Особенности организации оперативного и аналитического учета в обслуживающих производствах и хозяйствах
Чтобы квалифицированно руководить современным сельскохозяйственным предприятием, необходимо постоянно иметь информацию о процессах производства и реализации не только в основном производстве, но и в обслуживающих бытовые нужды работников производствах и хозяйствах. Основной задачей учета в обслуживающих производствах и хозяйствах является своевременное и достоверное отражение затрат (расходов) и доходов по каждому производству.
Особенности организации оперативного учета в обслуживающих производствах
Порядок учета затрат (расходов), объема произведенной продукции и оказанных услуг, определение результатов финансово-хозяйственной деятельности, контроль за использованием ресурсов в обслуживающих производствах и хозяйствах отличаются от организации учета основного производства сельскохозяйственной организации.
Структурные подразделения обслуживающего характера для учета собственных затрат используют синтетический счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", который является операционным, калькуляционным счетом. По дебету данного счета отражаются расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг), в разрезе статей затрат [1].
Особенности организации оперативного и аналитического учета обусловлены технологией производства продукции и спецификой социального и бытового обслуживания. По каждому производству и хозяйству составляется свой специализированный счет или отчет, данные которых группируются в сводном типовом лицевом счете по форме N 83-АПК в целом по предприятию, что, как традиционно считалось, позволяет точно и своевременно отражать расходы и доходы, а также контролировать движение и сохранность сырья и готовых изделий по производству [2]. Но, по нашему мнению, в данном случае возникает проблема снижения оперативности, а следовательно, своевременности предоставления такой информации.
Правильное заполнение отчетов, получаемых от обслуживающих производств и хозяйств, становится основным условием, обеспечивающим достоверность всего информационного массива как в малых, так и в крупных предприятиях и является главной предпосылкой построения эффективной системы контроля за деятельностью сельскохозяйственного предприятия на еженедельной и ежемесячной основе.
Первичный учет в структурных подразделениях общественного питания
Бухгалтерские записи по движению готовой продукции, ингредиентов и товаров в столовой (буфете) составляются на основании калькуляционной карточки (форма N ОП-1), плана-меню (форма N ОП-2), требования в кладовую (форма N ОП-3), накладной на отпуск товара (форма N ОП-4). В столовой (буфете) ежедневно в одном экземпляре заведующим производством накануне дня приготовления пищи составляется план-меню (унифицированная форма N ОП-2), который затем утверждается руководителем предприятия [4]. Блюда записываются в следующей последовательности: закуски, первые блюда, вторые блюда, напитки, комплексные обеды и т.д. Товары, изготовленные на других предприятиях, в план-меню не включаются, а их перечень и цены прописываются в прейскуранте отдельно. Исходя из количества намеченных для изготовления блюд посредством так называемого требования в кладовую (унифицированная форма N ОП-3) из кладовой (склада) запрашивается необходимое количество ингредиентов.
Отпуск продуктов из кладовой (со склада) оформляется накладной на отпуск товара (унифицированная форма N ОП-4) или лимитно-заборной картой. Один экземпляр накладной (лимитно-заборной карты) остается у материально ответственного лица, получающего товар, а второй - у кладовщика, отпустившего товар. Из-за особенностей расфасовки отпустить из кладовой именно то количество ингредиентов, которое было затребовано, не всегда возможно, поэтому графы "затребовано" и "отпущено всего" не идентичны.
Продукты, поступившие в столовую (буфет), записываются под отчет заведующему производством, а переданные на кухню для приготовления блюд - повару. Продукты, оставшиеся неизрасходованными на кухне, в конце дня подлежат передаче заведующему производством. Учет продуктов, поступивших под отчет повару, и их расход на приготовление блюд осуществляются в суммовом выражении. Если форма расчетов с потребителями не позволяет получить данные о реализации изделий кухни по наименованиям и количеству, то применяется акт о продаже и отпуске изделий кухни (форма N ОП-11). Но форма расчетов с потребителями должна позволять учитывать информацию по направлениям реализации (за наличный расчет, работникам, в магазины и т.д.), по наименованиям, количеству и стоимости продукции. В таком случае ежедневно на основании кассовых чеков, талонов, накладных и других документов заполняется и подписывается акт о реализации и отпуске изделий кухни (форма N ОП-10). В соответствующих графах этого акта отражаются количество и стоимость блюд по каждому виду реализации. Стоимость израсходованных ингредиентов по учетным ценам списывается с материально ответственного лица. Реализованные и отпущенные изделия группируются в акте по видам готовой продукции.
