Обязана ли наша организация в рамках ст. 93.1 НК РФ повторно представлять документы, которые уже были представлены при проведении камеральной проверки? Ограничен ли период, за который могут быть истребованы такие документы?
В соответствии со ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ истребовать такие документы налоговые органы могут и вне рамок проведения налоговых проверок, а при возникновении обоснованной необходимости получения информации относительно конкретной сделки.
В этом случае налоговый орган направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет ему требование о представлении документов (информации).
Согласно п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 и 5 ст. 93 НК РФ.
Надо отметить, что повторное истребование документов в данном случае отменено только Федеральным законом N 229-ФЗ. Важным моментом является и то, что положения п. 5 ст. 93.1 (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) применяются в отношении документов, представляемых в налоговые органы после 1 января 2011 года (п. 8 ст. 10 Федерального закона N 229-ФЗ).
Таким образом, в отношении документов, представленных в налоговые органы после 1 января 2011 года, применяется запрет на повторное истребование документов, установленный п. 5 ст. 93 НК РФ.
Что касается периода, за который могут быть истребованы документы, то, по мнению финансистов, приведенному в Письме от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, ст. 93.1 НК РФ не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
Напомним также, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ, в которую Федеральным законом N 229-ФЗ также внесены изменения, и ответственность должностных лиц, определенную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
Так, согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
До изменений, внесенных Федеральным законом N 229-ФЗ, штрафы были соответственно 1 000 руб. и 5 000 руб.
Согласно ст. 15.6 "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц - от 300 до 500 руб.
С.П. Данченко,
эксперт журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2011 г.
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"