Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С 01.01.2011 вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон N 212-ФЗ*(1) и другие законодательные акты, регламентированные Федеральным законом N 339-ФЗ*(2).
Объект обложения страховыми взносами
В первую очередь рассмотрим основные изменения, внесенные в ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ. Указанной нормой было предусмотрено обложение страховыми взносами всех выплат и вознаграждений, перечисляемых работникам по трудовым договорам, а также предусмотренных в коллективных соглашениях и локальных актах работодателя. Из буквального толкования данного положения можно сделать вывод, что иные выплаты не облагаются страховыми взносами.
Минздравсоцразвития в 2010 году придерживалось следующего мнения: страховыми взносами облагаются все выплаты работнику независимо от того, предусмотрены они в трудовых договорах или нет. То есть страховыми взносами облагаются все выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений, будь то премии или подарки к определенным датам (письма Минздравсоцразвития РФ от 23.03.2010 N 647-19, от 19.05.2010 N 1239-19, от 26.05.2010 N 1343-19). Данная позиция уточнена в Федеральном законе N 339-ФЗ - теперь объектом обложения страховыми взносами будут признаваться выплаты и вознаграждения, которые производятся в рамках трудовых отношений. В этом случае работодатель должен облагать страховыми взносами любые выплаты, перечисляемые работникам. Соответственно, после внесения данной поправки позиция Минздравсоцразвития получила законодательное обоснование.
В то же время согласно ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), предусмотренной трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В этом случае возникает вопрос: начисляются ли страховые взносы на выплаты, которые работодатель производит работнику не в связи с исполнением им трудовой функции, а в качестве премий и подарков к определенным датам? На этот вопрос ответит практика применения новой редакции ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ перечислены выплаты, на которые не распространяется действие ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ. Федеральным законом N 339-ФЗ внесены изменения и в указанную статью, но сначала обратимся к норме ст. 126 ТК РФ, согласно которой часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Данная компенсация не подлежит обложению страховыми взносами, так как предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, то есть подпадает под действие пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, облагается страховыми взносами, так как подпадает под действие пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Подпункт "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ указывает, что с 01.01.2011 компенсация за неиспользованный отпуск, не связанная с увольнением, облагается страховыми взносами.
Отметим, что целью внесения данных поправок является обложение страховыми взносами любых выплат и вознаграждений, перечисляемых работодателем своим работникам.
Порядок зачета страховых взносов
Изменения внесены и в порядок исчисления страховых взносов. Так, ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ дополнена ч. 2.1, в которой закреплено право плательщика страховых взносов в пределах календарного года засчитывать сумму превышения страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством над суммой начисленных страховых взносов по указанному виду обязательного социального страхования в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следует помнить, что к расходам, уменьшающим платежи по взносам в бюджет ФСС, можно отнести (ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ*(3)):
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- социальное пособие на погребение.
Сроки представления отчетности
Установлены новые сроки представления отчетности по страховым взносам (форма 4 ФСС РФ) и персонифицированному учету (форма РСВ-1 ПФР). Так, согласно новой редакции ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ, абз. 1 п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ*(4) организации, производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели и физические лица обязаны представлять отчетность за 2011 год:
1. Не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, по форме 4 ФСС РФ (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Напомним, что согласно предыдущей редакции эту обязанность необходимо было выполнить до 15-го числа. В то же время ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает представление отчетности не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Кроме того, согласно приложению к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 871н*(5) отчетность в ФСС представляется в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть согласно приложению к Приказу Минздравсоцразвития РФ N 871н, утвердившему данную форму, срок представления отчетности продлевается на один день (последняя дата представления - 15-е число), что противоречит срокам, установленным п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которому срок представления отчетности в территориальный орган ФСС - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Внесенные поправки устранили это противоречие.
2. Не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, по форме РСВ-1 ПФР (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ вместе с расчетом по форме РСВ-1 ПФР плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице. Напомним, что согласно предыдущей редакции расчет по форме РСВ-1 ПФР представлялся плательщиками страховых взносов до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а персонифицированные сведения (в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ в редакции Федерального закона N 213-ФЗ*(6)) за первое полугодие -до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 01.02.2011 (ч. 12 ст. 37 Федерального закона N 213-ФЗ).
Прекращение предпринимательской деятельности после начала расчетного периода
Федеральным законом N 339-ФЗ урегулированы также размер и порядок уплаты страховых взносов в случае прекращения предпринимательской деятельности плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, после начала очередного расчетного периода. Статья 14 Федерального закона N 212-ФЗ дополнена ч. 4.1, согласно которой при прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, адвокатом или нотариусом после начала очередного расчетного периода размер страховых взносов определяется пропорционально количеству месяцев с начала календарного года по месяц прекращения деятельности. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца до даты государственной регистрации прекращения деятельности (включительно).
Соответствующие изменения внесены и в ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ. До 01.01.2011 ч. 6 данной статьи предусматривала, что если индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность до конца расчетного периода, он обязан подать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до дня подачи заявления о государственной регистрации прекращения деятельности. С 01.01.2011 эта норма изменилась: согласно новой редакции указанной статьи расчет по страховым взносам необходимо представлять в 12-дневный срок с даты государственной регистрации прекращения деятельности. Аналогичные правила были установлены ч. 7 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ для адвокатов и нотариусов.
Напомним, что уплата страховых взносов названными лицами должна быть произведена не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета (ч. 8 ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ). Однако с 01.01.2011 эта норма дополнена следующей информацией: если расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам не представлен в указанные сроки, то срок уплаты страховых взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Уточнение платежа и зачет переплаты
Кроме того, Федеральным законом N 339-ФЗ установлен порядок уточнения платежа в случае неверного заполнения платежного поручения на перечисление страховых взносов. Так, в соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не считается исполненной в случае неправильного заполнения плательщиком страховых взносов поручения, повлекшего неперечисление данной суммы на соответствующий счет Федерального казначейства. Однако если ошибки были допущены, но денежные средства поступили на соответствующий счет бюджета внебюджетного фонда, страховые взносы считаются уплаченными (постановления ФАС ПО от 05.10.2010 N А55-38900/2009, от 15.09.2010 N А55-38937/2009, ФАС СКО от 29.07.2010 N А53-192/2010).
Теперь это противоречие устранено, и при неверном заполнении платежного поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, которое не привело к непоступлению суммы на счета бюджета внебюджетного фонда, плательщик вправе уточнить платеж, подав при этом заявление об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов (ч. 8 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ). По предложению плательщика страховых взносов или контролирующего органа также может быть проведена сверка уплаченных страховых взносов, которая оформляется актом и подписывается обеими сторонами (ч. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ). Частью 10 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что органы контроля имеют право требовать от уполномоченного банка копии поручения на перечисление страховых взносов. Банк, в свою очередь, в течение пяти дней со дня получения требования обязан представить в орган контроля копию указанного поручения.
Согласно ч. 11 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты страховых взносов, при этом если на сумму недоимки были начислены пени, орган контроля осуществляет их перерасчет. Кроме того, орган контроля обязан уведомить плательщика страховых взносов о принятом решении в течение пяти дней после принятия данного решения. Такие же правила уточнения платежа применяются в отношении пеней и штрафов.
Претерпела изменения и ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ. Так, ч. 6 указанной статьи изложена в новой редакции, согласно которой зачет излишне уплаченной суммы страховых взносов в счет предстоящих платежей производится по решению контролирующего органа самостоятельно. При этом плательщик страховых взносов может обратиться с письменным заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов. Соответствующие решения принимаются органом контроля в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов или получения заявления плательщика страховых взносов либо со дня подписания органом контроля и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных страховых взносов, если она проводилась (ч. 7 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пониженные тарифы страховых взносов для СМИ и родовых общин народов Сибири и Дальнего Востока
Комментируемым законом установлены пониженные тарифы страховых взносов для коренных малочисленных родовых общин народов Сибири и Дальнего Востока, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ), а также для СМИ (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Так, в 2011 году выплаты работникам коренных малочисленных родовых общин народов Сибири и Дальнего Востока будут облагаться страховыми взносами в размере 20,2% с последующим увеличением (ч. 2 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ), а на доходы, полученные членами этих общин от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных промыслов, страховые взносы начисляться не будут (п. 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ).
Для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера), в том числе в электронном виде (п. 7 ч. 1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ), в 2011 году размер тарифа составит 26% с последующим увеличением к 2014 году до 30% (ч. 3.1 ст. 58 Федерального закона N 212-ФЗ). Также для указанных плательщиков страховых взносов согласно п. 9 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" предусмотрено соответствующее распределение этих взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Представительство в отношениях между плательщиками взносов и контролирующими органами
Федеральным законом N 339-ФЗ в Федеральный закон N 212-ФЗ введена ст. 5.1, регулирующая представительство в отношениях между контролирующими органами и плательщиками страховых взносов. Следует помнить, что уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. В свою очередь, уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 5.1 Федерального закона N 212-ФЗ уполномоченными представителями плательщика страховых взносов не могут быть должностные лица органов контроля за уплатой страховых взносов, налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
В.В. Данилова,
редактор журнала "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
*(3) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(4) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения".
*(6) Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)