Если реализация осуществляется только за наличный расчет, то оформляется акт о реализации готовых изделий кухни за наличный расчет (форма N ОП-12). Данный акт является приложением к ведомости учета движения продуктов и тары на кухне (форма N ОП-14). Эта ведомость составляется в двух экземплярах ежедневно в стоимостном выражении заведующим производством, один из которых со всеми приложенными документами сдается в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица. Соответственно на ведомости должны быть подписи бухгалтера и материально ответственного лица. Бухгалтер должен сверить соответствие остатка на начало дня с предыдущей ведомостью или с инвентаризационной описью, если ведомость была составлена после проведения инвентаризации. Приходная и расходная части заполняются по данным первичных документов с указанием их номеров. Остаток по учетным данным на конец дня определяется путем вычитания из прихода с остатком суммы "Итого в расходе".
Контроль за содержанием информации в первичных документах и отчетах
В случае выявления расхождений с данными бухгалтерского учета, а также недостачи продуктов и тары в ведомости учета движения продуктов и тары на кухне записывается решение руководителя.
Правильность начального остатка в этой ведомости устанавливается путем сличения данного отчета с предыдущим, который считается правильным (так как он уже был проверен).
Бухгалтер проверяет соответствие цен по договорам и прейскурантам. Умножением количества каждого ингредиента на его цену проверяется стоимость пошедших в производство продуктов, которая должна совпасть с величиной, указанной в первичном документе. Бухгалтер проверяет также правильность подсчета итогов приходной и расходной частей ведомости учета движения продуктов и тары на кухне и остатка продуктов и тары на конец отчетного периода.
При проверке отчетов бухгалтер должен обращать особое внимание на своевременность и полноту оприходования продуктов, а также на правильность их списания в расход. Если при проверке цен, таксировки и подсчетов будут выявляются ошибки, они исправляются корректурным способом, а исправления заверяются подписью лица, выявившего эту ошибку. Об изменении остатка продуктов и тары на конец отчетного периода ставится в известность материально ответственное лицо, которое своей подписью в конце ведомости должно удостоверить правильность внесенных исправлений и нового остатка.
Таким образом, ведомость учета движения продуктов и тары на кухне традиционно являлась средством оперативного контроля движения и сохранности сырья и готовых изделий.
Совершенствование системы документооборота в обслуживающих производствах
В настоящее время актуальной является проблема дублирования бухгалтерского и оперативно-технического (операционного) документооборота, то есть информационных потоков, необходимых менеджерам операционных подразделений для планирования и регулирования порученных им операций.
Совершенствование системы управления с объективной необходимостью требует совершенствования учетно-информационной системы предприятия.
Нельзя не поддержать позицию профессора Р.В. Костиной, что "бухгалтерский учет измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования; обрабатывает данные, сохраняя их до нужного момента, а затем перерабатывает таким образом, чтобы они стали полезной информацией; передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия решений" [3, с. 59].
В качестве информационного фундамента управления на предприятии выступает учетно-информационная система. При этом важным условием эффективной работы такой системы является минимизация необходимых отчетов при максимальном разнообразии первичной информации. Важной предпосылкой для этого является автоматизация сбора, передачи, агрегации и сохранения первичных данных, получаемых из отдельных подразделений обслуживающих производств и хозяйств, которая позволяет настраивать оптимальную для пользователя степень детализации отчетов и оптимальный временной график предоставления отчетов для руководителя обслуживающего производства и хозяйства.
При автоматизированном способе ведения учета нет необходимости составлять ведомость учета движения продуктов и тары на кухне по форме N ОП-14. Более эффективным для отражения выпуска и реализации готовой продукции является отчет о выпуске готовой продукции, в котором все строки заполняются автоматически из данных самой операции без ожидания информации, содержащейся в первичных документов (табл. 1).
