Ночные кошмары в рамках закона
Словосочетание "проверочные мероприятия с участием органов по борьбе с экономическими преступлениями" наводит страх на предпринимателей, рисуя нелицеприятные картины противозаконных действий людей в масках. Насколько это соответствует истине и существуют ли нормативно определенные требования к действиям милицейских органов, выяснила практикующий юрист Юлия Лабутина.
Разбираясь в вопросе осуществления проверочных мероприятий с участием сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) или управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП), в первую очередь необходимо отметить, что, начиная с 2009 года, полномочия последних существенным образом сократились. Однако определенные возможности, связанные с инициацией такой проверки, действующее законодательство все-таки оставляет.
Основания для визита
Для изучения причин, по которым такая проверка ОБЭП может быть организована, необходимо отметить, что органы по борьбе с экономическими преступлениями относятся к подразделениям, входящим в систему ОВД РФ. А следовательно, основополагающие нормативные акты, регулирующие работу милиции, напрямую относятся к деятельности ОБЭП.
При этом надо учесть, что ранее действующие правила (от 16 марта 2004 г. N 177 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"; от 2 августа 2005 г. N 636 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности"), которые существенным образом "развязывали" руки людям из ОБЭП при проведении рассматриваемых контрольных мероприятий, утратили силу.
Примечание. К специальной нормативной базе, определяющей на законодательном уровне работу органов, входящих в систему МВД, относятся:
- Закон от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - "Закон о милиции");
- Закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД)
Причиной отмены приведенных выше Инструкций стал Закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ, который исключил из статьи 11 Закона "О милиции" пункт 35, устанавливающий право сотрудников милиции проводить проверочные мероприятия по своей инициативе "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Соответственно, сотрудникам милиции запрещено самостоятельно проводить проверки, не относящиеся к их компетенции, в рамках Закона "О милиции".
Однако действующее налоговое законодательство, к примеру, дает право налоговым органам привлекать к проводимым ими выездным проверкам сотрудников милиции (п. 1 ст. 35 НК РФ). Более того, Законом об оперативно-розыскной деятельности сохранено право за органами внутренних дел осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. При этом из содержания закона об ОРД следует, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как гласно, например, путем открытых контрольных действий с выездом по адресу ведения хозяйственной деятельности организацией, так и негласно, то есть с помощью прослушивания телефонов, контроля движения информации с использованием средств электронной связи и т.д.
Таким образом, на сегодня основанием для посещения сотрудниками ОБЭП любого предприятия может послужить одно из следующих событий:
- запрос налоговых органов, направленный в органы ОВД, с просьбой поучаствовать в проведении последними выездной налоговой проверки;
- ставшие известными отделу по борьбе с экономическими преступлениями сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, органам по борьбе с экономическими преступлениями провести оперативно-розыскные мероприятия;
- запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращенные к органам по борьбе с экономическими преступлениями;
- наличие возбужденного уголовного дела.
Примечание. К оперативно-розыскными мероприятиям, в соответствии с требованиями Закона об ОРД, относятся опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
Перечень мероприятий, изложенных выше, исчерпывающий, и какое-либо его расширение допускается только путем внесения изменений непосредственно в закон.
Предъявите документ!
По общему правилу, при выявлении событий, указанных выше, сотрудники ОБЭП при встрече с вами на территории предприятия (и/или жилища) должны предъявить вам такие документы:
- мотивированное Постановление одного из руководителей соответствующего подразделения ОБЭП, причем не копию, а именно оригинал этой бумаги;
- в случае если действия сотрудников ОБЭП нарушают конституционные права и законные интересы человека или граждан, например, неприкосновенность жилища, тайну переписки, в том числе посредством электронной связи, тайну телефонных переговоров, то такие действия должны быть также подтверждены судебным решением; однако если ожидание решения суда может привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления или когда получена информация о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, то подразделениям ОБЭП даны полномочия действовать без решения суда, но с обязательным уведомлением последнего в течение 24 часов с момента начала оперативно-розыскного мероприятия и с обязательным последующим получением решения суда не позднее 48 часов. Неполучение решения суда в установленный срок предписывает сотрудникам ОБЭП прекратить оперативно-розыскные мероприятия;
- служебное удостоверение сотрудника ОБЭП ОВД РФ. При этом, если у вас возникают сомнения в подлинности такового, вы имеете право позвонить в милицию по всем известному телефону "02" и уточнить, наличествует ли явившийся к вам сотрудник ОВД в штате соответствующего органа.
Где - право, а где - обязанность...
К сожалению, действие Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ) не распространяется на правоотношения, возникающие в ходе контрольных мероприятий, проводимых в рамках оперативно-розыскной деятельности. Таким образом, защитные механизмы, обеспечивающие поддержку предпринимателей и организаций в ходе различных контрольных мероприятий, закрепленные в Законе N 294-ФЗ, при встрече с представителями ОБЭП не помогут.
В этой связи сотрудникам организаций и предприятий необходимо ориентироваться в правах и обязанностях рассматриваемых органов системы ОВД РФ в целях самозащиты от превышения полномочий таковыми.
Однако статья 14 Закона об ОРД содержит общие декларативные нормы, предписывающие работникам ОБЭП соблюдать конституционные права и интересы человека и гражданина, что не дает прямого ответа на вопрос, какими именно правами наделен сотрудник ОБЭП при осуществлении контрольного мероприятия, а какими - нет.
В противовес неопределенной статье об обязанностях сотрудников данных правоохранительных органов, в статье 15 Закона об ОРД законодатели более детально подошли к решению вопроса с перечнем прав.
Обобщая предписания законов, в том числе Закона о милиции, можно выделить следующие обязанности сотрудников ОБЭП, проводящих оперативно-розыскные мероприятия:
- при выполнении действий, что называется, "с выездом на место", уполномоченные лица, как правило, привлекают граждан в качестве понятых, что должно обеспечивать беспристрастность в обследовании помещений организации;
- в случае если в ходе проверочных действий изымаются документы, то сотрудник ОБЭП обязан составить Акт изъятия, в котором детализировать перечень изымаемых документов, указывая их реквизиты;
- с изъятых документов должны быть изготовлены копии, которые подлежат заверению участвующим в проверке должностным лицом, и передаче их предпринимателю;
- об изъятии документов и изготовлении их копий делается отметка в протоколе проведения оперативно-розыскного мероприятия; однако если в момент проведения указанных действий снять копии изымаемых документов невозможно, то таковые должны быть переданы предпринимателю не позднее чем в течение пяти дней после изъятия оригиналов;
- в ходе осуществления контрольных мероприятий использовать по договору или устному соглашению помещения и имущество предприятий.
Обратите внимание на два достаточно специфических права сотрудников ОБЭП (в сущности, они напрямую не связаны с контрольным мероприятием "на месте", но могут лечь в основу проведения этого мероприятия, а именно: устанавливать на безвозмездной или возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и создавать предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных оперативно-розыскной деятельностью.
Таким образом, после встречи с сотрудниками ОБЭП у вас на руках должны остаться: копия постановления, в результате которого был "организован" визит; копия акта изъятия, в котором обязательно нужно расписаться в подтверждение согласия со всеми произведенными действиями; копии документов, которые были изъяты в процессе оперативно-розыскных мероприятий.
Помните, что в случае несогласия с содержанием того или иного из перечисленных выше документов или при наличии, по вашему мнению, в действиях сотрудников данных органов фактов, нарушающих ваши конституционные права, вы имеете возможность сделать соответствующую надпись в таком документе, подтвердив ее своей подписью.
Ю. Лабутина,
юрист
"Расчет", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru