими неблагоприятными событиями, которое обеспечивает защиту от потерь, связанных с прекращением производства турпродуктов, дополнительными затратами по возобновлению их производства и др. На третьей (товарной) стадии кругооборота денежных средств, где происходят реализация турпродуктов и их оплата, осуществляется страхование риска неплатежа по политическим и коммерческим причинам.
Специфика страхования предпринимательских рисков обуславливает особые требования к порядку заключения договоров. В частности, туроператор-страхователь должен предоставить подробную информацию о предпринимательской деятельности, условиях ее осуществления, ожидаемых доходах и расходах, заключенных контрактах, своих контрагентах и других обстоятельствах, имеющих отношение к степени риска. В зависимости от этой информации и будет сформирован страховой продукт с параметрами "цена - качество", удовлетворяющими обе стороны.
Страховых продуктов с рисковой тематикой на рынке немало. В перечень страховых рисков могут входить различные события - от стихийных бедствий до общественно-политических факторов. По договорам страхования могут возмещаться:
а) текущие расходы, объем которых не зависит от оборотов турфирмы (заработная плата сотрудников, сборы, исчисляемые с фонда оплаты труда, плата за аренду помещений, амортизационные отчисления на простаивающую технику);
б) затраты по сокращению ущерба, нанесенного страховым случаем (расходы по переводу деятельности на резервные мощности, заработная плата за сверхурочную работу);
в) упущенная прибыль, которую турфирма могла получить от реализации турпродуктов, если бы ее хозяйственная деятельность не была прервана.
Цены на рассматриваемые страховые продукты вполне приемлемы или, по крайней мере, обоснованы. Для того чтобы определить общий размер убытков от перерыва в хозяйственной деятельности и объем соответствующего страхового возмещения, обычно сравнивают результаты деятельности турфирмы за время простоя с результатами, которых она достигла бы при нормальной работе.
При этом в расчет берутся все обстоятельства, которые могли бы повлиять на результат деятельности турфирмы при нормальной работе. Расчеты, как правило, делают за 12 месяцев, предшествующих дате наступления страхового случая. Однако, если расчеты показывают, что турфирма, работая в обычном режиме, не получила бы прибыли, упущенная прибыль, естественно, не возмещается. Кроме того, в соответствии с основным принципом страхования турфирме не возмещаются затраты, направленные на модернизацию производства, увеличение объемов выпуска турпродуктов и другие цели, несущие ей определенную выгоду. При этом условия договоров данного страхования нередко предусматривают установление франшизы.
Туроператоры (особенно те, деятельность которых во многом зависит от работы транспорта) все чаще используют этот вид страхования. И все же на сегодняшний день предложение в рассматриваемом страховом сегменте явно доминирует над спросом по ряду причин. По мнению экспертов, основной причиной вот уже много лет остается отсутствие системы оценки нематериальной собственности и методики подсчета ущерба, нанесенного предпринимательскими рисками. Отсутствие надлежащего методического обеспечения существенно затрудняет возможность определения размеров действительной упущенной выгоды. В результате страховые тарифы выглядят неубедительно.
Страхование гражданской ответственности туроператоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации турпродукта - это обязательный вид страхования, направленный на возмещение вреда личности или имуществу туриста, понесшего ущерб в результате действий застрахованного туроператора. Условия страхования в данном случае базируются на общих правилах, разработанных Всероссийским союзом страховщиков, и соответствующих положениях Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", поэтому страховые продукты, предлагаемые страховщиками, более менее одинаковы для всех туроператоров. Базовые страховые тарифы - в размере 2,4% страховой суммы для туроператоров международного туризма и на уровне 2,05% для операторов внутреннего рынка - также идентичны. При этом страховщики имеют право применять к этим тарифным ставкам повышающие (от 1 до 5) или понижающие (от 0,4 до 1) коэффициенты, а также дополнительный повышающий коэффициент (от 1,1 до 2) за восстановление размера страховой суммы до минимального значения (в случае выплат туристам). Таким образом, тариф при понижающих коэффициентах составляет около 1% страховой суммы, а максимальный может достигать более 12%.
Страхование туристов в поездках также условно можно отнести к обязательным видам страхования. Многие посольства, в частности германское, французское и некоторые другие, выдают визу только при наличии страхового полиса.
Для удобства обслуживания клиентов страховщиками разработаны различные страховые программы, чаще всего четыре: А, B, C, D. Каждый вариант подразумевает определенный комплекс страховых услуг. Вариант А (самый распространенный), как правило, включает эвакуацию пострадавшего в лечебное учреждение и медицинские расходы при несчастном случае или внезапном заболевании. Вариант В кроме этих услуг обычно дополнен услугами оплаты визита родственников к застрахованному и оказания стоматологической помощи, вариант С - услугами юридической и административной помощи, вариант D - VIP-услугами.
Чем больше услуг включено в страховой пакет, тем большее количество рисков он покрывает и, соответственно, тем выше его стоимость. Для каждого страхового пакета уточняются случаи, признающиеся страховыми и влекущие за собой выплаты застрахованному лицу: случаи платной медицинской помощи, утраты трудоспособности или смерти, утери багажа, документов, средств к существованию, наступления гражданской ответственности, невозможности совершить запланированную поездку, другие события, влекущие за собой непредвиденные и непреднамеренные расходы застрахованных лиц. Минимальная стоимость страхового пакета, как правило, составляет около 1 у.е. в сутки
Несмотря на многообразие вариантов, самой востребованной страховой услугой в рассматриваемом сегменте по-прежнему остается медицинское страхование туристов. Остальные страховые услуги идут с большим отрывом, тогда как динамика роста, например, несчастных случаев, в том числе с летальным исходом, говорит о насущной необходимости доукомплектования страховых продуктов услугами в соответствии с принципами минимизации рисков путешественников, комфортного отдыха.
Туроператор - собственник имущества
Имущественное страхование - сегмент, в котором объектом страховых отношений выступают различные материальные ценности, а также имущественные права туроператора. Имущественное страхование предусматривает обязанности страховщика по страховым выплатам туроператору в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного страховым случаем его имущественным интересам, связанным с владением, распоряжением и пользованием объектами имущества, участвующего в предпринимательской деятельности.
К страхуемым рискам традиционно относятся: наводнение, буря, ураган, шторм, лавина, оползень, половодье, обильный снегопад, удар молнии, землетрясение, просадка грунта, пожар, взрыв, наезд транспортных средств, падение деревьев и летательных аппаратов, авария систем отопления, водоснабжения и канализации, кража, ограбление, умышленное уничтожение или повреждение имущества в результате действий третьих лиц. Как правило, не принимаются на страхование предметы, факт гибели которых от пожара, стихийного бедствия или похищения трудно установить (например, документы, денежные знаки, ценные бумаги, рукописи, предметы религиозного культа), а также птицы, комнатные растения и др.
Размер страховой премии в имущественном страховании зависит не столько от стоимости объекта, сколько от степени его защищенности, рисков, от которых он страхуется, вида самого объекта и сроков страхования. Разумеется, у страховщиков есть базовые тарифы, но они условны. Для каждой турфирмы премию определяют в индивидуальном порядке. Рыночные тарифы на страхование имущества колеблются в пределах 0,1-1,5%. Кроме того, на окончательную сумму страхового тарифа существенное влияние оказывают различные скидки и надбавки. Так, например, офисное кирпичное здание подвержено меньшим рискам, нежели компьютер, поэтому его страхование обойдется дешевле. Заключая договор, страховщик может рекомендовать турфирме провести противопожарные мероприятия. Если фирма последует совету, также сможет получить определенную скидку.
Объектами страхования в рассматриваемом сегменте обычно выступают:
- здания (помещения, офисы), иные объекты движимого и недвижимого имущества, расположенные в этих зданиях (конструктивные элементы, внутренняя отделка, оборудование (торговое, рекламное и др.), движимое имущество (мебель, оргтехника, предметы интерьера и т.д.), сооружения (устройства электропередачи, связи, инженерные сети), остекление (изделия из стекла, являющиеся частью конструктивных элементов зданий либо элементами внутренней отделки зданий);
- гражданская ответственность на случай причинения вреда другим лицам при эксплуатации застрахованного имущества;
- средства транспорта: наземного (автомобили, автобусы, средства железнодорожного транспорта и др.), водного (суда пассажирские и др.), воздушного (самолеты, вертолеты).
Страхование офисов - наиболее развитый сегмент имущественного страхования туроператоров. В процессе эксплуатации офисных помещений турфирмы рискуют столкнуться с проблемами, способными нанести существенный урон бизнесу. Причем не только их собственному, но и бизнесу соседей по офисному зданию. Офису могут угрожать пожар, за топление, кража, взрыв, и последствия могут быть разно образными - от кражи компьютера до полного разрушения здания. Та кие происшествия способны не только парализовать работу турфирмы, но и нанести ей существенный финансовый ущерб. По мере развития турбизнеса все большее число турфирм стремится учитывать риски, связанные с работой офиса, и обращаются в страховые компании. Предприниматели убедились (либо на собственном опыте, либо на опыте партнеров и конкурентов), что страхование офиса не пустая трата денег, а насущная необходимость. Конечно, земле трясения у нас случаются нечасто, зато трубы текут с завидной регулярностью. По словам страховщиков, именно затопление является наиболее частым страховым случаем в практике имущественного страхования фирм, в том числе туроператорских.
Ключевые компоненты любого турофиса - это здание, внутренняя отделка и иное имущество (компьютеры, мебель, оборудование и пр.). Страховщики предлагают различные варианты страхования зданий, отделки и имущества турофисов как отдельно, так и общим пакетом. Обычно само здание и внутренняя отделка турофиса страхуются отдельно. Это обусловлено тем, что весомость ущерба при повреждении отделки, как правило, существенно выше, чем при повреждении здания, поэтому страховщики предпочитают знать, в пределах каких страховых сумм они будут отвечать по каждому из этих двух случаев и, соответствен но, какой тариф применить по страхованию отделки, а какой - по страхованию здания. Дополнительно могут быть за страхованы различные расходы, произведенные с целью уменьшения ущерба, например расходы на расчистку территории или защиту застрахованного имущества, оставшегося неповрежденным, к примеру, после пожара. Вместе с тем, как правило, не подлежит страхованию имущество, которым турфирма не распоряжается на правах собственности, аренды или иных юридических основаниях. То есть, если в турофисе используется компьютер, являющийся личной собственностью одного из сотрудников, застраховать его нельзя.
Обычно страховые компании предлагают за страховать турофис вместе с находящимся в нем имуществом от стандартного набора рисков. Как правило, по вы бору турфирм страхование может осуществляться в отношении следующих рисков: пожар, удар молнии, взрыв, стихийные бедствия (затопление, ливень, град и т.д.); повреждение имущества водой в результате аварий инженерных коммуникаций (водопроводных, канализационных, отопительных внутренних систем и внутренних систем пожаротушения); кража со взломом, грабеж и разбой; умышленные противоправные действия третьих лиц (умышленное повреждение или уничтожение имущества, хулиганство, вандализм); падение пилотируемых летающих объектов, их частей или груза; наезд транспортных средств; бой оконных стекол, зеркал, витрин; воздействие электротока в форме короткого замыкания, перенапряжения, повреждения изоляции и других аналогичных причин*(1). Причем всеми страховщиками установлены ограничения, то есть события, которые не позволяют считать случай страховым. К ним, в частности, относятся военные действия, маневры или военные мероприятия и их последствия, народные волнения и забастовки, а также умышленные действия страхователя (туроператора) или его представителей.
Стоимость услуг страхования офисного имущества устанавливается исходя из набора страхуемых рисков и действительной стоимости этого имущества. Для определения действительной стоимости имущества страховщиками используются балансовая (остаточная) стоимость, восстановительная стоимость (с учетом износа), оценочная стоимость и сметная стоимость. При тарификации имущественных страховых пакетов принимается во внимание все - наличие охраны, системы видеонаблюдения, средств пожаротушения, состояние инженерных систем, наличие в непосредственной близости от страхуемого объекта источников повышенной опасности (автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов и т.д.) и др. Средние тарифы на страхование турофисов в настоящее время колеблются в пределах: для зданий - 0,1-0,6%, для внутренней отделки - 0,3-1,5%, для имущества - 0,15-0,8%.
Минимизировать стоимость страховки можно двумя общеизвестными способами: снижением рисков и установлением франшизы. Так, по рекомендации страховщика, туроператор вправе про вести комплекс мероприятий, снижающих вероятность наступления тех или иных рисков (например, оборудовать турофис системой автоматического пожаротушения) и, соответственно, уменьшающих стоимость страховки. Другой возможный вариант экономии на размере страховой премии - это франшиза, то есть предусмотренная условиями договора страхования часть убытков, не подлежащая возмещению страховщиком. Если туроператор заключает договор имущественного страхования с франшизой, это снижает размер страховой премии, так как в таком случае часть ответственности перекладывается на него.
Как отмечалось ранее, при эксплуатации турофиса туроператором может быть нанесен ущерб третьим лицам, на пример соседним офисам. В практике страховщиков известно много случаев, когда по вине одного арендатора, занимающего небольшую площадь в офисном здании, сгорало имущество и других компаний. Суммарные претензии к виновнику пожара в таком случае могут быть очень весомыми, тогда как наличие полиса страхования ответственности вследствие эксплуатации офиса позволит туроператору компенсировать убытки за счет страховой компании. Сумма страхования ответственности, как правило, устанавливается страховщиками исходя из сложившейся на страховом рынке практики и судебных прецедентов, касающихся рассмотрения исков третьих лиц, а также ряда других факторов: качества и стоимости отделки и оборудования соседних офисов, местоположения и степени износа здания и пр. Как правило, по договорам страхования гражданской ответственности в качестве страховых взносов признаются 2% суммы страховых взносов, поступивших по этим договорам.
Страхование транспортных средств от аварий, угона сегодня востребовано туроператорами - владельцами или совладельцами парков воздушных, морских, речных судов и автопарков. Число таких туроператоров невелико, но неуклонно растет. Страховые продукты и ставки страховых платежей в данном сегменте дифференцированы по типам страховой ответственности, условиям и направлениям транспортировки, состоянию транспортных средств и другим признакам. Существенное значение в регулировании имущественного страхования в туризме имеют международные соглашения (договоры, конвенции), подписанные РФ или не подписанные, но обязательные к применению в межгосударственных связях. Например, РФ является участницей Римской конвенции 1952 года "О возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности земли". В силу требований данной Конвенции эксплуатация иностранных воздушных судов без страхования гражданской ответственности авиаперевозчика за причинение вреда третьим лицам на поверхности земли не допускается. Страховой полис должен находиться на борту воздушного судна, или его копия должна быть представлена в государственный орган управления гражданской авиацией страны, над территорией которой осуществляются полеты.
Туроператор - работодатель
Необходимость мотивации персонала, привлечения и удержания квалифицированных кадров, повышения репутации турфирмы на рынке труда и снижения расходов, возникающих по причине нетрудоспособности работников, приводит к тому, что все большее количество турфирм заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества (жилые дома, дачи, квартиры, гаражи, иные постройки) физических лиц - штатных сотрудников.
Страхование жизни сотрудников турфирмы - форма защиты от рисков, которые угрожают их жизни. Жизнь или смерть как форма существования не может быть объективно оценена, но посредством страхового полиса застрахованный может предотвратить материальные трудности, с которыми он или его родственники могут столкнуться в случае смерти или инвалидности. Страховые тарифы при заключении договоров страхования жизни устанавливаются страховщиками исходя наборов страхуемых рисков и результатам медицинских осмотров страхуемых граждан.
Страхование от несчастных случаев обеспечит защиту сотрудников турфирмы от рисков, которые угрожают их трудоспособности и здоровью. Под несчастным случаем понимается физическое повреждение, следствием которого является временная инвалидность или смерть. Страховые тарифы при заключении договоров страхования от несчастных случаев устанавливаются страховщиками исходя наборов страхуемых рисков, профессий и возрастных категорий страхуемых граждан.
Добровольное медицинское страхование (далее - ДМС) - наиболее динамично развивающийся вид страхования сотрудников фирм, в том числе туристских. Это объясняется рядом факторов. Во-первых, рост туроператоров и их финансовых возможностей, развитие корпоративной культуры приводят к тому, что руководители современных турфирм начинают проявлять все большую заботу о своих сотрудниках. Во-вторых, низкое качество бесплатного лечения, в значительной степени декларативный характер ОМС, большие очереди в поликлиниках и вместе с тем непрерывное совершенствование программ ДМС, открывающее широкие возможности выбора услуг высокого уровня, способствуют его интенсификации. Приобретая полис ДМС для сотрудника, турфирма решает за него серьезные проблемы. Для самого же предприятия решается вопрос стимулирования и удержания ценных работников. Кроме денежных премий и различных психологических факторов сотрудник получает дополнительные бонусы в виде расширенного соцпакета, включающего ДМС.
Стандартные комплексные программы, предлагаемые большинством страховых компаний, по набору услуг во многом схожи. Они включают в себя все необходимые виды медицинского обслуживания: амбулаторно-поликлиническую помощь, вызов врача на дом, услуги скорой помощи, плановый и экстренный стационар и стоматологию*(2). Такие программы учитывают большинство страховых случаев. Стоимость полиса со стандартным набором услуг составляет в среднем около 15 тыс. руб. в год на одного сотрудника. Страховая ответственность компании при этом составляет 50 тыс. у.е. по амбулаторной части и 100 тыс. у.е. по стационарной части для каждого застрахованного.
Кроме базовых существует множество специально разработанных дополнительных вариантов. Например, программы для топ-менеджеров с высоким сервисным обслуживанием, программы профилактики инфекционных заболеваний и др. Из предлагаемого набора услуг турфирма-работодатель по своему желанию может собрать программу, которая будет максимально соответствовать ее требованиям к стоимости обслуживания и уровню сервиса. Эксперты отмечают, что все большее количество турфирм сегодня могут позволить себе приобретение расширенных программ.
Вместе с тем проблем, сдерживающих использование ДМС в качестве одного из компонентов страхового пакета современной турфирмы, немало. Прежде всего это ограниченность медучреждений, позволяющих проводить высокотехнологичную диагностику и оказывающих медицинские услуги высокого уровня, и законодательно установленный лимит взносов по договорам ДМС, относимых на себестоимость (6% фонда оплаты труда).
Страхование имущества сотрудников турфирмы может проводиться на случай уничтожения, гибели, утраты или повреждения их имущества в результате стихийных бедствий, несчастных случаев или иных неблагоприятных событий. Под имуществом понимаются предметы домашней обстановки, обихода и потребления, используемые в личном хозяйстве и предназначенные для удовлетворения бытовых и культурных потребностей семьи по праву личной собственности. Объектами страхования могут быть: строения, предметы домашней обстановки, транспортные средства и др.
При страховании строений и предметов домашней обстановки сотрудников турфирмы страховые суммы могут устанавливаться, как и при страховании личного имущества любых других граждан, то есть в пределах страховой (действительной) стоимости объектов страхования, рассчитанных на момент заключения договора (с учетом износа), с учетом сроков страхования, возможных льгот и скидок. Тарифные ставки могут быть установлены в процентах от страховых сумм с учетом конкретных условий страхования (например, тарифные ставки страхования строений различны для городской и сельской местности). Ущербом будет считаться:
а) в случае уничтожения или похищения предмета - его действительная стоимость (с учетом износа) исходя из рыночных цен;
б) в случае повреждения предмета - разница между его действительной стоимостью и стоимостью этого предмета с учетом обесценивания в результате страхового случая.
Нестраховым может считаться ущерб, понесенный вследствие естественных свойств имущества, умышленных действий или неосторожности страхователя, несоблюдения страхователем требований нормативных документов по эксплуатации и обслуживанию застрахованного объекта, а также использования этого объекта не по назначению, обстоятельств непреодолимой силы.
При страховании личных транспортных средств сотрудников турфирмы могут использоваться стандартные программы обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) и добровольного страхования (КАСКО). Как известно, ОСАГО предполагает страховые выплаты третьим лицам. КАСКО, как правило, включает в себя два основных риска - ущерб и хищение. По риску "ущерб" возмещаются убытки, вызванные повреждением или уничтожением автомобиля по следующим причинам: ДТП, пожар, возгорание, стихийные бедствия (наводнения, за топления, землетрясения и т.д.), падение на транспортное средство различных инородных предметов (снег, лед, дерево во время урагана), повреждение предметами (например, камнями, вылетевшими из-под колес других автомобилей во время движения), противоправные действия в отношении автомобиля третьих лиц (в том числе хищение отдельных элементов, узлов и агрегатов), наружное повреждение кузова застрахованного транспортного средства животными. По риску "хищение" возмещению подлежит ущерб, вызванный кражей автомобиля. При желании можно застраховать транспортное средство только от ущерба или только от хищения. В целях экономии можно застраховать ущерб, понесенный исключительно в случае ДТП, произошедшего по вине третьих лиц, или прибегнуть к помощи франшизы.
Комплексный страховой пакет для туроператора
По мнению менеджеров ряда страховых компаний, работающих в туристском сегменте, динамика востребованности турфирмами страховых услуг выглядит следующим образом:
Динамика популярности страховых услуг в туризме
Вид страхования | Уд. вес страховых услуг в общем составе, % | ||
2005 год | 2007 год | 2010 год | |
Страхование предпринимательских рисков | |||
Страхование от перерывов в производстве | 1 | 3,3 | 6 |
Страхование убытков из-за нарушения обязательств контрагентами | 1 | 2 | 6 |
Страхование финансовых рисков | 1 | 10,6 | 12 |
Страхование гражданской ответственности туроператоров за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации турпродукта | 0,3 | 0,1 | 27 |
Страхование путешественников | |||
Медицинское страхование | 2,8 | 4,4 | 12 |
Страхование от несчастного случая | 0,5 | 2 | 5 |
Страхование имущества | 0,5 | 1 | 1 |
Страхование ответственности | 0,5 | 1 | 1 |
Иное | 1 | 1 | 1 |
Страхование имущества турфирмы | |||
Страхование зданий/офисов | 5 | 7 | 9 |
Страхование транспорта | 34 | 48,2 | 52 |
Страхование ответственности | 1 | 1,5 | 2 |
Страхование сотрудников турфирмы | |||
Страхование жизни | 0,9 | 2,2 | 3,5 |
Страхование от несчастных случаев | 1 | 1 | 2 |
ДМС | 2 | 10 | 18 |
Страхование имущества | 0,3 | 0,5 | 1 |
ОСАГО | 0 | 0 | 1 |
КАСКО | 0 | 0 | 1 |
Страховщики связывают перспективы роста туристского сегмента страхового рынка с развитием таких видов добровольного страхования, как страхование предпринимательских рисков, имущества турфирм и личного страхования их сотрудников. Сегменты обязательного и условно обязательного страхования (страхование гражданской ответственности туроператоров, медицинское страхование туристов, страхование транспортных средств) уже "поделены" страховыми компаниями "всерьез и надолго". Вместе с тем интерес к страхованию дополнительных рисков на добровольной основе стабильно растет. Этому способствует положительный опыт общения со страховщиками. Узнав, что партнер по бизнесу или сосед по офису получил страховое возмещение в случае какого-либо чрезвычайного происшествия, все большее число турфирм задумывается о необходимости страхования собственных рисков.
Таким образом, необходимость реализации комплексного подхода при формировании страховых пакетов для туроператоров не вызывает сомнений. С учетом изложенного комбинированный страховой пакет туроператора примет вид:
Страховой пакет туроператора
Объекты страхования | Страховые события | Страховая сумма | Стоимость страховых услуг |
Предпринимательские риски | Риски убытков, связанные с простоями; риски убытков из-за нарушения обязательств контрагентами; риски, связанные с недополучением ожидаемых доходов | Ожидаемая сумма прибыли | Процент нормы прибыли |
Гражданская ответственность туроператоров | Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации турпродукта | Сумма финансовых гарантий | 1-12% |
Жизнь, здоровье и имущество путешественников | Случаи платной медицинской помощи, утраты трудоспособности или смерти, утери багажа, документов, средств к существованию, наступления гражданской ответственности, невозможности совершить запланированную поездку, другие события, влекущие за собой непредвиденные и непреднамеренные расходы застрахованных лиц | От 30 тыс. у.е. | 1 у.е. в сутки |
Имущество туроператора | Огневые риски, стихийные бедствия, влияние воды, противоправные действия третьих лиц | Стоимость имущества | 2-15% |
Жизнь, здоровье и имущество сотрудников турфирмы | Случаи платной медицинской помощи, утраты трудоспособности или смерти, имущественные риски, риски наступления гражданской ответственности и др. | От 50 тыс. руб. | От 500 руб. в мес. |
Оптимальная комбинаторность позволит страховщикам перераспределить страховые риски и предложить доступные цены на страховые пакеты. Разумеется, минимизировать страховые риски исключительно за счет комплексности страхования турфирм невозможно. Нельзя забывать о необходимости развития организационно-экономических связей в системе "турфирма - страховщик", постоянно искать разумные компромиссы. Со стояние турфирм, их стабильность, уверенность в настоящем и возможность планирования будущего - важное условие развития страхового рынка.
М.Н. Забаева,
к.э.н., доцент кафедры экономики,
финансов и статистики ННГАСУ
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Официальные сайты страховых компаний.
*(2) Официальные сайты страховых компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"