Таблица 1
Отчет о выпуске готовой продукции
Подразделение | Продукция | Состав | Реализовано | Выпуск | |||||
Количество | Стоимость, руб. | НДС в т.ч. | Количество | Стоимость в бухгалтерском учете, руб. | Стоимость в налоговом учете, руб. | Постоянные разницы | |||
Всего | 443,000 | 29 220,00 | 4 457,38 | 443,000 | 6 591,57 | 6 591,57 | |||
Столовая | 431,000 | 28 380,00 | 4 329,22 | 431,000 | 6 399,45 | 6 399,45 | |||
Напитки | 431,000 | 28 380,00 | 4 329,22 | 431,000 | 6 399,45 | 6 399,45 | |||
Кофе Экспрессо | 179,000 | 10 740,00 | 1 638,36 | 179,000 | 2 007,57 | 2 007,57 | |||
Кофе зерновой, кг | 1,253 | 1 165,29 | 1 165,29 | ||||||
Вода бутилированная, л | 13,425 | 72,44 | 72,44 | ||||||
Сахар пакетированный 5 г, шт. | 358,000 | 257,11 | 257,11 | ||||||
Стакан одноразовый, шт. | 179,000 | 285,20 | 285,20 | ||||||
Крышка к стаканчику, шт. | 179,000 | 227,53 | 227,53 | ||||||
Кофе Капучино | 252,000 | 17 640,00 | 2 690,86 | 252,000 | 4 391,88 | 4 391,88 | |||
Кофе сублимированный, кг | 0,756 | 2 003,40 | 2 003,40 | ||||||
Смесь молочная сухая, кг | 1,260 | 1 100,76 | 1 100,76 | ||||||
Вода бутилированная, л | 37,800 | 203,92 | 203,92 | ||||||
Сахар пакетированный 5 г, шт. | 504,000 | 361,98 | 361,98 | ||||||
Стакан одноразовый, шт. | 252,000 | 401,51 | 401,51 | ||||||
Крышка к стаканчику, шт. | 251,000 | 320,31 | 320,31 | ||||||
Буфет | |||||||||
Горячий шоколад | 12,000 | 840,00 | 128,16 | 12,000 | 192,12 | 192,12 | |||
Какао-напиток, кг | 0,240 | 130,80 | 130,80 | ||||||
Вода бутилированная, л | 1,800 | 9,72 | 9,72 | ||||||
Сахар пакетированный 5 г, шт. | 24,000 | 17,24 | 17,24 | ||||||
Стакан одноразовый, шт | 12,000 | 19,12 | 19,12 | ||||||
Крышка к стаканчику, шт. | 12,000 | 19,12 | 19,12 |
Использование современных информационных технологий, позволяющих на базе информации о совершенной операции формировать первичные документы, группировать данные в разных отчетных разрезах, необходимых для выполнения тех или иных функций управления, позволяет снизить или ликвидировать дублирование оперативно-технического и бухгалтерского документооборота. Поэтому представляется целесообразным объединение контуров оперативной информационной системы предприятия и бухгалтерского учета. По соответствующим аналитическим признакам группируется вся существенная информация. Это позволяет исключить этап сверки соответствия остатка на начало отчетного периода с предыдущим отчетом (ведомостью, инвентаризационной описью), составляемым по данным оперативного учета. Приходная и расходная части отчетных документов заполняются автоматизированным способом по данным не первичных документов, а непосредственно по данным хозяйственной операции с указанием всех требуемых бухгалтерской программой квалификационных признаков, однородность которых является основой группировки информации через соответствие номенклатуры и готовой продукции (работ, услуг).
Стандартизация учетно-информационного обеспечения учитывает нормативное положение об относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности, закрепленное Концепцией развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 N 280.
Предложенный способ организации учета во всех подразделениях и филиалах обслуживающих производств и хозяйств агропромышленных предприятий, особенно в крупных территориально распределенных компаниях, позволяет увеличить скорость обработки учетной информации, добиться отсутствия расхождений между данными первичных документов и бухгалтерского учета, формировать исходную информацию многоцелевого назначения.
Библиография
1. Приказ Минсельхоза России от 29.01.2002 N 68 "Об утверждении Методических рекомендаций по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций".
2. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях: Учебник для начального профессионального образования / Р.Н. Расторгуева, А.В. Казакова, А.И. Павлычев и др.; под ред. Р.Н. Расторгуевой. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 416 с.
3. Костина Р.В. Методология управленческого учета и анализа при решении стратегических задач агропромышленного холдинга. - М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2009. - 312 с.
4. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132).
Т.Н. Гупалова,
канд. экон. наук,
доцент кафедры финансов
"Бухучет в сельском хозяйстве", N 1, январь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru