Порядок исчисления пособий с 2011 года
Закон N 255-ФЗ*(1) является основным законом, определяющим условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С 01.01.2011 Законом N 343-ФЗ*(2) были внесены изменения в данный закон. В основном они касаются порядка исчисления указанных пособий. В статье же рассмотрим все изменения, внесенные Законом N 343-ФЗ.
Вначале отметим, что с 2011 года работодатель обязан выплачивать пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня за счет собственных средств (ранее - за два дня), а четвертый и последующие дни оплачиваются за счет средств ФСС.
Права и обязанности страхователей
В статье 4.1 Закона N 255-ФЗ прописаны права и обязанности организации-страхователя. С 2011 года согласно п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ новой обязанностью страхователя стало выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы) не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.
При этом данная справка должна быть составлена по форме и в порядке, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В свою очередь работодатели, которые получили от своего сотрудника справки о сумме заработной платы (иных выплат и вознаграждений), выданные ему другими страхователями, имеют право проверить содержащиеся в справках сведения. Это делается путем запроса в территориальный орган ФСС по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Данное дополнение внесено п. 4 ч. 1 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ.
От редакции. На момент выхода журнала форма и порядок оформления справки и запроса не установлены.
В связи с тем, что у работодателей появилась обязанность выдавать справки о сумме заработка увольняемого работника за последние два календарных года, Закон N 255-ФЗ был дополнен новой ст. 15.1, которая предусматривает ответственность за недостоверность сведений, необходимых для назначения и выплаты социальных пособий. В этой статье сказано, что:
- физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.
Кроме того, с работника, предоставившего справки с недостоверными сведениями о сумме заработка, может быть взыскана излишне выплаченная сумма пособий (ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). При каждой последующей выплате пособия либо зарплаты работодатель производит удержание (не более 20% выплачиваемой суммы). При прекращении выплаты пособия либо зарплаты оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Пособие по временной нетрудоспособности в период простоя
Изменения конкретизировали порядок оплаты пособия по временной нетрудоспособности в период простоя. Теперь в случае, если временная нетрудоспособность наступила до простоя и продолжается в период простоя, пособие по нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам (ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ). Если же работник заболеет во время простоя и дни болезни будут приходиться на этот период, пособие по временной нетрудоспособности не назначается и не выплачивается (пп. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ).
Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Согласно п. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица. Отметим, что изменения, которые стали действовать с 2011 года, касаются порядка назначения и выплаты социальных пособий в случае, когда застрахованное лицо работает у нескольких работодателей. Рассмотрим эту ситуацию более подробно.
Как выплачиваются социальные пособия, если застрахованное лицо занято у нескольких работодателей? Согласно внесенным в ст. 13 Закона N 255-ФЗ поправкам изменился подход к определению страхователя, который должен назначать и выплачивать социальные пособия, а именно:
- если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы) (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы) по выбору застрахованного лица) и исчисляются исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 данного закона, за время работы (службы) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ);
- если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ);
- если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему либо в соответствии с ч. 2 ст. 13 страхователями по всем местам работы (службы) исходя из среднего заработка за время работы (службы) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо в соответствии с ч. 2.1 ст. 13 страхователем по одному из последних мест работы (службы) по выбору застрахованного лица (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Обратите внимание! При обращении за назначением социальных пособий в случаях, указанных в ч. 2.1 и 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, к работодателю по одному из последних мест работы (службы) работник должен предоставить справку (справки) с места работы (службы) у другого работодателя о том, что назначение и выплата пособий последним не осуществляются (ч. 5.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
В части 5 и 6 ст. 13 Закона N 255-ФЗ было добавлено требование о том, что для назначения и выплаты социальных пособий застрахованным лицам страхователь должен предоставить в территориальный орган кроме документов, перечисленных ранее, справку (справки) о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие. При этом в случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия по ежемесячному уходу за ребенком справки о сумме заработка, необходимой для назначения этих пособий в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 13, соответствующие пособия назначаются на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
Если застрахованное лицо по каким-либо причинам не может предоставить справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя в связи с прекращением деятельности этим страхователем либо по иным причинам, то можно:
- вместо подлинника такой справки представить ее копию о сумме заработка, заверенную в установленном порядке (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ);
- написать заявление, на основании которого страхователь направляет запрос в территориальный орган ПФР о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
От редакции. На момент выхода журнала форма, порядок и сроки запроса не установлены.
Порядок расчета среднего заработка для исчисления пособий
С 01.01.2011 в ст. 14 Закона N 255-ФЗ были внесены существенные изменения в части расчета среднего заработка, исходя из которого исчисляются социальные пособия, а именно:
- пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы) у другого страхователя (других страхователей). При этом средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия;
Обратите внимание! Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
- в средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Законом N 212-ФЗ*(3);
- средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 ст. 13, на 730;
- средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС. Если назначение и выплата застрахованному лицу пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются несколькими страхователями, то средний заработок, исходя из которого исчисляются указанные пособия, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей указанную предельную величину, при исчислении данных пособий каждым из этих страхователей.
К сведению. С 2011 года предельная величина для начисления страховых взносов устанавливается в сумме, не превышающей 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (Постановление Правительства РФ N 933*(4)). Однако в целях исчисления пособий необходимо принимать предельную величину страховых взносов, которая была установлена в 2010 году, а именно в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода.
Отметим, что в ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ сказано, что средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая, если:
- застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 ст. 14, не имело заработка;
- средний заработок, исчисленный за указанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
В части 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрена еще одна особенность исчисления среднего заработка. Если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.
Однако как бы ни рассчитывался средний заработок, в ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ сказано, что в любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Напомним, что с 2011 года этот размер пособия по уходу за первым ребенком равен 2 194,34 руб., за вторым и последующими детьми - 4 388,67 руб. (ст. 4.2 и 15 Закона N 81-ФЗ*(5), п. 2 ст. 10 Закона N 357-ФЗ*(6)).
Примеры расчета пособия по временной нетрудоспособности и ежемесячного пособия по уходу за ребенком
Приведем пример расчета указанных пособий в случаях, когда застрахованное лицо работало у нескольких работодателей.
Пример 1
У В.В. Войтенко временная нетрудоспособность наступила с 13.01.2011 по 19.01.2010 (семь дней), страховой стаж составляет 8 лет 7 месяцев, таким образом, работница имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100%.
В течение двух лет она работает в двух учреждениях. В 2009 г. ее заработок составил в первом учреждении 230 000 руб., а во втором - 200 000 руб., в 2010 г. - 250 000 и 210 000 руб. соответственно. Рассчитаем пособие по временной нетрудоспособности в 2011 г.
Итак, поскольку на момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких работодателей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же работодателей, то пособие по временной нетрудоспособности выплачивается по каждому месту работы.
В первом учреждении средний дневной заработок равен 657,53 руб. ((230 000 + 250 000) / 730). Размер пособия составит 4 602,71 руб. (657,53 руб. х 7 дн.).
Во втором учреждении средний дневной заработок - 561,64 руб. ((200 000 + 210 000) / 730). Размер пособия составит 3 931,48 руб. (561,64 руб. х 7 дн.).
Пример 2
В.В. Войтенко в 2009 г. работала в учреждении, где ее заработок составил 170 000 руб. В 2010 г. она перешла работать в два других, ее заработок составил в первом учреждении 300 000 руб., во втором - 170 000 руб. Временная нетрудоспособность наступила с 13.01.2011 по 19.01.2010 (семь дней), страховой стаж составляет 8 лет 7 месяцев, таким образом, работница имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100%. Рассчитаем его сумму.
Поскольку на момент наступления страхового случая застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у другого работодателя, то пособие по временной нетрудоспособности выплачивается по одному из последних мест работы. Таким образом, получается:
- в 2009 году - 170 000 руб.;
- в 2010 году - 470 000 руб. (300 000 + 170 000). Однако при расчете пособия будет учитываться только 415 000 руб., так как согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ доход превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную Законом N 212-ФЗ.
Таким образом, средний дневной заработок составил 801,37 руб. (170 000 + 415 000) / 730. Сумма пособия по временной нетрудоспособности будет равна 5 609,59 руб. (801,37 руб. х 7 дн.).
Пример 3
Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем размер пособия по уходу за ребенком с 01.02.2011.
Итак, застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем по одному месту работы (службы) по выбору застрахованного лица и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со ст. 14 Закона N 255-ФЗ, за время работы (службы) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитывать первое учреждение, так как его выбрал страхователь, значит, сумма заработка за 2010 год будет учитываться только в первом учреждении.
За 2009 год заработок составил 430 000 руб. (230 000 + 200 000). Однако при расчете пособия будет учитываться только 415 000 руб., так как в нарушение ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ доход превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленную Законом N 212-ФЗ.
За 2010 год заработок составил 250 000 руб. Общий заработок для исчисления пособия - 665 000 руб. (415 000 + 250 000). Средний дневной заработок - 910,96 руб. (665 000 руб. / 730). Среднемесячный заработок равен 27 693,20 руб. (910,96 руб. х 30,4). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 11 077,28 руб. (27 693,20 руб. х 40%).
Пример 4
В.В. Войтенко в 2009 г. работала в учреждении, где ее заработок составил 170 000 руб. В 2010 г. она перешла работать в другое, где ее заработок составил 300 000 руб., а в 2011 г. снова сменила место работы. Рассчитаем сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Данное пособие назначается и выплачивается по последнему месту работы, а вот в расчетный период берется заработок, полученный на предыдущих местах работы (п. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Средний дневной заработок составит 643,84 руб. ((170 000 + 300 000) / 730). Среднемесячный заработок будет равен 20 788,74 руб. (643,84 руб. х 30,4). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком - 8 315,50 руб. (20 788,74 руб. х 40%).
В заключение отметим, что новые правила применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, произошедшим после 01.01.2011, так как с указанной даты вступают в силу изменения Закона N 255-ФЗ. При этом в ст. 3 Закона N 343-ФЗ указано, что возможен пересчет назначенных по старым правилам (действующим до 2011 года) пособий, выплачиваемых после 1 января 2011 года, если в результате применения нового порядка исчисления их размер увеличится. В противном случае пересчет не производится.
И.В. Гордеева,
эксперт журнала
"Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(4) Постановление от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2010 г.".
*(5) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(6) Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"